Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Это ещё не проект, а всего лишь наброски…»

Дизайнерское бюро из Лондона представило правительству Пермского края свои предложения по размещению Пермской художественной галереи в здании ВКИУ

Поделиться

На презентации 4 марта присутствовали два вице-премьера — Ирина Ивенских и Олег Демченко и два краевых министра — министр культуры Игорь Гладнев и министр строительства и ЖКХ Виктор Федоровский, а также директор краевого Управления капитального строительства Владислав Козлов и, по выражению Игоря Гладнева, «главные заказчики» — руководители Пермской государственной художественной галереи Надежда Беляева и Юлия Тавризян.

Напомним, на предыдущей презентации, прошедшей в декабре 2014 года, британские дизайнеры предложили три варианта реконструкции комплекса зданий на ул. Окулова, 4 — бывшего спального корпуса ракетного института им. Василия Чуйкова и примыкающего к нему спортзала:

— «Эконом-вариант» — простой косметический ремонт без изменения существующей планировки;

— «Бизнес-вариант» предлагает застроить ниши в фасаде главного здания со стороны двора и таким образом получить не только новые площади для размещения экспозиции, но и новые объёмы разной высоты, в том числе равные по высоте двум и даже трём этажам существующего здания;

— Вариант «люкс», который даёт возможность «поиграть» с объёмами и высотами не только в нишах, но и в «теле» главного здания.

Предпочтительным для заказчика — правительства Пермского края — оказался вариант №2, и сейчас разработчики приехали с готовым пространственным решением для будущего художественного музея.

Предваряя презентацию, руководитель бюро Дайна Кассон (которую табличка на столе представляла полным официальным именем — Дайна Виктория леди Мозес) напомнила собравшимся, что бюро не является конструкторским или архитектурным, его работа — не проект реконструкции существующих зданий, а лишь пространственные решения для будущего проекта.

Её коллега Гэри Шелли сообщил собравшимся, что компания не старалась вписаться в какой-то бюджет — такой задачи не было. Главным критерием для дизайнеров была коллекция галереи, возможность представить её в наилучшем свете.

Основной проблемой здания бывшей казармы англичане считают недостаточную высоту потолков. По словам Шелли, высота в 3,2 м — слишком мало, чтобы организовать достойное освещение картин, как их ни развешивай. Поэтому, несмотря на то, что второй вариант реконструкции предусматривает лишь застройку фасадных ниш «с изнанки» здания, англичане настойчиво предлагают создать «в теле» главного здания несколько пространств, которые они называют «двухсветными».

Двухсветное пространство — это, по сути, зал двойной высоты, то есть два этажа, объединённых за счёт ликвидации части этажного перекрытия. Предлагается сделать два таких зала — один для пермской деревянной скульптуры, которая будет ядром большой экспозиции «История Урала», куда войдут ещё строгановские иконы и другие историко-культурные артефакты, а второй — для западноевропейского искусства.

Главная причина такой настойчивости дизайнеров — даже не необходимость размещать объекты большого размера, а желание наиболее выигрышно организовать свет в помещении. В качестве примера была приведена коллекция деревянной скульптуры. Предлагается разместить её в двух помещениях. В первом — полутёмном — фигуры сидящего Спасителя предлагается рассредоточить по всему залу и подсветить сверху. Соседнее помещение, где разместятся распятия и фигуры святых, должно быть более светлым. Темнота — символ темницы, а свет — освобождения.

По словам Дайны Кассон, посетители — публика непослушная и беспокойная, и нет никакой надежды на то, что все посетители будут двигаться через экспозицию по обозначенному маршруту, поэтому дизайнеры предлагают создать им возможности для свободы выбора. Если посетитель идёт в постоянную экспозицию, предлагается на лифте доставить его на верхний этаж, чтобы оттуда он спускался обратно в фойе, а выход организовать через магазин и ресторан.

Если же посетитель хочет посмотреть только временные выставки, он должен подниматься лишь на второй этаж — именно там предлагается организовать выставочную зону — так, чтобы можно было легко перекрыть доступ в основную экспозицию на случай, например, вернисажей и других специальных событий, а также в случаях, когда необходимо, чтобы выставки работали вечером дольше, чем основная экспозиция.

Для полного осмотра всей экспозиции сверху вниз англичане предложили два возможных маршрута:

— Маршрут А начинается с современности и советского искусства, затем следует русское классическое и мировое искусство, и в самом финале предлагается сфокусироваться на истории Урала и пермской деревянной скульптуре;

— Маршрут В использует хронологический принцип: начинается наверху с пермской деревянной скульптуры и искусства Урала, далее следуют разделы русского классического и западноевропейского искусства и в самом низу — советское и современное искусство. В этом случае коллекция «деревянных богов» займёт привычное для пермяков «возвышенное» положение — на верхнем этаже.

На первом этаже разместятся фойе, кафе и магазин, а в подвале, кроме сервисных помещений, гардероба и санузлов — ещё и детский образовательный центр. Для организации лекционно-концертного зала предлагается создать помещение двойной высоты с амфитеатром кресел (150-180 мест в зависимости от величины кресла). Для этого необходимо объединить часть первого этажа с подвалом и укрепить в этом месте несущие стены.

К организации фондохранилища и реставрационных мастерских англичане подошли радикально. Им категорически не нравится существующее здание спортивного зала — оно слишком хлипкое, чтобы делать там этажные перекрытия, а без них пространство будет использоваться нерационально. Дизайнеры предлагают просто снести существующую постройку и построить «сундучок с драгоценностями». Что такое современное хранилище — «сундучок с драгоценностями» — авторы презентации показали с помощью целого ряда примеров из ведущих музеев мира.

Здание фондохранилища будет соединяться с основным зданием на уровне второго этажа крытым переходом, по которому можно будет перемещать экспонаты из одного здания в другое, а также приводить экскурсии, так как предлагается создать зону «открытых фондов». Реставрационные мастерские планируется разместить на верхнем этаже «сундучка», чтобы создать дополнительное освещение через крышу.

По расчётам англичан, рядом с «сундучком» должно остаться достаточно места для организации автопарковки и небольшой зелёной зоны.

Обсуждение проекта было недолгим.

Наибольшее количество вопросов наработки Casson Mann вызвали у непосредственного исполнителя будущих работ — директора Управления капитального строительства. Владислав Козлов начал живо интересоваться пожарными карманами и эвакуационными выходами, на что Дайна Кассон сообщила, что все подробности, связанные с регулирующим законодательством, надо прорабатывать с инженерами-конструкторами, сведущими в тонкостях российских строительных норм. Однако общее количество лестниц — четыре — позволяет создать достаточное количество эвакуационных путей.

Более сложным оказался вопрос о движении транспорта на территории будущего музея. Проект предполагает создание зоны разгрузки/погрузки справа от фондохранилища, если смотреть на здание со стороны Камы, то есть буквально во дворе. Собственно, другой возможности и нет: с противоположной стороны слишком близко находится здание бизнес-центра «Садко». По словам Козлова, проезд большегрузов во двор здесь невозможен: они не пройдут через арку по высоте, а во дворе не смогут развернуться.

Дайна Кассон признала, что оппонент прав, и придётся дополнительно работать над этим вопросом.

Вице-премьер Олег Демченко обеспокоился предложением англичан снести здание спортзала и построить на его месте новое фондохранилище: «Я не понимаю такое решение… Зачем покупать, чтобы потом сносить?» Попытки объяснить, что существующее здание никак не подходит для организации хранилища, грозили порвать регламент, поэтому обсуждение деталей перенесли на более поздний срок.

В целом работа проектантов удовлетворила заказчиков. Как сообщили сотрудники краевого Минкульта, процесс покупки зданий из комплекса ракетного института продолжается: сделка будет осуществлена после проведения конкурса на услуги оценщика и официальной оценки объекта. Это должно случиться до 10 апреля.

Общая площадь помещений будущего музея в двух зданиях составит 12 тыс. 784 кв. м:

— фойе с гардеробом, магазином, туалетами — 510 кв. м;

— зона мероприятий (лекционный зал, многоцелевые помещения) — 500 кв. м;

— кафе — 345 кв. м;

— библиотека, аудиовизуальные фонды, архив — 385 кв. м;

— образовательный центр — 400 кв. м;

— залы постоянной экспозиции — 4 тыс. кв. м, из них двухсветные залы высотой 5 м и залы деревянной скульптуры высотой 8 м — не менее 2 тыс. кв. м в основном здании;

— залы временных выставок — 1 тыс. 600 кв. м, помещения для хранения временных экспонатов — 400 кв. м;

— реставрационные мастерские — 470 кв. м;

— мастерские и складские помещения — 650 кв. м;

— фондохранилища — 2 тыс. 120 кв. м;

— администрация и помещения для персонала — 404 кв. м;

— доставка/отправка (с помещениями упаковки, карантина и складов) — 300 кв. м.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться