В Перми обсудили проблему перевода жилых помещений в нежилые

Поделиться

Представители регионального отделения «Опоры России» и уполномоченный по правам предпринимателей в Пермском крае провели «круглый стол» по проблемам перевода жилых помещений в нежилые. Речь шла о трудностях, которые возникают у предпринимателей при оформлении процедуры, поскольку районные администрации требуют предоставление дополнительных излишних документов.

В Жилищном кодексе РФ установлен перечень документов, которые необходимы для перевода жилого помещения в нежилое. Этот список состоит из пяти позиций:

— заявление о переводе помещения;

— правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или копии, заверенные нотариусом);

— план переводимого помещения с его техническим описанием либо технический паспорт помещения, если оно является жилым;

— поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

— подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.

Кроме этого, в Пермском крае утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по этой процедуре в районных администрациях Перми. Однако не во всех территориальных органах мэрии установлен единый перечень документов по переводу жилых помещений в нежилые. В одних случаях районная администрация требует согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, в других — доверенность Департамента имущественных отношений администрации Перми.

По словам уполномоченного по правам предпринимателей в Пермском крае Вячеслава Белова, вопрос является проблемным, потому что частный предприниматель, настроившись на организацию своего бизнеса и столкнувшись с проблемой оформления места своей работы опускает руки. Бывает так, что у предпринимателя есть возможность и спрос на расширение услуг, но он не может получить разрешение на перевод жилого помещения в нежилое.

Вячеслав Белов, уполномоченный по правам предпринимателей в Пермском крае:

— С другой стороны, очевидно, что существует действующее законодательство — Жилищный кодекс РФ со своими требованиями. Существует совершенно понятный интерес муниципалитетов, которые должны соблюдаться. Ещё один важный аспект — это интересы жителей, потому что в большинстве случаев, когда мы говорим о переводе жилого помещение в нежилое для дальнейшего ведения бизнеса — это проблема жителей многоквартирных домов.

Должна быть двойная ответственность. Для бизнеса должна быть упрощённая процедура получения решения, с другой стороны, причинами последнего обрушения многоквартирного дома могут быть признаны работы, которые велись предпринимателями, и эти действия были неправомерными и нанесли ущерб. К сожалению, пока не существует 100% гарантии, что подготовлены нормальные документы и разрешения получены.

Белов уточнил, что позиция уполномоченного и предпринимателей не могут совпадать в этом вопросе полностью, потому что бывают такие ситуации, когда предприниматель злоупотребляет правом и вводит в заблуждение муниципалитет.

По мнению исполнительного директора регионального отделения «Опоры России» Наталья Коробейникова, добросовестным предпринимателям необходимо понимание, в каком случае требуется пакет документов из пяти позиций, а где требуются дополнительные согласования, в том числе с вышестоящими организациями.

«Проехали по нашим районным администарциям, на стендах висит информация различная. На первоначальном этапе требуется от семи до десяти документов. На следующем — затягиваются сроки», сообщила Наталья Коробейникова.

Дмитрий Шешуков, член Совета «Опора России»:

— Я столкнулся с этой проблемой сам и обратился к уполномоченному. Действительно, в разных администрациях есть разные требования. Некоторые юристы в администрациях отвечали, что у них своя политика. Семь месяцев я занимался переводом жилого помещения в нежилое, хотя, по регламенту, это занимает один месяц. Мне необоснованно отказывали. Было куплено помещение, сделана перепланировка, не затронута ни одна несущая стена. Администрация мне написала, что был произведена реконструкция и отправили меня в ДГА (департамент градостроительства и архитектуры — ред.). Я не стал спорить, пошёл в ДГА. Там посмеялись и сказали, что неправомочны действия администрации, отправили меня обратно в администрацию. Безусловно, есть предприниматели, которые пытаются обойти закон, с предпринимательской стороны тоже есть изъяны, но требования должны быть для всех одинаковыми и исполняться как с одной стороны, так и с другой.

Сергей Зеленков, начальник юридического отдела администрации Ленинского района Перми:

— Законодатель правильно заложил идею: развивать бизнес, но реализована эта идея была не до конца. Есть ч.3. ст.36 Жилищного кодекса, где написано, что уменьшение общего имущества возможно только путём реконструкции. Получается, наружная стена, подоконный просвет разбирается, как правило, для того, чтобы сделать вход, общее имущество уменьшается. Логика у судов такая. Если это убирать из Жилищного кодекса, то и проблем, возможно, меньше будет.

Представители прокуратуры, участвовавшие в обсуждении, предложили провести в районных администрациях проверку того, как соблюдается административный регламент, чтобы можно было унифицировать эти действия. Кроме этого, в надзорном органе считают, что было бы целесообразно перевести эту услугу в МФЦ, чтобы минимизировать контакт чиновников и предпринимателей.


Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться