Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Пермский театр оперы и балета подготовил первую премьеру 2015 года

Катерина Евангелатос представит оперу «Сказки Гофмана»

Поделиться
Катерина Евангелатос

Катерина Евангелатос

В Пермском театре оперы и балета продолжается сезон женщин-режиссёров. Вслед за испанкой Валентиной Карраско, поставившей моцартовского «Дон Жуана», свою работу представляет гречанка Катерина Евангелатос. В её постановке на пермской сцене появится опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».

Постановка станет дебютом в опере молодого режиссёра — выпускницы мастерской Леонида Хейфеца в Российском университете театрального искусства (ГИТИС). Несмотря на молодость, у Катерины обширный послужной список: за её плечами больше дюжины драматических спектаклей и престижные награды. За режиссуру «Вольфганга» и «Клуба самоубийц» в 2009 году она была отмечена Греческой ассоциацией театра и музыкальной критики в номинации «Лучший молодой артист», а в 2011 году удостоена приза Элефтерии Сапунци.

Стоит предупредить зрителей, что привычного сказочного антуража от этой постановки ждать не стоит; более того, возрастное ограничение — «18 +», так что эти «Сказки» строго для взрослых. Спектакль в трёх действиях с прологом и эпилогом исполняется на французском языке с русскими титрами.

Как сказано в официальном релизе пресс-службы театра, единственная опера «короля оперетт» Жака Оффенбаха вот уже более века остаётся для постановщиков крепким орешком. Главная трудность заключается в том, как выстроить драматургию спектакля, чтобы он смотрелся не триптихом из относительно независимых историй с переходящим от одной к другой заглавным героем, а законченным целым с последовательно развёртываемым сверхсюжетом.

Объединить все три истории — о любви Гофмана к кукле Олимпии, певице Антонии и куртизанке Джульетте — Катерина Евангелатос решила с помощью приёма «сон во сне». Иллюзорное путешествие во времени и пространстве происходит лишь в мыслях Гофмана. Каждая история сделана в своём жанре: фарсово-сатирическом — об Олимпии, трагично-трогательном — об Антонии, драматичном — о Джульетте. Каждое повествование оформлено в своём художественном стиле, навеянном разными странами и эпохами.

Галя Солодовникова, художник-постановщик оперы «Сказки Гофмана»:

— Из современного бара, где Гофман размышляет о певице Стелле, вместе с его воспоминаниями зритель перенесётся в 1960-е годы, в Париж эпохи сексуальной революции, расцвета научной фантастики и новых невероятных научных открытий. Там Гофман познакомится с Олимпией. Дальше — отправится в альпийский немецкий санаторий середины 1930-х: предчувствие катастрофы Второй мировой уже висит в воздухе, придавая дополнительный драматизм истории об Антонии. Последняя сказка разворачивается в мрачном андеграундном клубе конца 1970-х, в котором обитают люди, похожие на тени, а коварная Джульетта похищает изображение самого Гофмана.

Сменяются эпохи и декорации: от света к тьме, от цветастой пестроты к чёрно-белым контрастам, от юмора к сарказму, от надежды к отчаянью. Что ждёт Гофмана в финале этой череды ночных кошмаров и глубинных страхов? Катарсис или катастрофа? Конец печалям и боли или конец всему?

Катерина Евангелатос, режиссёр-постановщик оперы «Сказки Гофмана»:

— У оперы в моей постановке открытый финал. Альтер эго Гофмана, Муза, ведёт его через мрачные истории к свету. Это в любом случае свет катарсиса, но свет ли это нового начала? Или — конца человеческой жизни? Я не хочу давать свой вариант ответа, мне бы хотелось, чтобы зритель сам определил, что в финале ждёт Гофмана.

У оперы есть особенность: количество артистов может варьироваться, поскольку некоторые партии, не пересекающиеся на сцене, написаны для идентичных голосов: трёх злодеев-антагонистов Гофмана и трёх его возлюбленных могут играть либо один и тот же человек, либо разные люди. В пермском спектакле «задействованы» оба подхода.

Исполнять партии объектов желания поэта Гофмана — механической куклы Олимпии, куртизанки Джульетты и певицы Антонии — в Перми будут три певицы: Надежда Кучер, лауреат многочисленных международных и всероссийских конкурсов, отмеченная Национальной театральной премией «Золотая Маска» и номинированная в этом году на неё вновь за роль Доньи Исабель в опере «Королева индейцев»; лауреат международных и всероссийских конкурсов Надежда Павлова, покорившая публику исполнением партии Донны Анны в «Дон Жуане», первой премьере 143-го сезона в Пермской опере; лауреат международных конкурсов Анжелика Минасова, ярко исполнившая роль Донны Эльвиры в том же спектакле; одна из лучших Иолант Зарина Абаева, певица с проникновенной искренностью и несомненным талантом драматической артистки. Айсулу Хасанова исполнит в постановке сразу две партии — Джульетты и матери Антонии.

Партии же злодеев Линдорфа, Дапертутто, Миракля и Коппелиуса будет исполнять один певец. Таким образом, серия гофмановских злых гениев предстанет как одна личность, но в разных облачениях. Справиться с этой нелёгкой задачей предстоит румынскому баритону Йонуцу Паску, покорившему сцены Европы и Южной Кореи, и канадцу Найджелу Смиту, блиставшему на сценах лучших европейских оперных домов.

Противостоять многоликому антигерою будет Гофман, воплощаемый в постановке британцем Тимоти Ричардсом и голландцем Кор-Яном Дюссельи. Тимоти Ричардс — признанный специалист по оффенбаховской «гофманиане», партия Гофмана — одна из ключевых в репертуаре британского тенора. То же можно сказать и о Кор-Яне Дюссельи: в его репертуаре партия Гофмана — одна из «коронных» наряду с партией Германна («Пиковая дама» Чайковского) и главными ролями в «Отелло» Верди и «Лоэнгрине» Вагнера.

Музыкальный руководитель постановки Теодор Курентзис сравнивает настроение оперы с масштабной забастовкой на некоем заводе, где штампуют счастье и улыбки из пластмассы.

Дирижёром-постановщиком оперы стал Артём Абашев, запомнившийся пермякам по эффектному исполнению оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка».

Пермский театр оперы и балета, 27, 28, 30, 31 января и 1 февраля, 19:00

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться