Афиша. Пермь. Избранное

Куда пойти с 11 по 18 марта

Поделиться

Ближайший уик-энд стоит посвятить увеселениям вперемешку с духовными исканиями: Масленица всё-таки. За увеселения отвечает Архитектурно-этнографический музей «Хохловка», где посетителей ждут катание с огромных горок, блины и сжигание чучела, а за духовное в ответе Пермский театр оперы и балета с концертным исполнением оперы «Диалоги кармелиток».

Начало новой недели совпадает с открытием нового фестиваля: институт культуры второй раз проводит свой NordFest. Для любителей современного искусства — выставка актуального рисунка из коллекции Русского музея в музее PERMM. В кино главное событие — новая комедия Дмитрия Дьяченко, постоянного режиссёра «Квартета И».

Северный фестиваль NordFest (12+) во второй раз представит в Перми культуру, литературу и искусство северных стран. В рамках фестиваля запланировано более 20 событий в Перми и Пермском крае. В Пермь прибудут деятели культуры и искусства из Финляндии, Норвегии, Дании.

Программа фестиваля NordFest (12+) обширна и разнообразна.

Мультимедийный проект литератора, краеведа и специалиста в медиапроектировании Николая Горбунова «Путешествия по сказкам Андерсена».

Николай Горбунов (Санкт-Петербург), автор проекта литературных путешествий «Педаль сцепления с реальностью», расскажет о малоизвестных сказках Андерсена, связанных с ними местах и историях, которых нет ни в одном издании, а также проведёт небольшую виртуальную экскурсию по сказочному Копенгагену.

Николай Горбунов, литератор:

— Многие из сказок и историй Ханса Кристиана Андерсена родились во время его многочисленных поездок как по родной Дании, так и за границу. По сюжетам Андерсена можно путешествовать, как по путеводителю, с той лишь разницей, что описанные в них места не только реальны, красивы и интересны, но и наполнены сказочными событиями. Круглая башня в Копенгагене, дремучий Силькеборгский лес, песчаные дюны Ютландии, замок Вартбург и пещера Венеры в Тюрингии, бронзовый кабан на площади Меркато Нуово во Флоренции, Штауббахский водопад в Швейцарии — всё это можно увидеть своими глазами и окунуться в волшебный мир сказок Андерсена в их естественной среде.

Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, 14 марта, 15:00

Открытие фотовыставки «Синий момент» финского фотохудожника Мартти Рикконена.

Колонный зал Пермского государственного института культуры, 14 марта, 18:30

Мультимедийный проект литератора, краеведа и специалиста в медиапроектировании Николая Горбунова «Интерактивная карта: край глазами литераторов».

Малый зал Пермского государственного института культуры, 15 марта, 11:00

Открытие выставки финской литературы.

Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. А.М. Горького, 15 марта, 15:00

Мультимедийный проект литератора, краеведа и специалиста в медиапроектировании Николая Горбунова «Новые форматы чтения. Литературная география и современные геоинформационные технологии как связующее звено для многомерной работы с текстом».

Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. А.М. Горького, 15 марта, 15:30

Открытие выставки «Доисторическая обезьянка Ида: взгляд из прошлого». Телемост с писателем-палеонтологом Йорном Хюрумом (Норвегия).

Йорн Хюрум Йорн Хюрум — норвежский палеонтолог и популяризатор науки. Специализируется на палеонтологии позвоночных и работает в музее естествознания университета Осло. Йорн Хюрум изучает динозавров, плезиозавров и примитивных млекопитающих и является первооткрывателем загадочного существа Ида, названного так в честь дочери Хюрума. Совместно с Торстейном Хеллеве и иллюстратором Эстер ван Хульсен он написал книгу, где рассказал историю этого доисторического примата, который располагается на эволюционной ветке между обезьянами и лемурами. Возраст Иды — 47 миллионов лет! Находка была сделана ещё в 1983 году в формации Мессель неподалеку от Франкфурта-на-Майне, но всемирную известность получила только в 2009-м. В настоящее время Ида считается древнейшим скелетом примитивного примата.

Эстер ван Хульсен Книга «Ида. Взгляд из прошлого» завоевала многочисленные награды, была номинирована на премию Министерства культуры Норвегии за лучшую книгу для детей и юношества в 2011 году, переведена на французский, немецкий, русский, японский и голландский языки, а сейчас переводится на китайский. На русском языке книга вышла в 2015 году в издательстве «Пешком в историю».

На выставке в Музее пермских древностей будут представлены иллюстрации Эстер ван Хульсен к книге «Ида. Взгляд из прошлого», а на открытии выставки в рамках телемоста Йорн Хюрум расскажет о том времени, когда посреди Европы рос тропический лес, о том, кто населял его воды, воздух, кроны деревьев и землю, почему в местечке Мессель в современной Германии так хорошо сохранились следы древней жизни, и, конечно, историю маленькой Иды. Книгу можно будет приобрести на открытии выставки.

Музей пермских древностей, 15 марта — 31 марта, вернисаж 15 марта, 17:00

Мультимедийный проект литератора, краеведа и специалиста в медиапроектировании Николая Горбунова «Литературная география».

Губаха, Городской историко-краеведческий музей, 16 марта, 10.00

Открытие выставки «Советские военнопленные в Норвегии».

Губаха, Городской историко-краеведческий музей, 16 марта, 11.30

Презентация арт-объекта «Звуки северного ветра» и концерт академического хора ПГИК.

Губаха, детская музыкальная школа им. Ю. Агафонова, 16 марта, 12:00

Мультимедийный проект Николая Горбунова «Новые форматы чтения. Литературная география и современные геоинформационные технологии как связующее звено для многомерной работы с текстом».

Соликамск, Музей истории соли, 16 марта, 18:00

Интерактивная экскурсионная программа «Дом воеводы».

Соликамск, Краеведческий музей, 17 марта, 9.00

Презентация выставки «Иконопись Михаила Потапова».

Соликамск, Троицкий собор, 17 марта, 10:00

Мастер-класс Visual-Museum-Art визуального художника Ингрид Бугге (Дания).

Проект Ингрид Бугге Ciclus заключается в том, что бы образы пермских деревянных богов передать через пластику балета и сделать фотокартины.

Пермская художественная галерея, 18 марта, 12:00
Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, 18 марта, 17:00; 19 марта, 17:00
Пермский государственный институт культуры, 19 марта, 11:15, 14:15

Детский квест по-фински «Сказочное искусство мечты» проведёт музыкально-художественный коллектив Musartti (Финляндия).

Музей современного искусства PERMM, 19 марта, 11:00

Мастер-класс музыкально-художественного коллектива Musartti «Искусство по-фински».

На мастер-классе педагогов из Финляндии дети и взрослые будут рассматривать картины, слушать живую музыку, петь, танцевать, рисовать на полу руками. «Краской» послужат безопасные пюре из ягод, фруктов и овощей. Мастер-класс проведут куратор Художественного музея Южной Карелии в Лаппеенранте Мона Тайпале, специалист по раннему детскому музыкальному развитию (Музыкальный институт Лаппеенранты) Риитта Яухиайнен и преподаватель по классу аккордеона (Музыкальный институт Лаппеенранты) Пяйви Валкеайоки.

Музей современного искусства PERMM, 19 марта, 14:00

Масленичные гуляния в воскресенье пройдут во многих местах, например, в парке Горького и в Доме народного творчества «Губерния». Но вряд ли кто-то будет спорить, что самая широкая Масленица (0+) традиционно проходит в Хохловке.

Первыми гостей встретят весёлые скоморохи, которые не дадут скучать даже самым стеснительным. Интерактивные площадки позволят проявить таланты и заработать призы. Мастер-классы для детей и взрослых… Ледяной столб для самых смелых… Катание на лошадях… Длинная хохловская горка… Штурм снежной крепости!..

На главной сцене в 12.00 начнётся концертная программа с участием фолк-группы «Воскресенье», фолк-группы «Древо», театра «Сказочный переполох». Своё мастерство продемонстрируют казаки Пермской заставы, кузнецы, циркачи.

Масленица порадует любителей вкусно поесть. Главным угощением станут блины. В торговых рядах можно будет приобрести сувениры и творения ремесленников: яркие платки, валенки, вязаные изделия, матрёшки, куклы-обереги, сувениры из бересты и можжевельника, изделия из солёного теста, деревянные игрушки Краснокамской фабрики и многое другое.

Завершится праздник в 16.00 символичным обрядом сжигания чучела Масленицы.

Архитектурно-этнографический музей «Хохловка», 13 марта, 12:00

«Диалоги кармелиток» На сцене Пермской оперы будет представлена опера «Диалоги кармелиток» (12+) Франсиса Пуленка на французском языке с русскими субтитрами. Концертная версия не предполагает театральных костюмов и, как правило, специального грима. В мировой практике это распространённое явление, которое позволяет театрам, с одной стороны, познакомить слушателей с произведениями, которые не идут или редко идут на театральной сцене, с другой — продемонстрировать вокальные возможности артистов и мастерство музыкантов в условиях, когда оперу невозможно поставить на сцене по тем или иным причинам.

«Диалоги кармелиток» — пьеса французского писателя Жоржа Бернаноса, заимствовавшего коллизию из новеллы немки Гертруды фон Ле Форт «Последняя на эшафоте». Та, в свою очередь, отсылает к реальным событиям времен Великой французской революции и повествует о сёстрах кармелитского монастыря, приговорённых к гильотине. Бернанос раскрыл перед читателем душевные переживания монахинь, идущих на смерть, и этот приём сыграл решающую роль при выборе Пуленком сюжета для своей второй оперы. Вопросы смерти, добровольной жертвы, страха перед неизвестностью с особой силой волновали композитора, оказавшегося свидетелем двух мировых войн. Начиная с конца 1940-х годов его творчество приобретало всё более глубокий философский оттенок.

Надежда Павлова

Надежда Павлова
  Антон Завьялов

Монументальная по масштабу (три акта, 12 картин), опера «Диалоги кармелиток» по существу является произведением камерным. На сочинение партитуры у Пуленка ушло три года: с августа 1953-го по июнь 1956-го. Премьера состоялась в 1957 году в театре La Scala — такого триумфа строгая миланская публика не удостаивала композиторов со времен Пуччини.

За час до концертного исполнения оперы состоится лекция музыковеда Анны Фефеловой, посвящённая произведению и эпохе.

Пермский театр оперы и балета, 12 марта, 19:00

Очередной концерт оркестра MusicAeterna (6+) пройдёт без дирижёра, зато с пением.

Куратор, подготовивший программу, — концертмейстер группы деревянных духовых инструментов Мартин Зандхофф. Солисты — Наталья Кириллова (сопрано) и Сергей Елецкий (кларнет).

В программе:

Йозеф Мартин Краус. Симфония до минор («Траурная»);
Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром ля мажор;
Вольфганг Амадей Моцарт. Концертная ария «Bella mia fiamma, addio... Resta, oh cara!»;
Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония № 35 ре мажор.

За час до концерта состоится лекция музыковеда Анны Фефеловой, посвящённая произведениям и эпохе.

Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, 18 марта, 19:00

Органист собора Нотр-Дам де Пари Йоанн Вексо (6+) выступит в Перми с концертной программой «Бах и французская музыка».

В программе:

Иоганн Себастьян Бах. Пассакалья до минор;
Андре Резон. Kyrie из Мессы второго тона;
Иоганн Себастьян Бах. Хоральная фантазия «Приди, Господь Творец»;
Николя де Гриньи. «Приди, Творец»;
Иоганн Себастьян Бах. Пьеса для органа соль мажор;Луи Маршан. Большой диалог до мажор;
Иоганн Себастьян Бах. Ария фа мажор;
Франсуа Куперен. Несколько частей из Мессы;
Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор.

Йоанн Вексо Йоанн Вексо родился в 1978 году в Нанси. Обучался органу у Кристофа Мантуа, историческому исполнительству — у Мартина Гестера и клавесину — у Алине Зильберайх в Национальной консерватории в Страсбурге, где был удостоен первого органного приза.

После окончания консерватории в Страсбурге обучался в Национальной Парижской консерватории у Мишеля Бувара и Оливье Латри, где также получил несколько первых органных призов.

В 2004 году Йоанн Вексо был удостоен поста органиста хорового органа собора Нотр-Дам де Пари. С 2009 параллельно является органистом кафедрального собора в Нанси и занимает должность главного заменяющего органиста в соборе Нотр-Дам де Пари.

Играет множество концертов по всему миру — в Европе, Америке, Азии и Африке. Записал множество компакт-дисков на исторических французских органах, особое место среди которых занимают записи на органе собора Нотр-Дам де Пари.

Органный концертный зал, 15 марта, 19:00

В Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина (Дом Смышляева) выступит пианист и композитор Василий Куликов с концертной программой «Я слышу музыку весны» (6+).

В программе вечера:

— концертная транскрипция для фортепиано «Ave Maria» Иоганна Себастьяна Баха;
— багатель «К Элизе» Людвига ван Бетховена;
— первая часть сонаты С-Dur Вольфганга Амадея Моцарта;
— концертная транскрипция для фортепиано концерта для скрипки и оркестра «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди;
а также ноктюрны и сюиты Эдварда Грига и другие произведения.

Все переложения для фортепиано сделаны самим музыкантом.

Вход свободный.

Городская библиотека им. Пушкина (Дом Смышляева), 11 марта, 18:00

Группа Gnoomes даст концерт в родном городе впервые за долгое время. В последнее время пермская команда чаще выступает в других городах и странах, что неудивительно: её первая долгоиграющая пластинка NGAN! вышла в 2015 году на независимом британском лейбле Rocket Recordings и попала в ротацию прежде всего зарубежных медиа — BBC 6, Clash, NME. После Перми парни сыграют в Москве, а потом отправятся в небольшой итальянский тур. 

Gnoomes делают музыку на стыке шугейза и психоделического рока. Они называют свою стилевую манеру stargaze, предпочитая «всматриваться в звёзды». Поток плотного барабанного ритма смешивается с тягучими мерцающими рифами и протекает сквозь слои эффектов. Эта подвижная мерцающая смесь мало похожа на то, что окружает музыкантов. Как бы то ни было, они уверяют, что вдохновляются местной природой и стараются относиться к пермской нелюдимости с юмором. 

Клуб «Особняк» (ул. Хохрякова, 15), 11 марта, 19:00

В Пермском театре юного зрителя завершает работу драматургическая лаборатория «Разговор на равных» (12+).

Все желающие смогут стать свидетелями рождения новых драматических произведений для зрителей подросткового возраста. Это «Гришка Вольт» (автор — Светлана Баженова), «Вобла и шоколад» (автор — Полина Бородина) и «Фантом Марины Кудряшовой» (автор — Анна Батурина).

В течение трёх дней режиссёры Максим Соколов, Александр Баркар и Артём Терёхин вместе с актёрами театра при участии драматургов подготовят читки пьес. Постановочные эскизы будут представлены публике 13 марта. Зрители не просто допускаются — они приглашаются к обсуждению пьес.

Все пьесы написаны на актуальном пермском материале. Лучшая будет поставлена на сцене Пермского ТЮЗа.

Художественный руководитель лаборатории — театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент Павел Руднев.

Пермский театр юного зрителя, 13 марта, 12:00

«Супербобровы»

«Супербобровы» (12+) — отечественная комедия, которая выглядит многообещающей благодаря целому ряду факторов: во-первых, режиссёр Дмитрий Дьяченко известен постоянной работой с «Квартетом И», в его «портфолио» — такие культовые суперхиты, как «О чём говорят мужчины», «День выборов» и «День радио»; во-вторых, в ролях отличные актёры Павел Деревянко, Оксана Акиньшина, Роман Мадянов, Ирина Пегова и другие; в третьих, среди действующих лиц — много собак, а это всегда приятно. Кроме того, фильм предназначен зрителям от 12 лет.

Вместо десерта на ужин семейство Бобровых получило… метеорит. Настоящий, большой, из космоса. Благодаря ему Бобровы вдруг приобретают немыслимые сверхспособности: дед становится бессмертным, а отец теперь может телепортироваться, сын начинает понимать собачий язык, а его сёстры получают суперсилу, возможность летать и быть невидимой. Единственное ограничение — способности действуют, только когда вся семейка в сборе.

Короче, у заурядной, среднестатистической ячейки общества появляется шанс превратиться в отряд настоящих супергероев. Вот только вместо того, чтобы спасать мир, они решают ограбить ближайший банк…

«Падение Лондона»

«Падение Лондона» (16+) — политический триллер-боевик с участием Джерарда Батлера.

Действие фильма начинается в Лондоне, где премьер-министр Великобритании погибает при загадочных обстоятельствах. На похоронах присутствуют руководители западного мира, и то, что начиналось как наиболее безопасное событие на земле, превращается в опаснейшее покушение на самых мощных мировых лидеров. Только три человека сохраняют надежду на предотвращение мировой катастрофы: президент США, его верный помощник — агент спецслужбы и английский агент МИ-6, который никому не доверяет.

«Джейн берёт ружьё»

«Джейн берёт ружьё» (16+) — драматический вестерн, в главной роли — Натали Портман.

Головорезы МакКэна преследуют попытавшегося отбиться от банды Хэма. Изрешечённый пулями, он укрывается на ранчо своей красавицы-жены Джейн. Ей приходится обратиться за защитой к тому, кого она хотела бы видеть меньше всего, — к своему бывшему любовнику. Джейн нужно забыть прошлое, совладать с чувствами и стать сильной и бескомпромиссной, чтобы спасти семью от расправы банды наемников.

Во всех кинотеатрах с 17 марта

«Контрибуция»

«Контрибуция» (12+) — экранизация исторического детектива Леонида Юзефовича, действие которого происходит в Перми в 1918 году. В ролях Максим Матвеев, Елизавета Боярская и Илья Носков.

В кинотеатр Very Velly, «Кристалл-IMAX» и «Премьер» с 17 марта

Незванные гости

«Незваные гости»

«Незваные гости» (16+) — фильм ужасов.

Анна страдает от агорафобии, поэтому, когда трое преступников врываются в её дом, она не может заставить себя выбежать на улицу. Злоумышленники пока не знают, что боязнь открытого пространства — не единственное расстройство психики девушки…

«Запрос в друзья»

«Запрос в друзья» (16+) — мистический триллер.

Вас добавляет в друзья одноклассник, однокурсник или коллега, с которым вы практически никогда не общались, и начинает буквально атаковать вас сообщениями, почему-то решив, что вы с ним лучшие друзья. Знакомая ситуация? В подобную попадает Лора. Решение удалить из френд-листа навязчивую и странноватую однокурсницу приведёт к таким последствиям, которые не смогли бы предугадать даже самые большие любители хорроров.

Кинотеатр «Синема-Парк», с 17 марта

«Чужая страна»

«Чужая страна» (16+) — австралийский триллер с участием Николь Кидман, Джозефа Файнса и Хьюго Уивинга.

В городке где-то посреди австралийской пустыни двое детей-подростков выходят ночью из дома и пропадают без следа. Кэтрин и Мэтью Паркеры бросают все силы, чтобы найти своих детей. Однако, чтобы докопаться до правды, родителям придётся столкнуться с тем, от чего они так далеко убежали — с прошлым.

Киноцентр «Премьер», с 17 марта

Новая выставка в Музее современного искусства PERMM называется «Актуальный рисунок» (6+). Представлены произведения из коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург); кураторы Ирина Карасик и Владимир Перц.

Актуальный рисунок аллергия на пыль

«Аллергия на пыль»

Среди авторов произведений — художники Валерий Айзенберг, Мария Арендт, Владимир Григ, Марина Жукова, Валерий Кошляков, Владислав Мамышев-Монро, Владимир Мартынов, Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн, Шимон Окштейн, Дмитрий Пригов, Виталий Пушницкий, Дмитрий Топольский, Инна Топольская, Юрий Александров, Никита Алексеев, Юрий Альберт, Татьяна Ахметгалиева, Александр Бродский, Иван Говорков, Елена Губанова, Дмитрий Гутов, Юлия Застава, Анна Желудь, Сергей Каменной, Кирилл Котешов, Нина Котел, Влад Кульков, Игорь Макаревич, Григорий Майофис, Николай Панитков, Хаим Сокол, Витас Стасюнас, Ольга Стожар, Виктор Умнов, Леонид Цхэ, Кирилл Челушкин, Антон Чумак, Маша Ша, Александр Шишкин-Хокусай.

Впервые отдел новейших течений Русского музея открывает выставку современного искусства в Перми. Эта выставка продолжает курс PERMM на стратегическое партнёрство с главными музеями России, презентуя проекты, посвящённые современному искусству.

Выставка «Актуальный рисунок» следует изначальной кураторской идее представить природу и специфику «жизнедеятельности» рисунка в современном российском искусстве. Основной акцент сделан на произведениях 1990-2000-х годов. В экспозиции собраны работы авторов из фондов Государственного Русского музея, а также музея PERMM, галерей Марины Гисич, «XL», «Ural Vision», «Риджина», «Нейм», «Paperworks», «Арт ру», «Анна Нова», коллекций и личных собраний художников.

Впервые выставка экспонировалась в Русском музее весной 2014 года и стала первым репрезентативным музейным показом современного рисунка России, получив высокие оценки как экспертов, так и зрителей.

В последние годы вторжение рисунка на территорию актуального искусства превращается в заметную и устойчивую тенденцию. Рисунок выходит за узкие рамки своего вида и, подобно фотографии или видео, становится одним из универсальных художественных языков.

Ирина Карасик, куратор выставки, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея:

— Исследуя тему современного рисунка, обнаруживаешь, что чаще всего это вообще не рисунок. Уже поэтому стоит прийти и посмотреть! На выставке есть такие произведения, которые можно соотнести с понятием «другого рисунка»: он сделан не на бумаге, не карандашами, не пером, а, например, лазером по металлу, рисунком на теле, это может быть текстильный рисунок или рисунок огромных размеров.

Сегодня начинают рисовать даже те художники, которые не имеют классической рисовальной школы. Я говорю о современных художниках, которые занимались фотографией, видео, перформансами, инсталляциями. Лично для меня, если честно, эта выставка началась именно с интереса к работам такого типа. Очень хотелось понять, почему и зачем художник, который не рисовал, стал это делать.

Выставка стремится показать, как «актуальный» рисунок всячески отклоняется от «нормы»: завоёвывает новые территории, испытывает нетрадиционные материалы, меняет среду обитания. Объектом рефлексии выступают обстоятельства и сам процесс рисования.

Вытесненный, казалось бы, фотографией и видео, обладающими большей мобильностью и «объективностью» в своих «связях с общественностью», рисунок неожиданно возвращается в социальную сферу, внедряется в публичное пространство, подпитывая гражданскую активность острым пластическим качеством. Показательно и то, что «чистый» рисунок как психологическую практику и рукотворную технику начинают заново ценить молодые медиахудожники.

Наиля Аллахвердиева, арт-директор музея PERMM:

— Прежде всего, эта выставка важна для преодоления стереотипов о границах бытования рисунка в современном изобразительном искусстве. Выставка представляет собой развёрнутое путешествие в мир рисунка, которое будет интересно как специалистам — в экспозиции представлены работы, которые в Перми показываются впервые, — так и широкой аудитории. История разворачивается на основе работ знаковых российских художников. Нужно отметить, что коллекция отдела новейших течений Русского музея — одна из самых значительных в стране.

На основе выставочного проекта музеем подготовлена обширная образовательная программа. Мы будем рассказывать про рисунок, мы будем рисовать в музее, мы будем осваивать новые рисовальные технологии. Кроме того, мы с нетерпением ждём встречи с руководителем отдела новейших течений Русского музея Александром Боровским, он прочтёт две лекции: одну — об актуальном рисунке, тема другой — «Шок в искусстве». Лекции пройдут у нас в музее 15 и 16 марта.

Ирина Карасик — историк искусства, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, член Союза художников, ассоциации искусствоведов (АИС) и международной ассоциации художественных критиков (AICA), член редакционного совета альманаха «Искусствознание» (1993-2007) и редколлегии серии «Искусство авангарда 1910-1920-х годов», заслуженный работник культуры РФ. Область научных интересов: русский авангард и современное искусство — по отдельности и в точках пересечения. Автор более 150 публикаций (первая — 1976). Куратор свыше 40 выставочных проектов. С 1977 года работает в Русском музее.

Владимир Перц — историк искусства, критик, редактор, куратор, музейный работник.

С 1997 по настоящее время — старший научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея. С 1972 года курировал десятки выставок современного искусства в России и за рубежом. Автор более 100 статей и книг по вопросам художественной культуры, живописи 1920-1930-х годов, сценографии и современного искусства.

Пермский музей современного искусства PERMM, 16 марта — 11 июня

Александр Боровский Один из самых сведущих экспертов в сфере современной художественной культуры, руководитель первого в истории российских музеев специализированного отдела новейших течений, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии Художеств, арт-критик, куратор и просто «человек-космос», как называют его коллеги, Александр Боровский прочтёт в музее PERMM две лекции: «Шок в искусстве» и «Актуальный рисунок».

Чрезвычайные, сверхсильные раздражители, вызывающие мощную ответную реакцию зрителя, известны в истории искусства с самых первых страниц его истории. Для каждого времени и ситуации — свой шок для глаз, ума и сердца, свои опрокинутые барьеры и нарушенные запреты — будь то «Олимпия» Эдуара Мане, скандализировавшая общество 150 лет назад, или недавняя премьера «Машины Мюллера» в Гоголь-центре.

Александр Боровский в своей знаменитой лекции «Шок в искусстве» будет размышлять об инструментах и приёмах, применяемых современными художниками в создании подчас неоднозначных произведений. На конкретных примерах он будет доказывать убедительность или несостоятельность радикальных приёмов в художественном высказывании, анализировать шоковую эстетику, рассмотрит новые провокационные тенденции в искусстве.

Музей современного искусства PERMM, 15 марта, 19:00

Александр Давидович порадует пермских зрителей ещё одной лекцией, в ходе которой он рассмотрит новые формы бытования рисунка. Лекция проводится в рамках открытия совместной выставки Государственного Русского музея и PERMM «Актуальный рисунок».

Музей современного искусства PERMM, 16 марта, 19:30

«Портрет времени. Художник Евгений Широков» — не первая персональная выставка заслуженного мастера Евгения Широкова в стенах Пермской галереи. Экспозиция, расположившаяся в трёх выставочных залах второго этажа, представит порядка 20 его произведений. Всего в коллекции галереи — более 40 работ художника. Творческое наследие Широкова хранится также в Государственной Третьяковской галерее, музеях России и частных коллекциях.

Имя Евгения Широкова давно занимает почётное место в рейтинге ведущих художников отечественного искусства второй половины XX века. С 1958 года, вскоре после окончания Мухинского училища, он приезжает в Пермь и начинает здесь работать. Создаёт монументальные работы, пишет портреты. А в 1967 году накопленный жизненный опыт позволяет создать творческий прорыв — художник завершает работу над портретом композитора Дмитрия Кабалевского. Эта работа участвовала во многих выставках, а в 1971 году была показана в Москве на Всесоюзной выставке, и сразу же была отмечена профессиональной критикой и зрителем. Это был прорыв не только в биографии мастера, но и в деятельности всего Пермского отделения Союза художников.

С этого времени Широков — не просто участник российских и всероссийских выставок, перед ним распахиваются двери центральных выставочных залов, его имя всё чаще попадает на страницы прессы. Художнику всё больше интересен портрет, но, в отличие от более раннего периода, он приходит к портрету-картине. Это размышления о времени и о себе, о вечных вопросах бытия и современности, которые задаются на протяжении веков, тревожат и нашего современника. Это исповедь самого художника, «поднимающаяся до драмы высокого сосредоточенного одиночества», — как писал сам Евгений Николаевич.

Художник через образы своих персонажей разговаривает со зрителем. Зритель же входит в пространство эпохи 1960-80-х годов, пространство жизни сильной, мужественной личности, задающей вопросы себе и обществу.

Пермская государственная художественная галерея, 11 марта — 3 апреля

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться