Сезон просвещения

Пермский театр оперы и балета открывает школу для зрителей

Поделиться
теодор курентзис
Фото: Антон Завьялов

Оперно-балетный сезон в Перми по очень давней традиции открывается произведениями «патрона» театра — Петра Ильича Чайковского: как сказано в релизе театральной пресс-службы, «27 и 28 августа необычайную жару этого лета разбавит прохладой балет «Щелкунчик», а 3 и 4 сентября можно будет укрыться от палящего солнца в тени «Лебединого озера».

7 сентября состоится первое специальное событие сезона — под управлением главного дирижёра театра Валерия Платонова в концертной версии прозвучит опера Чайковского «Черевички» по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Пермский балет празднует 90-летие, и в честь этого 24 и 25 сентября состоится гала-концерт, программа которого чрезвычайно пестра. Фрагменты из классического наследия — «Жизели» и «Лебединого озера» — будут представлены наряду с номерами из балетов Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса, а также с миниатюрами современных хореографов, поставленными специально для пермских танцовщиков.

Первая большая премьера 145-го сезона состоится в декабре — это будет опера Алексея Сюмака Cantos/«Кантос», написанная специально по заказу театра. «Песни» (так переводится Cantos с греческого) вдохновлены творчеством американского писателя Эзры Паунда (1885—1972), одного из основоположников англоязычной модернистской литературы. Музыкальный руководитель постановки — Теодор Курентзис, режиссёр — Семён Александровский, один из основателей и идеологов «Pop-up театра» в Санкт-Петербурге, известный своей работой в направлении «документальный театр». В спектакле будут задействованы 26 артистов хора и три-четыре музыканта оркестра.

Как рассказал на пресс-конференции, посвящённой началу сезона, художественный руководитель театра Теодор Курентзис, уже после начала совместной работы выяснилось, что Семён Александровский — пермяк, а его дед работал в театре заместителем директора. «Мир маленький», — философски заметил по этому поводу Курентзис.

Первая балетная премьера сезона обращается к интерпретации классики. В декабре зрители увидят новую версию «Золушки» Сергея Прокофьева в постановке Алексея Мирошниченко, главного балетмейстера театра. В новом спектакле хореограф продолжит размышлять на тему культуры и эстетики советского прошлого. Об этом были и его прошлогодние премьеры — опера-буфф «Оранго» и балет «Условно убитый» на музыку Шостаковича.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:

— Интерес к «советскому проекту» не ослабевает. Очевидно, что осознание этого коллективного опыта ещё не завершено, и пока это не будет сделано, невозможно движение вперёд. Недавно мы в балете на вновь открытую музыку Шостаковича «примирялись» с тридцатыми, сейчас будем «мириться» с пятидесятыми годами ХХ века.

Идея поместить действие балета в пятидесятые годы принадлежит художественному руководителю Пермского театра оперы и балета Теодору Курентзису. За визуальное соответствие спектакля эпохе отвечают художники Татьяна Ногинова и Альона Пикалова. Вся хореография будет абсолютно новой, с учётом выбранного периода истории.

Третья премьера первой половины сезона будет детской. В ноябре, ближе к школьным осенним каникулам, режиссёр Татьяна Полуэктова возобновит оперу Марка Минкова «Приключения в Оперной стране». От прежней постановки останется только сюжет: «картинка» будет совершенно новая.

Цикл концертных исполнений мировых оперных шедевров, начатый 7 сентября «Черевичками», продолжит в ноябре «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса в интерпретации дирижёра Артёма Абашева.

В феврале пермяков ждёт вторая оперная премьера сезона, на этот раз на площадке частной филармонии «Триумф»: впервые в России будет представлена «Свадьба» Анны Соколович, лауреата многочисленных канадских государственных и иных наград (она стала композитором 2007 года и получила «При Опус» — квебекский музыкальный «Оскар»), композитора родом из Сербии, живущей в Канаде. Опера длительностью в час исполняется шестью певицами a cappella. Сюжет — сербский обычай приготовления невесты к свадьбе.

Мировая премьера «Свадьбы» состоялась в Экс-ан-Провансе, где её увидел Теодор Курентзис. Ему понравилась музыка, но не понравилась режиссура. По его приглашению в Перми оперу будет ставить Антон Адасинский, создатель и руководитель театра DEREVO.

Продлится в новом сезоне и серия энигма-концертов, когда программу выступления приглашённого солиста и оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса зрители будут узнавать, только сидя в зрительном зале. В марте планируется концерт со скрипачкой Патрицией Копачинской (Швейцария).

Концерты с заранее объявленными программами порадуют разнообразием: от Вивальди и Баха до Шуберта и Мендельсона-Бартольди. На пермской сцене сыграют Дмитрий Синьковский, виртуоз сразу в трёх сферах — контратенор, дирижёр и скрипач, и дирижёр из Франции Рафаэль Пишон, мастер в интерпретации немецкой и австрийской музыкальной классики.

Последняя и самая большая оперная премьера сезона состоится в середине мая 2017 года. Будет представлена «Богема» Джакомо Пуччини в постановке Филиппа Химмельманна, созданная в копродукции с фестивалем в Баден-Бадене. Работы этого режиссёра уже знакомы зрителям Пермской оперы: он ставил «Свадьбу Фигаро» в 2012 году. Завершится Дягилевский фестиваль по традиции концертом фестивального оркестра: на этот раз музыканты под управлением Теодора Курентзиса исполнят Первую симфонию Густава Малера.

В конце сезона Пермь ждёт балетная премьера — вечер современной русской хореографии. Три одноактных балета на музыку Игоря Стравинского поставят три крупнейших актуальных хореографа России, три постоянных соперника: Владимир Варнава — «Петрушку», Вячеслав Самодуров — «Поцелуй феи», Алексей Мирошниченко — «Жар-птицу». На пресс-конференции Теодор Курентзис и Алексей Мирошниченко рассказывали об этом проекте с огромным увлечением. «У нас с Алексеем Григорьевичем была вспышка вдохновения», — охарактеризовал Курентзис момент возникновения идеи балетного вечера. По его словам, видеть работы этих хореографов, которые «ещё не превратились в динозавров» — это всё равно, что слушать The Beatles в 1960-е годы.

По словам Теодора Курентзиса, сейчас в Перми самая просвещённая публика в России. Постоянные посетители Пермского театра оперы и балета без дополнительных напоминаний выключают сотовые телефоны и помнят, когда можно и когда нельзя аплодировать на концертах. И всё же нет предела зрительскому совершенству!

Поэтому в новом сезоне Пермской театр оперы и балета откроет Школу зрителя. Она объединит многочисленные просветительские проекты театра, такие как «Оперный клуб» и лекции музыковеда Анны Фефеловой. Каждую неделю на различных площадках, большей частью в частной филармонии «Триумф», будут проходить занятия Школы. Это будут лекции, мастер-классы, творческие встречи и беседы.

Составной частью «школьной программы» будут открытые репетиции: все желающие смогут посетить репетиции Теодора Курентзиса и Алексея Мирошниченко. Правда, вряд ли всегда: репетиции проходят на разных площадках, которые театр арендует, не все они рассчитаны на присутствие зрителей. Но, например, в ДК им. Ленина это возможно. В дни прошедшего Дягилевского фестиваля этой традиции уже было положено начало: часть фестивальной публики, особенно студенты, ездили на репетиции Шестой симфонии Малера в исполнении оркестра MusicAeterna под руководством Курентзиса.

Вход на «занятия» в зрительской школе будет свободным. «Начальное образование у нас бесплатное», — иронично прокомментировал руководитель пресс-службы театра Василий Ефремов.


Поделиться