Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

В необычном, малоизвестном в Перми клубе состоялся поэтический вечер, который стал маленькой сенсацией

Вот какие нынче времена…

Поделиться

  Владимир Соколов

Вечер «Концерт для двух голосов. Поэзия тунеядцев» задумали и осуществили 10 июля Елена Филимоновых и Александр Смирнов с примкнувшим к ним Михаилом Шестаковым. Все они — люди, о которых принято говорить «хорошо известные в узких кругах»: для определённого круга зрителей это фигуры культовые.

Особенно знаменит Смирнов: начав артистическую карьеру в труппе Пермского ТЮЗа, он стал звездой этого театра, затем были КВН, Comedy Club и Music Club, неизбежная работа на корпоративах и в рекламе и столь же неизбежная Москва. Но Смирнов не из тех, кого зомбирует звёздная пыль: он — человек творческий. На протяжении последнего года он осчастливливает Пермь своими проектами, в которых озорное, хулиганское начало парадоксально сочетается с трогательным лиризмом и безупречным стилем, и сочетание это на редкость гармонично. Его авторские концерты в одном из пермских пабов и на фестивале Rock­Line открыли глаза на новое явление, которое не вписывается ни в какие известные рамки — это не бардовская песня, не рок, не шансон, а ироничные стихи, положенные на оригинальные джазовые мелодии и исполненные по­-актёрски, а не по-­эстрадному.

Те, кто знаком с сочинениями Александра, понимают, чем ему близка лирика поэтов 1960—1970­-х годов, времён «застоя». Официальные критики клеймили этих поэтов за «мелкотемье», за то, что авторы не желали вписываться в официальный, как теперь принято говорить, дискурс, связанный с величием всевозможных побед советского народа. Но это «мелкотемье», привязанность к личному как раз и греет, и трогает.

Есть ещё один момент, который связывает Смирнова с поэтикой 1970­х: его самая известная, культовая роль в Пермском ТЮЗе — это Гуревич из «Вальпургиевой ночи» Венедикта Ерофеева в нашумевшей постановке Михаила Скоморохова.

Впрочем, автор сценария вечера «Концерт для двух голосов. Поэзия тунеядцев» — вовсе не Смирнов, а журналист Елена Филимоновых, большой эрудит и знаток поэзии. Она и стихи подобрала, и особый сценарный ход придумала: чтение перемежается записями радиопередач второй половины ХХ века: репортаж о полёте Гагарина сменяется пробивающимся сквозь помехи «Голосом Америки», а завершается всё лёгкой музыкой советской эстрады, под которую так и хочется танцевать.

Вечер называется «Концерт для двух голосов», потому что исполнителей двое: компанию Александру Смирнову составляет актёр и режиссёр театра «Новая драма» Михаил Шестаков, человек очень интересный, недаром получивший приз краевого фестиваля «Волшебная кулиса» за спектакль «Пленные духи». Поэтический вечер у этих двух голосов получился отменной смысловой полифонией, в которой чувствовалась не только профессиональная подготовка, но и настоящее взаимопонимание.

Неподцензурная поэзия ХХ века была очень непростой формой существования. Пассивный протест против действительности — дело безнадёжное. Настоящие, Богом одарённые поэты жили с чётким пониманием того, что публикации им не светят — не потому, что в стихах содержится протест против существующего строя или какая­то другая крамола, а просто потому, что они не вписываются в стандарты. Единственной возможностью высказаться для многих из них были детские стихи, как, например, для Генриха Сапгира, автора антологии «Самиздат», из которой были взяты тексты для исполнения.

Звучали стихи Иосифа Бродского, Евгения Рейна, Владимира Уфлянда, Вадима Делоне, Олега Григорьева, Николая Глазкова… Все они жили очень непросто, но умудрялись сохранять удивительное чувство юмора и склонность к ироничному философствованию:

Я на мир взираю из­под столика,
Век двадцатый — век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!

Николай Глазков

Неудивительно, что публика, пришедшая на концерт, хохотала так, что стены дрожали.

Стены, кстати, находились в весьма необычном помещении — частном клубе на ул. Пушкина, 15. Названия у него нет, как нет и регулярной программы событий. Двери его открываются тогда, когда происходит что­-то приятное для владельцев — вроде этого вечера поэзии. Несмотря на отсутствие рекламы, социальные сети разнесли анонс концерта весьма эффективно — мест в зале не хватало. Владельцы клуба планируют повторить концерт, но пока неизвестно когда.

Самое примечательное в этом событии то, что оно не только абсолютно частное, но и абсолютно бесплатное. Елена Филимоновых, Александр Смирнов и Михаил Шестаков не получали никаких гонораров, зрители не платили за вход, свет, звук, реквизит были собраны по добрым людям.

Это была абсолютно бескорыстная встреча с поэзией, наполненной острой мечтой о свободе.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться