Афиша. Пермь. Избранное

Куда пойти с 29 мая по 5 июня

Поделиться

Пять фестивалей практически одновременно — это какой-то пермский синдром. Завершается Дягилевский фестиваль — начинается фестиваль Спивакова. Проходит «Гений места» — тут же включается «Компрос». И ко всему этому — с 1 июня в парке Горького проходит «Пермский калейдоскоп» — наследник «Белых ночей».

Кроме фестивалей, в афише недели много балета: здесь и премьера в «Балете Евгения Панфилова», и детский балет «Чиполлино» от школы хореографии «Фуэте».

У синефилов, как всегда в начале месяца, праздник: новый репертуар киноцентра «Премьер».

Предпоследний день Дягилевского фестиваля — особо насыщенный: одно за другим идут три больших события, программа завершается в два часа ночи.

Пианист Алексей Любимов сыграет дуэтом с коллегой Вячеславом Попругиным (6+).

В программе:

Игорь Стравинский, Dumbarton Oaks Concerto (транскрипция автора для двух фортепиано);
Эрик Сати, «Предпоследние мысли» для двух фортепиано, тексты Эрика Сати читает Вячеслав Попругин, комментарии Алексея Любимова;
Эрик Сати, «Сократ», симфоническая драма в трёх частях (транскрипция Джона Кейджа для двух фортепиано);
Эрик Сати, Cinema, симфонический антракт из балета Relache (транскрипция Дариюса Мийо для двух фортепиано);
Эрик Сати, Прелюд № 1 к «Сыну звёзд»;
Эрик Сати, «Маленькая увертюра к танцу»;
Эрик Сати, Gnossienne No. 5;
Игорь Стравинский, Концерт для двух фортепиано соло.

Алексей Любимов — пианист, органист, дирижёр, педагог, народный артист России. Сторонник аутентичного исполнения музыки XVII—XIX веков, в то же время увлечённый апологет новейшей музыки. Руководил ансамблем «Музыка — ХХ век» (1969—1974), впервые исполнившим в России произведения Булеза, Штокхаузена, Кейджа, Райли. Выступил инициатором создания и возглавил открытый в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского факультет исторического и современного исполнительского искусства, на котором впервые в России введены программы обучения игре на старинных инструментах. По мнению самого пианиста, «старинная музыка, классика, романтизм, авангард — как разные языки. Чтобы добиться подлинности, музыкант должен стать полиглотом...». Всеми этими «языками» музыкант владеет в совершенстве. С 1998 года является профессором Университета Mozarteum в Зальцбурге.

Участвовал в организации ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976—1978). Инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проводящегося в Москве с 1988 года. Инициатор и художественный руководитель I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской государственной академической филармонии (1999).

Активный участник различных международных фестивалей. Среди них: фестиваль Иегуди Менухина в Гштадте, Гидона Кремера в Локенхаузе, Берлинский и Зальцбургский фестивали, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многие другие.

Во время концерта Любимов не только исполнит произведения Эрика Сати, но и сыграет роль композитора, на которого он чрезвычайно похож внешне.

Пианист Вячеслав Попругин учился в Хабаровском краевом училище искусств в классе Ларисы Токаревой, продолжателя традиций школы Генриха Нейгауза. В 2000 году окончил Российскую Академию музыки имени Гнесиных в классе профессора Александра Александрова.

Формирование нынешнего исполнительского облика пианиста прошло через этапы концентрации интереса в различных стилях и жанрах музицирования. Длительное увлечение современной музыкой привело к тесному сотрудничеству с такими композиторами, как Эдисон Денисов, Сергей Беринский, Александр Раскатов, Борис Филановский, Марина Шмотова. Богатая концертная жизнь, выступления соло и в составе камерных ансамблей, а также с оркестрами дали музыканту обширный исполнительский опыт.

Знакомство с виолончелисткой Наталией Гутман в 1999 году ознаменовало начало нового, необычайно плодотворного этапа в жизни и творчестве пианиста.

С 1999 года Вячеслав Попругин преподаёт в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, где ведёт классы специального фортепиано и камерного ансамбля. Круг его интересов не ограничивается традиционным общением с музыкой — его карьера успешно развивается также в направлении звукорежиссуры.

С 2014 года музыкант живёт и работает в Королевстве Нидерланды.

Органный концертный зал, 29 мая, 17:00

Одна из сенсаций фестивальной программы — показ спектакля «Электротеатра «Станиславский» «Вакханки» (18+).

Трагедию Еврипида в переводе Иннокентия Анненского поставил хорошо известный в Перми греческий режиссёр Теодорос Терзопулос.

Пенфей, правитель города Фивы, отказывается признать Диониса богом и воздать ему почести — принять участие в вакханалиях. В отместку Дионис, бог природы, вина и вдохновения, лишает рассудка женщин города и уводит их на гору Киферон. Обезумевшие вакханки, среди которых и мать Пенфея Агава, целыми днями пляшут, поют гимны в честь Диониса и пьют вино. Бог хитростью заманивает на гору самого Пенфея, он оказывается во власти вакханок и в полной мере познаёт могущество Диониса.

Мистерия, с которой когда-то начинался весь мировой театр, приобретает новый смысл и напряжение, когда её разыгрывают молодые актёры. В главной роли — бога Диониса — прима Электротеатра актриса Елена Морозова.

Теодорос Терзопулос, режиссёр-постановщик спектакля «Вакханки»:

— Я 30 лет назад ставил «Вакханок», самый первый спектакль моего театра Attis. Впервые он был показан в Дельфах, где Дионис почитался наряду с Аполлоном, где античные греки размышляли о единстве двух богов — Диониса (инстинкт) и Аполлона (логика), как о краеугольном камне меры и гармонии. 30 лет спустя изгнанник Дионис, отвергнутый европейским рационализмом, появляется в «Электротеатре «Станиславский». В месте, где сосредоточиваются основные принципы театра, способные объединить магической энергией важнейшую российскую театральную традицию с традицией древнегреческой трагедии. Где зрелые актёры театра имени Станиславского работают бок о бок с молодёжью.

Мы отправляемся в новую Одиссею на борту корабля «Арго» с Борисом Юханановым в роли рулевого. Соединяя разные точки зрения с дионисийской энергией в качестве общего знаменателя, мы пытаемся создать сложную театральную форму и воскресить смысл этой трагедии. Она — о мести, возмездии, противостоянии в мире, который отчаянно нуждается в порождающем жизнь боге Дионисе.

Выставочный центр «Пермская ярмарка», 29 мая, 17:00 и 20:00

Концерт Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) — непременная составляющая программы Дягилевского фестиваля, оставшаяся со времён, когда фестивалем руководил Георгий Исаакян. МАСМ — совершенно уникальный коллектив, который отличает сногсшибательная виртуозность, глубокое понимание сути современной музыки и редкое умение передать её красоту. Программа 2015 года называется «Трансцендентные этюды» (18+). Кроме произведений зарубежных мэтров композиции, в неё включены произведения композитора из Перми Александра Хубеева.

В программе:

Александр Хубеев, Cryptocalypse для виолончели, видео и электроники;
Беат Фуррер, Invocation для голоса и бас-флейты;
Янис Ксенакис, Komboi для клавесина и ударных;
Брайан Фернехоу, «Трансцендентные этюды» для голоса и ансамбля (№№3, 4, 5);
Янис Кириакидес, «Караоке-этюды» для ансамбля, видео и электроники.

Вокальные партии исполнит Наталия Пшеничникова, известная пермякам по опере «Носферату».

В переводе с латинского слово «трансцендентный» означает «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы». Все произведения программы так или иначе трансцендентны — по запредельной исполнительской технике или экспрессии, по контрасту пограничных крайних эмоциональных состояний или сочетанию несочетаемых музыкальных средств.

Дом Дягилева, 29 мая, 23:00

На закрытии Дягилевского фестиваля, по традиции, состоится концерт фестивального оркестра (6+) — «одноразового» коллектива, который Теодор Курентзис собирает по всему миру из ведущих музыкантов-инструменталистов. Каждый год фестивальный оркестр играет очередную симфонию Густава Малера — в этом году Пятую (1901-1902).

Пятая симфония Малера — это переходный этап в творчестве композитора. Она находится на рубеже двух периодов. «Я видел вашу душу обнажённой, совершенно обнажённой. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял её как стихийную бурю с её ужасами и бедами и с её просветляющей, увлекательной радугой», — в этих словах, адресованных Малеру после исполнения его Пятой симфонии, Арнольд Шёнберг передал охватившее его ощущение глубокого кризиса, происходящего в душе Малера, напряжённых внутренних метаний, мучительных поисков, свидетельствующих о значительном творческом переломе.

Симфония Малера будет исполнена во втором отделении концерта, а первое отделение будет посвящено музыке Леонида Десятникова: ведущие музыканты современности исполнят его «Эскизы к закату» и «Путешествие Лисы на Северо-Запад» (стихи — Елена Шварц, солистка — сопрано Венера Гимадиева).

Пермский театр оперы и балета, 30 мая, 19:00

В шестой раз в Перми пройдут события всероссийского фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», посвящённого творчеству Национального филармонического оркестра России (НФОР).

В этом году фестиваль посвящён юбилею Петра Ильича Чайковского, и оркестр будет исполнять преимущественно его произведения. На открытии фестиваля (6+) прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром №1, Сюита из балета «Лебединое озеро» и Сюита из балета «Спящая красавица».

Солист — Даниил Харитонов (фортепиано).

Большой зал филармонии, 4 июня, 19:00

Последующие концерты фестиваля проходят под девизом «НФОР — оркестр солистов» и знакомят слушателей с лучшими музыкантами оркестра. Поэтому в программе — много редко исполняемых произведений известных композиторов, в которых солируют самые неожиданные инструменты — кларнеты, валторны и даже саксофон.

В концерте 5 июня прозвучат «Благородные и сентиментальные вальсы» Мориса Равеля; «Лунный свет» Клода Дебюсси; Интродукция и рондо каприччиозо Камиля Сен-Санса и два произведения Сергея Прокофева: Сюита из балета «Поручик Киже» и четыре номера из балета «Ромео и Джульетта».

Солист — Артур Назиуллин (кларнет).

Большой зал филармонии, 5 июня, 19:00

Впервые в Перми пройдёт фестиваль книг и путешествий «Гений места» (12+, детская площадка — 0+). Несмотря на то, что фестиваль молодой, он уже очень серьёзный. Организаторам — независимому книжному магазину «Пиотровский», рекламному агентству «Озон» и туристической компании «Валида» — удалось привлечь в Пермь целый пул отборных интеллектуалов.

Программа фестиваля «Гений места»:

Книжная ярмарка.

Продажа книг по ценам издательств, без торговой наценки. Участвуют московские и пермские издательства Ad Marginem, «Самокат», Paulsen, «Компас-Гид», «БСГ-пресс», Corpus, «Траектория», «Стиль МГ», «Афиша», Издательство Ивана Лимбаха, «Новое литературное обозрение», а также магазин «Букинист».

Кинотеатр «Триумф», 30-31 мая, 12:00 — 20:00

Оксана Игнатьева и Олег Лысенко. Презентация книги «Стилистические особенности пермской городской идентичности».

Книга завершает научный проект «Пермь как стиль», цель которого — выявление и исследование стилистических особенностей пермской региональной идентичности, выраженных в соответствующих образах, текстах, общественных и культурных практиках.

Библиотека им. Горького, 30 мая, 12:00

Мортен Франкбю. Открытие фотовыставки Enjoy Sweden («Наслаждайтесь Швецией»).

Мортен Франкбю представит фотопроект Enjoy Sweden: серию фотографий пользователей Instagram, рассказывающих об уникальных местах Швеции.

Библиотека им. Горького, 30 мая, 12:00

Николай Новичков. Презентация книги «Символы Москвы».

В книге собрано несколько десятков признанных символов-брендов, раскрывающих тезис: «Москва — это прекрасно, потому что...»

«Символы Москвы» — часть большого международного книжного проекта Icons of Russia, который включает уже изданный на нескольких языках сборник о символах-брендах России и готовящиеся к изданию книги о символах городов и регионов нашей страны.

Библиотека им. Горького, 30 мая, 12:00

Владимир Гладышев. Презентация книги и авторская экскурсия по Перми.

Пермский историк и краевед Владимир Гладышев презентует свою новую книгу «По царскому следу» и пообщается с публикой, после чего проведёт авторскую экскурсию по Перми. Принять участие сможет любой желающий.

Кинотеатр «Триумф», 30 мая, 12:00

Кинопрограмма: «Лес для часовни», «Урок танца».

«Лес для часовни» (2006, 48 минут, киностудия «Новый курс»). Фильм-портрет создателя музея реки Чусовой Леонарда Дмитриевича Постникова.

Есть люди, которых обтекает само время. Незыблемые. Утёсы. Они жили по-своему в советские времена, так живут и теперь. Неудобные власти, непонятные большинству, живущие по предельным меркам, они сами делают время. И, как горные вершины, общаются лишь с себе подобными. Таким был Леонардо да Винчи. Нашего героя зовут Леонард Постников, сокращённо — Леонардо.

«Урок танца» (2006, 49 минут, киностудия «Новый курс»).

Пермь — третья столица русского балета. Главная причина столь высокой оценки — Пермское государственное хореографическое училище, которым 30 лет руководила народная артистка СССР Людмила Павловна Сахарова. Фильм рассказывает о последних уроках последнего выпуска знаменитого балетного педагога.

Кинотеатр «Триумф», бар «Совесть», 30 мая, 12:00

Юрий Сапрыкин. Лекция «Краткая история больших городов 2001-2015».

Изменения, происходящие в повседневной жизни, попадают в поле зрения историка только спустя поколения: чтобы оценить, как изменились бытовые привычки людей, необходима дистанция. Меж тем, именно в этой области в России XXI века произошли самые серьёзные изменения: то, как устроена жизнь горожанина на самом элементарном бытовом уровне, что люди читают, едят, смотрят, покупают, как они зарабатывают и тратят, куда ездят и чего хотят от городов, в которых живут — всё это невероятно изменилось буквально за 15 лет. Юрий Сапрыкин рассуждает о том, что такое революция российской повседневности, как она поменяла городскую среду и как она повлияла на государственную политику.

Библиотека им. Горького, 30 мая, 13:30

Константин Мильчин. Лекция «Почему Запад».

В начале XV века Европа была отсталым и бедным континентом на фоне могучего и процветавшего Китая. Европейские города были маленькими и грязными, китайские — чистыми и большими, европейски мореходы боялись плавать даже вдоль берега, тогда как огромные китайские корабли бороздили океаны. Через пять столетий Европа подчинит себе весь мир, в том числе и Китай. Западные историки, социологи и экономисты пытаются понять, как это произошло.

Библиотека им. Горького, 30 мая, 13:30

Василий Голованов. Презентация «Каспийской книги».

Василий Голованов представит «Каспийскую книгу», вышедшую в 2015 году в издательстве «Новое литературное обозрение». Путешествие вокруг Каспия — это не только погружение в экзотические ландшафты Апшерона, горного Дагестана, иранской Туркмении и каньонов Усть-Юрта. Автор не ограничивает себя рамками трэвелога и осознанно идёт навстречу острой проблематике времени. Мигранты, нефть, террор и большая политика... Но главное, что волнует автора, — это проблема понимания. «Наше единство в том, что мы разные», — заявляет он, возвращаясь из очередного «путешествия с открытым сердцем». Поэ­зия, нежная память азербайджанского селения Гала, разговоры с паломниками и дагестанскими фундаменталистами, настоящее Ирана, искренность, дружба и любовь — вот материя, из которой Василий Голованов строит общую «вселенную смыслов». Его незримыми постоянными спутниками в книге являются Ницше и Хлебников, Руми и Шри Ауробиндо, Станислав Гроф и Василий Налимов.

Кинотеатр «Триумф», 30 мая, 13:30

Кинопрограмма. «Картины из жизни провинциального комика».

Фильм киностудии «Новый курс» (1997, 52 мин.).

Когда честолюбивая мечта парня из провинции об актёрской карьере сталкивается с жестокой реальностью, чаще всего в жизни происходит драма или трагедия. Но если человек от природы комик? В какую пьесу вытолкнет его драматургия жизни? В титрах фильм обозначен как «трагикомедия из жизни артистов».

Кинотеатр «Триумф», бар «Совесть», 30 мая, 13:30

Елена Трубина. Лекция «У здешних привидений нет корней»: природное и культурное в популярности Провинстауна (США)».

Провинстаун — это место первого пристанища пилигримов, столица китобойного промысла, мекка богемы, город Юджина О’Нила, Дос Пассоса и Нормана Мейлера, город-призрак: Провинстаун как амбивалентный пример частичной успешности продвижения брэнда.

Библиотека им. Горького, 30 мая, 15:00

Дмитрий Бегляров. Лекция «Эволюция путеводителей и медиа о путешествиях».

Редактор путеводителей «Афиша» расскажет о своём опыте работы в компании и побеседует с участниками фестиваля о том, как меняется современный российский путеводитель.

Библиотека им. Горького, 30 мая, 15:00

Мариуш Вильк. Творческая встреча по мотивам книг «Дом над Онего» и «Путём дикого гуся».

Польский литератор, путешественник и общественный деятель Мариуш Вильк встретится с читателями, расскажет о своих книгах и путешествиях.

Кинотеатр «Триумф», 30 мая, 15:00

Мортен Франкбю. Показ фильма «Столетний старик, который вылез в окно и исчез».

В день празднования своего столетия юбиляр вылезает через окно дома престарелых на газон и уходит. Уходит не куда-то, а от чего-то. От бессмысленного доживания в богадельне. В первый же час он ухитряется поссориться с бандитами и уехать в неизвестном направлении. Вскоре становится понятно, что все сто лет его жизни — сплошные приключения. Он, вроде бы, всегда плывёт по течению, но почему-то всегда приплывает к любимым занятиям — застольям и разного рода взрывам. Перезнакомившись при разных юмористических обстоятельствах, с большинством сильных своего времени — Франко, Труменом, Сталиным — и изрядно повлияв на историю двадцатого века, он остаётся самим собой.

Кинотеатр «Триумф», бар «Совесть», 30 мая, 15:00

Ирина Прохорова. Круглый стол «Письма русского путешественника: трэвелоги как освоение постсоветского пространства».

Ирина Дмитриевна Прохорова — редактор и издатель первой в России серии художественных трэвелогов под названием «Письма русского путешественника». Эта серия и будет представлена и обсуждена в рамках круглого стола.

Библиотека им. Горького, 30 мая, 16:30

Александр Генис. Скайп-встреча с читателями.

Творческая встреча известного публициста и путешественника с гостями фестиваля.

Кинотеатр «Триумф», 30 мая, 16:30

Музыкальная программа. Никита Классен.

Хип-хоп, фанк и соул диджеинг в Перми держится на плечах очень маленького количества человек. Один из них — Никита Классен, в 2006 году с головой окунувшийся в культуру хип-хопа и фанка. Начав увлекаться turntablism'ом, тренировался технике и копался в пластинках. Отдавая предпочтение винилу, постепенно наращивая материал, развился как DJ и начиная с 2007 года играет на вечеринках и концертах в разных клубах Перми. Параллельно с тусовками стал частым гостем на локальных брейкинг и хип-хоп контестах, что позволило сосредоточиться на поиске интересных грувов. Кроме диджеинга Никина является страстным самостоятельным путешественником. В 2014 году они с подругой совершили 32-дневное путешествие по Аргентине и Чили, с севера почти на самый юг Южной Америки. Во время своих странствий dj Классен утоляет свою жажду новой музыки, активно занимаясь виниловым диггингом — поиском редких, экзотических странных пластинок, которые никогда не попадут на прилавки больших музыкальных магазинов. В рамках фестиваля Никита сыграет сет, состоящий из винила, найденного во время путешествий, и поделится опытом по откапыванию по-настоящему еxotic grooves.

Кинотеатр «Триумф», 30 мая, 18:00

Николай Новичков. Круглый стол «Книга как инструмент продвижения туристической привлекательности края».

Основные темы круглого стола: «Отражение уникальности края в известных литературных источниках», «Как творится и где отражается публичная история края в реальном времени?», «Современные электронные путевые заметки как формирование реальной привлекательности края», «Может ли существовать путеводитель по краю, состоящий исключительно из художественных текстов?», «Нарративный туризм»: как это понимать?»

Библиотека им. Горького, 31 мая, 12:00

Вячеслав Красавин и Милана Фёдорова. Лекция и авторская экскурсия по Перми.

Во время экскурсии по Перми мы можем «сунуть нос» в открытый подъезд старого дома и посмотреть кованые ажурные перила или арочные своды Манье, заглянуть в книжный магазин «Пиотровский» и полюбоваться старинной печью и стоящей на ней картиночкой Нины Горлановой... Так в процессе экскурсий у участников происходят собственные маленькие, но очень важные открытия, Пермь и Пермский край становятся значимы и любимы.

Кинотеатр «Триумф», 31 мая, 12:00

Кинопрограмма. «Признание в любви».

Киноальманах «Признание в любви» — это девять документальных фильмов о Перми, посвящённых 290-летию города. Девять пермских режиссёров, различных по возрасту, опыту и творческому почерку, воплощают на экране своё представление о городе: город-реальность, город-миф, город-мечта…

Кинотеатр «Триумф», бар «Совесть», 31 мая, 12:00

Ирина Шафранская. Презентация исследования «Счастье в большом городе».

Современный большой город как большой супермаркет, в котором мы все являемся не только жителями, гостями, избирателями, гражданами, но и потребителями. Эта спорная, но довольно часто используемая метафора, — в первую очередь, отражение управленческого подхода. Есть город, а точнее общественные сервисы, которые его формируют, и органы власти, которые за это отвечают; есть жители, которые выступают потребителями, и в логике современных управленческих наук, они должны быть удовлетворены качеством города, чтобы хотеть в нем жить, учиться и работать. В нашем исследовании мы попробовали посмотреть на то, как жители воспринимают город и какую роль в этом восприятии играет счастье. С помощью различных методов анализа данных мы обработали результаты большого общегородского опроса, чтобы выяснить, как связаны между собой такие сложные конструкты как удовлетворенность городом, счастье и удовлетворенностью жизнью, и какие сферы городской жизни влияют на каждый из этих элементов.

Библиотека им. Горького, 31 мая, 13:30

Андрей Королёв и Юлия Ворожцова. Презентация книги «Тайны полюсов недоступности».

«Это книга о тех местах, куда ещё не ступала нога человека. Да, ещё есть такие территории на Земле — они называются «полюсы недоступности». Автор книги — та самая «нога», которая первой ступает на неисследованные территории. Пермский путешественник Андрей Королёв всегда в поисках очередного полюса недоступности, где его ждёт новый опыт.

Этим опытом, а также историей своих приключений — иногда опасных, а иногда и смешных — Андрей Королёв щедро делится с читателем. Книга адресована всем тем, кто интересуется путешествиями, экзотическими странами, а может, и сам мечтает заняться экстремальным туризмом.

Кинотеатр «Триумф», 31 мая, 13:30

Кинопрограмма. «ПЕРМЬ/PERMM», «Коммунальное танго».

Фильм «ПЕРМЬ/PERMM» (2010, 26 минут, киностудия «Новый курс») рассказывает о «культурной революции» в Перми, провозгласившей себя в сентябре 2009 года «культурной столицей России». А началось всё с желания губернатора Пермского края Олега Чиркунова методом внедрения в провинциальную культурную среду остросоциального современного искусства «встряхнуть» устоявшийся уклад жизни и мысли жителей большого города. Для реализации своих планов в Пермь переезжает известный галерист и политтехнолог Марат Гельман. Процесс пошёл…

«Коммунальное танго» (2004, 31 мин., киностудия «Новый курс»). Последние дни доживают бараки на улице Кисловодской — совсем скоро на этом месте построят современные высотки. На протяжении десятков лет две деревянные двухэтажки являлись пристанищем пермских художников: здесь были мастерские, здесь активно протекала их художническая жизнь.

Кинотеатр «Триумф», бар «Совесть», 31 мая, 13:30

Михаил Котомин. Лекция «Турист. К новой теории праздного класса» Дина Макканела.

Массовый туризм — изобретение XX века, но только после войны это увлечение стало целой индустрией. Сегодня туристические маршруты меняют карты городов, а целые страны рассматривают собственную туристическую привлекательность как инвестиции в экономику. В центре этой практики находится фигура туриста, главного культурного символа эпохи постмодернизма и массовой культуры. Исследованию туриста как нового социального класса посвящена классическая работа американского социолога и антрополога Дина Макканела. Задуманная в 1968-м году, книга впервые была издана в 1979-м и с тех пор не только не устарела, но приобрела ещё более профетические черты. Дауншифтинг, путешествия по разным life styles, airbnb и каучсефринг — всего этого в исследовании Макканела нет, но появление этих явлений предсказано.

Библиотека им. Горького, 31 мая, 15:00

Александр Иличевский. Творческая встреча.

Тема путешествия всегда была важна для творчества Александра Иличевского, а в 2012 году он даже написал книгу об Иерусалиме «Город заката. Прогулки по Стене». «Трэвелог — жанр заведомо неточный, и в этом его преимущество и недостаток. Недостаток — в известном приближении наблюдений, суть которого выражается пословицей «гляжу в книгу — вижу фигу». Преимущество — в остранении, с каким, например, Наташа Ростова, ничего не понимая в том, что происходит на сцене театра, видела главное: бутафорскую луну, появление которой должно было определить ход дальнейшего развития романной вселенной, а именно — стать причиной того, что она ответит на ухаживания Курагина. Вот на такое детское восприятие действительности, которое позволит заглянуть в суть иного мира, только и может рассчитывать путешественник, отправ­ля­ющий­ся в места, где все вывески на улицах и этикетки на товарах недоступны его восприятию».

Кинотеатр «Триумф», 31 мая, 15:00

Кинопрограмма. «Два сына Язили Калимовой», «История Тюрина, художника и жертвы».

Два знаменитых фильма Павла Печёнкина, посвящённые прикамской провинции.

6 августа 1976 года в роддоме села Уинское Пермской области родились два мальчика, два первенца, татарин и русский. По драматическому стечению обстоятельств и по вине пьяной акушерки младенцев перепутали. Правда открылась через 22 года… Фильм — мелодрама о материнской любви, побеждающей в любых обстоятельствах.

Рентгенолог больницы посёлка Ильинский пишет портреты односельчан. Он видит их насквозь в буквальном смысле слова. Портреты хороши, он любит этих людей. Как и многие художники, Тюрин обращается в своём творчестве к обнажённой натуре. Это в порядке вещей, однако... Художника бьют, сломана рука, нарушен строй мыслей… Он не может защитить себя. Он, Тюрин,— инвалид с детства.

Кинотеатр «Триумф», бар «Совесть», 31 мая, 15:00

Сергей Аверьянов. Слайд-лекция «От Антананариву до Сораниеванго и обратно».

Остров эндемиков. География, природа и население Мадагаскара. Национальные парки, Восточное нагорье, Мозамбикский пролив, культ мёртвых, пчеловодство и многое другое в рассказе путешественника и фотографа Сергея Аверьянова.

Библиотека им. Горького, 31 мая, 16:30

Андрей Бильжо. Творческая встреча по мотивам книг «Моя Венеция» и «Заметки пассажира».

Литератор, художник и путешественник Андрей Бильжо встретится с читателями и расскажет о книге «Моя Венеция».

Кинотеатр «Триумф», 31 мая, 16:30

Кинопрограмма. «Варлам Шаламов. Опыт юноши».

Фильм-осмысление человеческих, политических, экономических причин, которые привели к созданию ГУЛАГА как системы насильственного принуждения к труду. Авторы опираются на опыт писателя Варлама Шаламова и ряд новейших работ по истории страны.

Кинотеатр «Триумф», бар «Совесть», 31 мая, 16:30

Музыкальная программа. Gnoomes. «Гномы в уральском лесу».

Gnoomes, наверное, cамая амбициозная и живая группа Перми. Играют плотный шугейз, периодически срываясь то в романтический дрим-поп, то во вкусное психоделическое желе. То, что играют, сами музыканты называют звучным термином stargaze (смотрим, типа, вверх, а не в пол). Для своего выступления на фестивале «Гений Места» группа подготовила специальный концертный материал, идею которого, Gnoomes описали следующим образом:

«Когда солнце упало за макушки елей, мы взяли с собой наши инструменты и ушли в лес, чтобы поджемовать на ночной лунной поляне, но звёзды светят так ярко, что мы не можем определиться, где мы находимся. «Ау, — кричат гномы, — идите на звуки нашей драм-машины, и вместе мы отправимся на этот последний гиг этой весны».

Кинотеатр «Триумф», 31 мая, 18:00

Поэтический фестиваль «Компрос», как всегда, проходит в два этапа: весенний и осенний. Первый начинается 30 мая краевым поэтическим слётом «Пилигрим».

Это неформальное общение поэтов, возможность прочитать со сцены свои стихи и послушать чужие. В течение слёта гости будут участвовать в работе творческих мастер-классов, которые проведут известные пермские поэты и писатели Юрий Асланьян, Владимир Якушев, Владислав Дрожащих, Ксения Гашева и другие.

Школа театрального искусства «Пилигрим», 30 мая, 9:00

Традиционный «Корабль поэтов» — это трёхчасовая теплоходная прогулка, во время которой пройдут поэтические чтения авторов из Перми, Екатеринбурга и Челябинска в сопровождении музыкального коллектива «Трамонтана», а также пресс-конференция, посвящённая основному фестивальному сезону, запланированному на осень.

Речной вокзал, 5 июня, 14:00

Флэш-моб «Литературный парад» приурочен к дню рождения Пушкина. Парад двойников русских писателей пройдёт от Театрального сквера до ротонды в парке им. М. Горького. Участвовать в параде могут все желающие любого возраста. По ходу движения парада предусмотрены фотосессии у бюста Пастернака, памятника Пушкину на Сибирской и у ротонды.

По окончании шествия — поэтические чтения и вручение призов лучшим двойникам, которых определит жюри.

Театральный сквер, 6 июня, 11.30
Парк им. М. Горького, сцена у ротонды, 6 июня, 12.00

Бой поэтов «Кибер-Пушкин против Яндекс. Автопоэт» — чтение стихов, созданных компьютерными программами Перми и Москвы. Читают актёры пермских театров.

Парк им. М. Горького, сцена у Ротонды, 6 июня, 13:30

Детский поэтический спектакль «Трамвай» — литературная композиция на основе произведений популярного детского журнала «Трамвай».

Парк им. М. Горького, сцена у Ротонды, 6 июня, 15:30

Театральный сезон завершается, однако премьеры в театрах выходят одна за другой.

Художественный руководитель Пермского театра кукол Александр Янушкевич посвящает свой новый спектакль для взрослых Году литературы. Знающие люди не поверят: Янушкевич со своими куклами поставил «Толстую тетрадь» Аготы Кристоф (18+).

Роман швейцарской писательницы венгерского происхождения Аготы Кристоф «Толстая тетрадь» критика называла самой безжалостной книгой XX столетия. Агота Кристоф родилась в Венгрии в 1935 году. «Толстая тетрадь» — первое произведение крупной формы, что она написала в жизни. Роман вышел в 1986 году, когда писательнице было 50 лет. Критика и публика с восторгом приняли книгу, на сегодняшний день она переведена уже на 30 языков. История выживания детей-близнецов во время большой войны рассказана самими детьми — это их дневниковые записи. При этом в тексте отсутствуют прямые указания на место и время, где конкретно происходит действие — таков замысел автора. Это безжалостно правдивый документальный рассказ оставшихся без родителей десятилетних мальчишек, которые вынуждены взрослеть и пробиваться сквозь жизнь и некую условную, но от того не менее страшную, войну. Впоследствии, в 1987 и в 1991 году Кристоф опубликовала романы «Доказательство» и «Третья ложь», составившие с «Толстой тетрадью» трилогию.

Пермский театр кукол обращается к первой, самой яркой и трагичной книге из так называемой «Трилогии близнецов».

Александр Янушкевич, художественный руководитель Пермского театра кукол:

— Если говорить о литературной основе, то это — нереалистическое произведение. Оно хорошо завуалировано литературной формой, и потому производит такой ошеломительный эффект. Но это скорее гиперреализм — создание убедительной иллюзии. Эту гремучую эссенцию из личных и социальных катастроф XX века нужно принять как прививку.

«Толстая тетрадь» — книга обо всех войнах, обо всей несправедливости, им сопутствующей, сразу. Язык её настолько универсален, что позволяет сопоставлять происходящие действия в любом пространственно-временном промежутке. Повествование о невероятной жестокости военной жизни, вложенное в уста детей, открывает еще один ракурс зрения на войну и даёт необыкновенное ощущение правды. Кроме того, лаконичность в описании событий и фактов, полное отсутствие исповедальной эмоциональности, свойственной большинству дневников, производят оглушающее впечатление.

Текст романа театр максимально заменил «визуальной частью», т.е. дневник словарный превращается в дневник визуальный — этот ход позволяет точнее отразить детское познание мира. Создатели постановки постарались предположить, что для ребёнка главное в физических образах окружающих людей — матери, отца, кюре, сапожника и т.д., и это стало кукольным наполнением спектакля. Постановка предполагает смешение жанров, техник, видов кукольных систем, визуальный ряд призван подчеркнуть основную идею режиссёра — при всей антивоенной тематике, которая здесь бесспорна и важна, ключ истории лежит в экзистенциональном поле. Война — основополагающий, но всё же — фон, на котором отображаются внутреннее одиночество и пустота.

Соединение замечательной литературной основы, современной музыки, метафорических постановочных решений даст возможность взглянуть на сложнейшие проблемы из сегодняшнего дня. Постановка «Толстая тетрадь» находится в ряду тех проектов Пермского театра кукол, которые направлены на комплектацию репертуара спектаклями, утверждающими важнейшие человеческие ценности, любовь к ближнему и сострадание, вносят свою лепту в дело мира.

Пермский театр кукол, 29 и 30 мая, 19:00

Премьера в «Балете Евгения Панфилова» посвящена теме войны. Одноактный балет «Антициклон» (12 +) хореограф Алексей Расторгуев поставил для dance-company «Бойцовский клуб» на музыку Георга Фридриха Генделя, Марка Айшема, Альфреда Шнитке, а также еврейскую народную музыку и немецкие марши.

Спектакль рассказывает историю узников концлагерей, историю жизни и смерти, любви и ненависти, историю человеческого выбора.

Отрывок из книги Виктора Франкла, австрийского психолога, пережившего Освенцим: «Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах».

ДК им. Гагарина, 4 июня, 19:00

Многие культурные события посвящены Международному дню защиты детей.

В музыкально-игровом представлении «Радуга лета» (6+) участвуют популярные герои мультфильмов и актёр театра и кино Андрей Анкудинов.

Площадь перед Органным концертным залом, 1 июня, 15:00

По традиции, в детском симфоническом концерте (6+) участвуют лучшие ученики музыкальных школ Пермского края, а также Большой симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета, дирижёр — Дамир Максутов.

В программе:

Софья Суровцева, фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт, Концерт № 8, I часть;
Хайрутдинов Виталий, фортепиано. Эдвард Григ, Концерт а-moll, I часть;
Елисей Кузнецов, фортепиано. Йозеф Гайдн, Концерт D-dur, III часть;
Полина Романенко, фортепиано. Исаак Беркович, Концерт, II, III части;
Полина Шаранина, фортепиано. Пётр Ильич Чайковский, Концерт № 1, III часть;
Анна Седова, фортепиано. Феликс Мендельсон, Концерт g-moll, I часть;
Олеся Яманаева, флейта. Франсуа Жозеф Госсек, Гавот;
Мария Еговцева, флейта. Антонио Вивальди, Концерт G-dur, II и III части;Арина Туренко, саксофон. Бах-Марчелло, Концерт c-moll, II и III части;
Дамир Давлетов, флейта. Теодор Верхей, Концерт d-mol;
Мария Салахеева, флейта. Вольфганг Амадей Моцарт, Концерт C-dur;
Анна Селиванова, скрипка. Антонио Вивальди, Концерт a-moll, I часть;
Егор Васильев, скрипка. Антонио Вивальди, Концерт G-dur;
Василиса Нелюбина, скрипка. Генрик Венявский, Концерт № 2 d-moll, I часть;
Дмитрий Чудинов, виолончель. Камиль Сен-Санс, Аллегро аппассионато;
Мария Слащёва, виолончель. Энрике Гранадос, Интермеццо.

Большой зал филармонии, 3 июня, 18:00

Школа хореографии «Фуэте» уже не в первый раз показывает замечательный детский балет «Чиполлино» (0+), и каждый раз спектакли проходят с аншлагом. На сей раз сцена Пермского театра оперы и балета арендована аж на три вечера, так что билеты пока есть.

Пермский театр оперы и балета, 3, 4, 5 июня, 19:00

Среди особенных, эксклюзивных событий недели — сольный вечер популярного артиста и телеведущего Александра Смирнова. В программе, названной «Смирный и друзья», артист предстаёт в новом качестве — в качестве автора и исполнителя песен.

Паб «Батлер», 4 июня, 20:00

В Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина (Дом Смышляева) состоится концерт «Рояля гулкий ритуал» молодой пианистки Александры Курицыной, студентки четвёртого курса Пермского музыкального колледжа.

Александра Курицына заканчивает обучение в колледже. Её программа — своего рода творческий отчёт перед alma mater и первое сольное выступление перед публикой.

В программе концерта:

Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга С dur;
Людвиг ван Бетховен. Соната Es dur, I часть;
Сергей Прокофьев. Этюд с moll;
Сергей Рахманинов. Музыкальный момент b moll;
Николай Метнер. Соната C dur из цикла «Сонатная триада»;
Сергей Слонимский. Юмористическая сценка по рисунку Пабло Пикассо «Проходящая красотка»;
Иоганнес Брамс. Соната для виолончели и фортепиано e moll, I часть;
Дмитрий Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано d moll, I и II части.

В программе принимает участие солист оркестра MusicAeterna Юрий Поляков (виолончель).

Вход свободный.

Библиотека им. Пушкина, 4 июня, 18:00

Главный вернисаж недели приурочен к скорому Дню города. Выставочный проект назван словами Булата Окуджавы «Наш городок Парижу не уступит» (0+).

Как сказал художник Максим Каёткин, «К Перми влеченье — род недуга!» Трудно найти пермского художника, который не объяснился бы в любви к своему городу. Эти «объяснения» бывают разными. В экспозицию вошли произведения 12 авторов, выполненные в разных техниках и материалах, а временной люфт между ними составляет без малого 80 лет… И всё же есть нечто общее, позволившее поместить их в одном пространстве, а именно — ностальгически-романтическое (а иногда и фантастическое) отношение к городу и персонажам, населяющим его.

В пространстве галереи «Марис-Арт» будут представлены живописные работы Галины и Петра Обориных, Анатолия Филимонова, Константина Николаева, Максима Каёткина, Константина Суслова, Анатолия Френкеля, Алексея Балмасова, Андрея Побережника; фотографии Анатолия Малиновского, фарфор Инны Роговой и Натальи Корчёмкиной.

Галерея «Марис-Арт», 5 июня — 15 июля

Арт-коммуна «Дом грузчика» представит в Пермской арт-резиденции pop-up-проект «Интервенция».

Первого июня стрит-арт-художники, каждый из которых известен в городе своим индивидуальным стилем — Алексей Щигалев, Макс Чёрный и Алекс Вэнс — проведут в Арт-резиденции живой эксперимент по переносу уличного искусства в выставочное пространство. Гости вернисажа смогут увидеть работы каждого из трёх авторов в крупном формате, созданные специально для этого события. «Интервенция» — проект-размышление о месте стрит-арта в сложившейся системе искусства с его выхолощенными арт-пространствами, наполненными интеллектуальными работами. Есть ли среди всего этого место живому процессу и спонтанности улиц?

На открытии зрителям будет предложено самим почувствовать себя в роли уличных художников: на откуп публике предоставят специально выстроенную конструкцию, имитирующую элемент городского ландшафта. В ходе интерактивного перформанса зрители дадут волю творческой энергии и нанесут свою «наскальную живопись» на импровизированные городские стены. Но кто знает, что ещё готовит ничего не подозревающей публике «Дом грузчика»? От этих ребят можно ожидать любых сюрпризов!

Выставка «Дома грузчика» в Пермской арт-резиденции — событие символическое. Художники, чья мастерская располагалась здесь в 2013-14 годах, словно возвращаются в родное гнездо, в Alma mater.

«Дом грузчика» — лаборатория современного искусства, неформальный центр contemporary art, объединивший мастерскую, выставочное пространство и публичные активности (мастер-классы, лекции, кинопросмотры). Также это и имя уникального творческого объединения пермских стрит-артистов — Макса Чёрного, Алексея Щигалева и Лёши Вэнса, больше известного как SadFace.

Пермская Арт-резиденция, 1 июня, 18:30, работы можно увидеть до 28 июня

На выставке Анастасии Георгиевской, анонс которой был в нашей «Афише» неделю назад, состоится встреча с художницей. В программе — слайд-лекция о жизни на Шри Ланке, где Анастасия Георгиевская живёт уже два года, дегустация цейлонского чая с эксклюзивных плантаций, выставка-продажа «дневниковой» графики художницы — зарисовок ланкийской жизни.

Галерея «25'17», 4 июня, 18:00

В широкий кинопрокат выходят в основном детские фильмы, что неудивительно, учитывая начало летних каникул.

«Хранитель луны»

«Хранитель луны» (6+) — французский мультфильм. На диковинной планете, где смена дня и ночи осуществляется вручную, юного фавна Мьюна неожиданно избирают хранителем Луны. Но, к своему ужасу, он почти сразу теряет её! Воспользовавшись этим, царь подземного мира Некрос крадёт и гасит Солнце. Теперь, чтобы спасти планету, Мьюн вместе с отважной девочкой из воска Глим и заносчивым Сохоном, хранителем Солнца, должны отправиться в удивительное и опасное путешествие.

«Наруто: Последний фильм»

«Наруто: Последний фильм» (12+) — новая полнометражная версия знаменитого аниме. Маленькая Ханаби похищена инопланетным злодеем, который вдобавок хочет уничтожить Землю. Наруто просто обязан спасти младшую сестру Хинаты — девушки, в которую он влюблён. Но сможет ли легендарный ниндзя победить самого мощного врага, если перед битвой он потеряет свои суперспособности?

В кинотеатрах с 4 июня

Как всегда, в начале месяца много новых фильмов в киноцентре «Премьер».

«Под электрическими облаками»

«Под электрическими облаками» (16+) — кинопритча Алексея Германа-младшего. Действие фильма происходит в 2017 году. Мир находится в ожидании большой войны. Герои фильма живут совершенно разными жизнями, но каждый из них принадлежит к тем, кого в классической русской литературе называют «лишними людьми». Это история об их жизни, преодолениях и борьбе. Это также история одного недостроенного здания, вокруг которого оказались разбросаны их судьбы.

Фильм находился в производстве более пяти лет и был отобран в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля еще до завершения монтажного периода. В результате — приз «Серебряный медведь».

«Новые русские» (18+) — киноальманах, состоящий из шести короткометражек молодых российских режиссёров. Сергей Маковецкий роется в мусоре, Виктор Сухоруков, как Индиана Джонс, охотится за древностями, а Екатерина Щеглова превращается в невидимку.

Короткометражка «Нечаянно» Жоры Крыжовникова рассказывает, как одна обычная семья из многоквартирного дома пытается избавиться от трупа соседки. У «Нечаянно» больше общего даже не с предыдущим фильмом Крыжовникова «Горько!», который тоже был своего рода энциклопедией русской жизни, а со «Старухой» Даниила Хармса — уровень абсурда в картине зашкаливает, а режиссёр совершенно откровенно предлагает нам посмеяться над бытовыми ужасами жизни.

Не так пугающ «Чиппендейл» Камилы Сафиной, в центре которого Виктор Сухоруков в роли охотника за раритетными ценностями, и уж совсем комична «Измена» Григория Добрыгина, показывающая, до чего доводит любовь к себе. Ещё одна короткометражка Добрыгина, «Верпаскунген», рассказывает о жизни маленького русского человека за границей (его играет Сергей Маковецкий). «Расфокусин» Оксаны Михеевой повествует о неудачливом, но обаятельном изобретателе (Александр Яценко), который случайно делает свою подружку (Екатерина Щеглова) невидимой.

Своеобразным российским аналогом «Бёрдмэна» является короткометражка «6.23» Кирилла Плетнёва о театральном актере, пытающемся сыграть Веничку из романа «Москва-Петушки».

Киноцентр «Премьер», с 4 июня

«10 000 километров: Любовь на расстоянии»

«10 000 километров: Любовь на расстоянии» (16+) — испанская комедийная драма Могут ли онлайн-технологии помочь любви пережить разлуку длиною в год и расстояние в 10 тыс. километров?

«Джентльмен-грабитель»

Речь в фильме «Джентльмен-грабитель» (18+) идёт об Эдди Додсоне, владельце мебельного магазина в Лос-Анджелесе. Он был знаком со многими знаменитостями, вёл праздный образ жизни — веселился и устраивал вечеринки. Но однажды он влюбился, и чтобы произвести впечатление на любимую девушку, решил ограбить банк.

Киноцентр «Премьер», с 1 июня

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться