Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Реинкарнация краеведения

Выставку «Ниже Нижнего» в Пермской художественной галерее нужно не только смотреть, но и читать

Поделиться

  Валерий Заровнянных

…История началась более 10 лет назад, когда компания художников путешествовала на теплоходе от Саратова до Нижнего Новгорода.

На первой стоянке, в Саратове, экскурсанты пришли на место встречи с экскурсоводом — к памятнику на набережной — чуть раньше назначенного времени и, пока ждали, развлекались тем, что придумывали, кому же поставлен памятник. Художник и куратор выставок из Нижнего Новгорода Евгений Стрелков предположил, что это памятник… Саратову. Мол, был такой видный революционер Василий Саратов, друг Ленина, врач по образованию, а кроме того левша и дальтоник. В честь него и город назван. История получилась складная, и, когда пришедший чуть позже экскурсовод начал свой рассказ с того, что название города происходит от татарского «сары тау» — «жёлтая гора», экскурсанты покатились со смеху, чем очень озадачили экскурсовода.

Развлечение понравилось, и Стрелков с товарищами на каждой остановке придумывали фрагменты альтернативной истории волжских городов и посёлков. Постепенно города ниже Нижнего обросли этаким, как выражается Стрелков «паракраеведением», а рассказы, придуманные во время путешествия, легли в основу книжки иронических очерков «Ниже Нижнего», написанной Стрелковым с товарищами — Эдуардом Абубакировым и Вадимом Филипповым.

Год назад Стрелков придумал проиллюстрировать книгу произведениями современного искусства, написал заявку и получил грант Фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Художники из городов Поволжья и Урала активно взялись за работу, и получилась занятнейшая выставка, которая объехала уже более 10 городов. Сейчас она «гастролирует» в Пермской государственной художественной галерее.

Это удивительно весёлая и добрая выставка. Она остроумная, затейливая и ироничная, но в то же время — глубокая, патриотичная и какая-то очень правдивая «Ниже Нижнего» — это иллюстрация к народной мудрости «В каждой шутке есть доля истины», потому что в стрелковском паракраеведении много краеведения настоящего. Выставка убедительно, прямо-таки беспрекословно доказывает, что Россия — на самом деле родина всех слонов!

Камень биролит, из которого в Жигулёвских горах начали добывать пиво ещё в незапамятные времена. Волотюлень — гибрид, который вывел натуралист-«антидарвинист» Иван Иванович Фитцер-Шмитт. Открытые чудаком-промышленником Иваном Бернадаки электрические налимы, которых волжане сажали в стеклянные банки и делали из них светильники. Тайная азбука «акобяка», которую изобрели святые-просветители Козьма и Демьян. Меховой картофель, который был источником шерсти для нужд русской армии, и меховая рыба, которая водилась в Волге и была истреблена по варварскому указу Ленина. Выставка полна подобных курьёзов!

Стрелков — ещё тот фантазёр, и друзья его, судя по всему, ему под стать. Мало придумать курьёзный объект, к нему должна быть целая история. Вот, к примеру, Фитцер-Шмитт, который был противником теории Дарвина и создал собственную теорию «взаимопомощи видов», согласно которой, если вола заставить жить в воде среди тюленей, то тюлени ему со временем помогут отрастить ласты, и получится волотюлень.

Истории это длинные, складные, логичные и  по-краеведчеки полные подробностей и доказательств. История про меховой картофель начинается с находки чемодана с архивными документами на чердаке старого дома, в котором обнаружились генетические и селекционные выкладки и схемы, и продолжается подробностями создания и уничтожения дивного гибрида картофеля и овцы. И чем это хуже теорий Трофима Денисовича Лысенко — яровизации, чеканки хлопчатника и прочих изобретений, которые его прославили?!

Объекты, иллюстрирующие эти байки, не менее затейливы. Выставка открывается инсталляцией пермской арт-группы КУБ под названием «Комендант биостанции». Это огромная голова из папье-маше, в которой вертятся пробирки с какими-то составами, а также фигурки животных. Рядом — милейший волотюлень из валяной шерсти с бронзовыми головой и ластами. Сразу видно: Иван Иванович Фитцер-Шмитт — это голова!!!

Рядом — инсталляция скульптора Ольги Хан, самый «мимимишный» экспонат: детские игрушки, сваренные из металлопроката производства Выксунского металлургического завода. Дело в том, что в городе Выкса железо добывается давным-давно, ещё со времён до открытия крупных магнитных аномалий. В Выксе есть церковь, в которой не только пол и решётки из местного железа, но и вообще весь интерьер — от паникадила до хоров и подсвечников! Ольга Хан попробовала представить себе, какими игрушками могли играть выксинские дети, и получились этакие игрушки древних людей-гигантов, буквально железных сверхчеловеков.

Сам Евгений Стрелков сделал для выставки несколько экспонатов, но главный — это большая инсталляция «Третья идея», посвящённая городу Сарову, который в советские времена назывался «Арзамас-16». Именно здесь создавалось советское ядерное оружие, а ведь город это древний, здесь когда-то находился Успенский монастырь, в котором проповедовал русский святой Серафим Саровский. В советские времена монастырь был разрушен, знаменитый иконостас пропал бесследно; начиная с военных лет, здесь работали академики Курчатов и Сахаров. В своих мемуарах Андрей Сахаров писал, что у них была «третья идея» — создание «чистой» бомбы с сильным рентгеновским излучением, которое мгновенно выжигает всё вокруг, но не оставляет радиоактивного заражения.

Стрелков, как настоящий краевед, долго изучал историю Сарова и создал инсталляцию из нескольких лайтбоксов, в которых совместил изображения исчезнувшего иконостаса и человеческие рентгенограммы. Рядом — видео ядерного взрыва, и облачные концентрические круги, как нимбы, улетают в небо. В одном очень ёмком образе — вся история города, весь её трагизм и величие.

Самый популярный экспонат выставки — конечно, меховая рыба. Идея этой байки произрастает из выражения «на рыбьем меху», обозначающем холодную не по погоде одежду. Обычно так называют жалкие шубки из искусственного меха, и художник Андрей Митенёв решил вернуть рыбе её мех. Он сшил чучело рыбы из старых искусственных шуб и приделал умилительные пуговичные глаза. А кроме того, соорудил здоровенную книгу, которую можно и нужно листать и читать: там вся история волжских меховых рыб с уморительными иллюстрациями: вот «Дама с горностаем», вместо горностаевой горжетки — зубастая рыбья; вот кустодиевский купец в шубе буквально на рыбьем меху, вот Шаляпин с известного портрета, на плечах — опять рыбий мех…

Книга художника — любимый жанр Стрелкова. В 2006 году в Пермской галерее проходила его выставка «Неолит. Книга художника», которая и познакомила пермяков с этим жанром. В новой выставке Стрелков верен этой теме, мастерски сделанных книг художника здесь несколько, но и вся выставка — это одна краеведческая книга, потому что все выдумки, проиллюстрированные арт-объектами, можно прочитать в специальных плакатах на стенах. Внимательному зрителю, который даст себе труд это проделать, обеспечены пара часов здорового смеха. Впрочем, и Стрелков, и пермский куратор выставки Владимир Береснев понимают, что в этой ситуации лучше сопровождать просмотр рассказом, поэтому в Пермской галерее разработали целую систему экскурсий для разных категорий зрителей.

Выставка «Ниже Нижнего. Новейшие опыты околоволжского краеведения» работает в Пермской государственной художественной галерее до 19 марта.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться