Любовь Холодилина

корреспондент

Анастасия Кожевникова

корреспондент

Депутаты заксобрания обсудили возможности инициативного бюджетирования

Поделиться

Депутат Законодательного собрания Пермского края Алексей Бурнашов познакомил коллег сразу из трёх комитетов (по государственной политике и развитию территорий, по бюджету и по экономическому развитию и налогам) с проектом своего закона «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае». Его суть — дать жителям возможность выбирать самые значимые объекты и собирать на их установку или содержание 10 или 25% от стоимости. Остальные средства будут выплачены из бюджета. Для реализации этого проекта в следующем году предлагается заложить в бюджете Пермского края примерно 85 млн руб.

Алексей Бурнашов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Такие проекты сегодня практикуются примерно в тысяче муниципалитетов. Эта возможность уже позволила собрать порядка 10 млрд руб. на социально важные объекты по мнению жителей. При этом взнос каждого был всего порядка 200300 руб. Проект позволит повысить прозрачность использования средств бюджета и увеличит степень доверия граждан к правительству. Кроме того, такие проекты живут дольше всех остальных: вкладывая рубль, люди не просто следят за процессом, а живо в нём участвуют. К примеру, жители собрали на дорогу 10% от стоимости. Когда начали делать дорогу, жители взвесили асфальт. Нашли, что привезли на 8 тонн меньше, и заставили компанию довезти асфальт.

При обсуждении предложения Алексея Бурнашова возник вопрос, не станет ли проект предлогом переложить ответственность с муниципалитетов на самих жителей.

Вадим Чебыкин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— С одной стороны, содержание социально значимых объектов — предмет государственной заботы. С другой стороны, сегодняшний менеджмент в госуправлении и в управлении муниципалитетов таков, что мы живём под девизом «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Активную поддержку предложение получило от Елены Гилязовой, председателя комитета по экономическому развитию и налогам: «Для себя я обозначу этот закон как один из лучших за время моей работы в Законодательном собрании. Последние годы мы изо всех сил стимулируем иждивенчество и патерналистские настроения у избирателей. Этот закон позволит населению самоорганизоваться, даст возможность инициировать действия, которые жители считают приоритетными. Это один из шагов формирования гражданского общества, которого у нас нет».

На заседании бюджетного комитета представители Контрольно-счётной палаты (КСП) и аналитического управления краевого парламента высказали свои замечания и предложения по доработке законопроекта. Как отметил председатель краевой КСП Юрий Новосёлов, законопроектом не определены направления расходования субсидий, что является нарушением п. 3 ст. 39 Бюджетного кодекса РФ. Аналитики же посоветовали законотворцам «более чётко сформулировать цели и задачи законопроекта, определить развёрнутый механизм его реализации, проработать каждый из этапов инициативного бюджетирования». А также «вернуться к вопросу систематизации существующих возможностей поддержки гражданских инициатив и отразить их все в одном нормативном акте».

«Кто будет следить за организацией и реализацией гражданских инициатив, это будет отдел в составе министерства? Отдельное подразделение или отдельное юридическое лицо? Это чиновники?» — поинтересовалась председатель комитета по бюджету Елена Зырянова.

«Мы думаем над этим вопросом. Создавать какую-то дополнительную структуру и тратить деньги — не совсем правильно и эффективно, поэтому мы предлагаем сделать так же, как с ТОСами», — ответил Алексей Бурнашов.

«Чем принципиально законопроект отличается от договора самообложения граждан, когда они выступают с инициативой в рамках своего муниципального образования?» — задал вопрос депутат Алексей Червонных.

Алексей Чибисов, заместитель председателя правительства Пермского края:

— Самообложение — это инициатива граждан и референдум. Через закон о Пермском крае на один собранный рубль мы даём пять рублей. Что касается инициативного бюджета — это всё-таки не референдум, это обсуждение на уровне поселений, решение тех или иных вопросов местного значения. Соглашусь, в какой-то мере они параллельны. Если говорить по-честному, это дополнительный ресурс для муниципалитетов, для решения вопросов местного значения. Здесь край выделяет средства, участвуют граждане, бизнес, сами муниципалитеты, в самообложении — чётко расписано, что это деньги граждан и краевого бюджета.

В поддержку инициативного бюджетирования высказался депутат Армен Гарслян. «Важно, чтобы это всё не похоронили сразу. Считаю, что этим должна заниматься не какая-то организация на аутсорсинге, а министерство или отдел, это на ваше усмотрение. Как мы поведём процесс, так его и продолжат. Граждане сами сильно не вникают в то, что они получают уникальную возможность, что они могут меньше жаловаться на власть. Считаю, что это здорово, это надо поддерживать», — заявил парламентарий.

После этого депутаты бюджетного комитета проголосовали за то, чтобы поддержать закон, внесённый Алексеем Бурнашовым.

Законопроект будет рассмотрен в первом чтении на ближайшем пленарном заседании заксобрания 19 февраля 2016 года.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться