Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Воронеж не лучше Перми?

Эдуард Бояков закрывает очередной «региональный культурный проект»

Поделиться
Эдуард Бояков

Эдуард Бояков
  Константин Долгановский

Продюсер, режиссёр, основатель театра «Практика» и создатель фестиваля «Золотая маска» Эдуард Бояков покидает пост ректора Воронежской государственной академии искусств (ВГАИ). Об этом сообщил «КоммерсантЪ».

Наиболее вероятным преемником господина Боякова может стать проректор по научной работе ВГАИ Ольга Скрынникова. В окружении нынешнего ректора говорят, что одной из причин ухода считается то, что театральный деятель неправильно понял свою должность — «ему приходилось заниматься рутиной, а он хотел творить с быстрой отдачей, много бумажной работы и ограничений не для него». «Он в первую очередь человек искусства, а в академии ему приходилось ежедневно заниматься рутиной»,— так описал ситуацию «Коммерсанту» хороший знакомый Эдуарда Боякова.

Выпускник журфака Воронежского госуниверситета, театральный режиссёр и продюсер Эдуард Бояков возглавил Академию искусств весной 2013 года. После избрания Эдуард Бояков изложил концепцию развития академии, подготовленную по поручению губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. Он был намерен создать из ВГАИ «лучший культурный вуз страны», предполагал расширить список факультетов, занявшись подготовкой кинооператоров, композиторов, специалистов кукольного театра, циркачей, продюсеров. Он начал приглашать в академию в качестве лекторов видных российских деятелей культуры. Наиболее авторитетным из них в регионе считают художника и скульптора Михаила Шемякина, преподававшего в академии курс «Станковая живопись» осенью 2014 года.

У вуза появились серьёзные спонсоры, инвестировавшие, в частности, в «Фонд развития Воронежской академии искусств». Среди них целый ряд местных бизнесменов, но самым статусным попечителем ВГАИ стал столичный девелопер и давний знакомый ректора Сергей Гордеев — инициатор «Пермского культурного проекта». Академия начала активно обновлять материальную базу — началось строительство нового общежития и ремонт нового корпуса вуза. Кроме того, ВГАИ получила под учебные корпуса находящееся в самом центре города здание гарнизонного Дома офицеров, долгое время пустовавшее. Скандальную известность Боякову принёс доклад «Воронежский пульс», посвящённый всем аспектам культурной жизни региона. Эта работа вызвала множество споров в регионе — часть экспертов называли её «честным анализом» ситуации, другая — «непрофессиональным и поверхностным творчеством».

Однако самым затратным проектом господина Боякова могло стать создание арт-кластера на базе разорившегося Воронежского экскаваторного завода. Бывшие цеха предприятия занимают более 11 га возле оживлённых магистралей недалеко от центра Воронежа. Участвовавший в пермской «культурной революции» продюсер хотел развернуть активную арт-деятельность и в Воронеже.

Останется ли Сергей Гордеев среди попечителей вуза после отставки Эдуарда Боякова, «Коммерсанту» выяснить не удалось.

В столичных творческих кругах деятельность Эдуарда Боякова в Воронеже восприняли восторженно. В «продвинутых» СМИ неоднократно появлялись высказывания в том смысле, что «Воронеж использует шанс, который упустила Пермь», а воронежский губернатор Алексей Гордеев получил Национальную театральную премию «Золотая маска» в меценатской номинации.

Напомним, в Перми Эдуард Бояков был одним из активных «культуртрегеров» «чиркуновского призыва». Он стал основателем театра «Сцена-Молот» и инициатором проведения нескольких фестивалей, среди которых фестиваль театра и кино о современности «Текстура», поэтический фестиваль «СловоNova», фестиваль театра для детей «Большая перемена».

Причиной ухода театрального деятеля с пермской культурной сцены стало даже не сворачивание «культурной революции», а разногласия между ним и его недавними соратниками — художественным руководителем Театра-Театра Борисом Мильграмом и тогдашним директором театра Владимиром Гурфинкелем. Руководство театра не устраивала деятельность Боякова в «Сцене-Молот», по их мнению, в последний год присутствия его в качестве арт-директора проекта там перестали появляться яркие спектакли, в сам Бояков, как сказал на одной из пресс-конференций Борис Мильграм, «руководил театром из Индии». Кроме того, фестиваль «Текстура» вступил в конкуренцию с фестивалем «Пространство режиссуры», который проводит Мильграм.

После ухода из Перми Боякова все его проекты были закрыты, но появились их местные аналоги: прошёл детский театральный фестиваль «Большая перемена», поэтический фестиваль «Компрос» проходит в этом году в третий раз.

К сожалению, получить комментарий Эдуарда Боякова нам не удалось: на звонки он не отреагировал.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться