Любовь Холодилина

корреспондент

Опасный мусор и дыры в законе

«Потенциальная угроза при обнаружении медицинских отходов есть всегда»

Поделиться

«Новый компаньон» продолжает следить за ситуацией участившихся выбросов опасных медицинских отходов. Почему надзорные органы не могут взять под контроль оборот медицинского мусора в регионе, рассказал эксперт из прокуратуры, хорошо знакомый с ситуацией.

По версии прокурорского работника, попросившего не называть его имени, главной причиной ставшей практически бесконтрольной утилизации стали постоянные изменения в законодательстве России. После принятия в 2011 году закона об основах охраны здоровья граждан в РФ, содержащем требования СанПиНа 2.1.7.2790-10 (санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами), оборот медотходов отделили от общего обращения отходов. Если раньше утилизацией медицинского мусора, как и утилизацией неопасных бытовых отходов, занимались компании, прошедшие лицензирование, теперь подрядчики, работающие в сфере медицинских отходов, освободились от обязанности получать специальные разрешения.

«Процедуры по выбору утилизаторов проводятся с помощью конкурса, в которых побеждают предприятия, предлагающие наименьшую цену. При этом по закону перед заключением контракта у них нельзя требовать лицензии или подтверждение о наличии специализированного оборудования. Кроме того, в России за бытовые или, как их сейчас называют, коммунальные отходы взимается налог за образование негативного воздействия, в то же время плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов не взимается», — разъясняет эксперт.

Таким образом, получилось, что обращаться с медицинскими отходами, несмотря на то, что они относятся к опасным, стало проще, чем с бытовым мусором. Сегодня в законодательстве РФ просто не установлены требования к получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов.

Надзорная работа в сфере медицинских отходов осложняется тем, что из-за процедур утилизации такого рода мусора контроль может лежать сразу на нескольких ведомствах. С одной стороны, это Росприроднадзор и инспекция по экологии и природопользованию, а с другой — Роспотребнадзор. По всем правилам медицинские отходы должны проходить два этапа утилизации: обеззараживание, обеспечивающее эпидемиологическую безопасность медицинского мусора, и обезвреживание, когда изменяется внешний вид отходов.

Роспотребнадзор должен контролировать образование, сбор, сортировку, время хранения медицинских отходов в учреждениях здравоохранения, а также отслеживать процедуру обезвреживания и обеззараживания. В свою очередь Росприроднадзор и инспекция по экологии и природопользованию следят за тем, чтобы на полигоны твёрдых бытовых отходов попадали только обеззараженные и обезвреженные медицинские отходы. Вся проблема заключается в том, что определить «на глаз» со 100%-ной уверенностью, прошли медицинские отходы процедуры обеззараживания и обезвреживания, просто невозможно.

«Инициировать контроль подрядчиков, занимающихся утилизацией медицинских отходов, это компетенция Роспотребнадзора, но в законе есть много вещей, запрещающих им проводить излишние проверки. Пока нет доказательств опасности — нет причин инициировать контрольные мероприятия. С другой стороны, у Росприроднадзора и инспекции по экологии нет лаборатории, в которой можно подтвердить опасность отходов, чтобы Роспотребнадзор инициировал проверку. Зато такое специальное оборудование есть в Роспотребнадзоре», — пояснил эксперт.

В природоохранной прокуратуре считают, что, с точки зрения распространения инфекций, потенциальная угроза при обнаружении медицинских отходов есть всегда, поэтому при каждом обнаружении Роспотребнадзор должен доказывать, что медотходы не опасны для населения.

По мнению эксперта, сегодня в Прикамье существует два способа взять под контроль ситуацию с выбросами опасных медицинских отходов. Первый — изменение федерального закона, второй — новая политика краевого минздрава. «Минздраву, как главному заказчику, нужно заключать договоры так, чтобы учреждения имели возможность отслеживать, как утилизируются произведённые ими отходы, а оплата услуг подрядчика производилась лишь после того, как компания представит доказательства обезвреживания и обеззараживания опасных медицинских отходов», — считает наш собеседник.

Вместе с тем он сомневается в том, что депутаты краевого парламента, ранее высказывавшие свою заинтересованность в решении вопроса медотходов, могут что-то изменить. «Скорее всего, краевым депутатам не удастся законодательно повлиять на изменение ситуации в сфере оборота медицинских отходов, так как это сфера компетенции Роспотребнадзора, подчиняющегося федеральным законам», — заключил эксперт.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться