Николай Новичков: Быть губернатором-идеалистом в наше время – серьёзная роскошь
Профессор Высшей школы экономики и бывший министр культуры Пермского края, руководитель федеральной дирекции проекта «Культурный альянс» Николай Новичков попытался написать рецензию на книгу губернатора Пермского края Олега Чиркунова «Государство и конкуренция». Названием для своего текста Новичков выбрал следующее: «Как губернатор Пермского края пытался создать идеальную Россию и почему у него не получилось». Однако в процессе работы, по признанию самого Новичкова, текст ему пришлось переписать дважды: «Я понял, что это категорически невозможно».
Текст Новичкова публикует портал Slon.ru.
Нельзя передать позицию автора, ориентируясь только на текст, особенно с учётом того, что проработал рядом с Олегом три года. В общем, стараясь по максимуму анализировать буквы и иногда посматривая в прошлое и возможное будущее, я решил сформулировать «pro et contra» политики Олега Чиркунова.
Свой текст Новичков всё же начинает с отзыва на книгу.
Для начала – о книге. О чем она? О человеке, о работе, о мечте или о нереализованных планах? Видимо, обо всём этом и не только. О мечте автор начинает говорить уже на первых страницах, этой категорией автор и заканчивает. Быть губернатором-идеалистом в наше время – серьёзная роскошь. Идеализм созвучен двум понятиям: «идея» и «идеал», – а это уже и есть мечта – сформулированное представление об идеальном состоянии объекта. Вы скажете, что это всего лишь словесные конструкции, а я скажу, что с этого начинается менеджмент. Вопрос, чем он заканчивается.
«Чтобы не впадать в лесть или критиканство» Новичков предлагает несколько тезисов. Начинает экс-министр культуры с плюсов Чиркунова. «Никто не будет спорить, что они есть. При этом я не буду приводить факты или статистику, а обращу внимание уважаемой публики на то, чем губернатор Пермского края, на мой взгляд, войдет в теорию и практику менеджмента и политики».
1. Разделение функций заказчика и подрядчика в государстве. Что это значит? Если я, предположим, министр культуры в традиционном российском регионе, то я изначально заинтересован в том, чтобы мои учреждения культуры как можно больше получали средств из регионального бюджета. При этом спросить с меня за качество культурного продукта невозможно. В Пермском крае в результате реализации функционально-целевой модели управления министру культуры учреждения культуры не подчиняются. Они управляются и финансируются другим вице-премьером регионального правительства, который заинтересован в экономии бюджетных средств. В итоге в руках министра культуры остаются только рычаги культурной политики, и он начинает думать уже не об интересах учреждений, а об интересах зрителя, то есть жителя и гостя Пермского края.
2. Государство должно закупать услугу, а не продукт. Об этом много говорится в данной работе Чиркунова. Приведу пример, совсем недавно касавшийся меня лично. В Перми нет очереди в детские сады. Это правда. И решение лежит не в том, чтобы вместо 10 садиков построить 100, а в том, чтобы передать людям деньги на руки, если они не хотят, чтобы их ребенок посещал муниципальный детский сад. Деньги невеликие, но они позволили вырасти целой отрасли частных детских садов.
3. Минимизация государственной собственности. На странице 196 автор говорит: «Проблема государства в том, что оно огромно и не в состоянии контролировать всё». Чиркунов много раз говорил своим подчиненным: «Органы власти не бизнес. Вы не должны зарабатывать на рынке. Если есть объект собственности, не имеющий социального назначения, от него надо избавляться». Действительно, в Пермском крае нет коммерческих организаций, находящихся в краевой собственности, как нет краевой коммерческой недвижимости, автопарков и государственных СМИ. Всё, что нужно для нужд органов власти, может вполне закупаться на рынке.
Далее Новичков рассуждает о том, что нужно ещё сделать в Пермском крае: «Если автор претендует на целостный взгляд (а он претендует), то должен нести ответственность и за несказанное и несделанное».
1. Реальное местное самоуправление. Это однозначная задача на будущее. В книге об этом, конечно, сказано. Но в реалиях граждане пока не признали ещё местное самоуправление своим собственным инструментом решения своих собственных местных проблем. И вопрос не в том, что граждане часто к этому не готовы, а в том, что нужно создавать институциональные основы развития местных сообществ. Как известно из современного маркетинга, спрос не родится без предложения.
2. Отношения власти и СМИ. В Пермском крае, как я уже говорил, нет государственных краевых газет и телерадиокомпаний. И это очень правильно! Но при этом существует государственное финансирование СМИ через покупку медиауслуги. Вроде бы всё «по рынку», однако государственные заказы убивают рекламный рынок и развращают СМИ. У государства не может быть медиабюджетов. От этого необходимо как можно скорее отказаться, что, кстати, уже сделал Никита Белых в Кировской области.
3. Наконец, самое важное. Олег Чиркунов много говорит и пишет о стратегии региона как о соглашении между исполнительной и законодательной ветвями власти о долгосрочных целевых показателях развития края. «Открытые коды управления регионом» приведены в приложении в книге «Государство и конкуренция». Всё, действительно, правильно. Стратегия – это дорожные знаки движения. Но есть вопросы к субъектам договора. Какова ответственность регионального парламента и правительства за реализацию стратегии? Каковы инструменты воздействия на стороны договора? Чиркунов много говорит о сильном парламенте как носителе власти в регионе. Но он (парламент) будет горластым и безответственным до тех пор, пока не начнёт формировать правительство края. Всё просто: договорились и действуем. Только стратегию надо подкреплять полномочиями, а полномочия – это формирование регионального правительства. Переход к принципам парламентской демократии, как это ни парадоксально, может значительно укрепить устойчивость регионального развития. Почему губернатор не сделал этот шаг? Без него, боюсь, стратегирование обречено на профанацию.
Отдельной частью рассуждений Новичкова становятся «плюсы политики Олега Чиркунова, переходящие в минусы».
1. Губернатор любит сотрудничать с лучшими, то есть со «звёздами». Это, на самом деле, очень хорошо: лучшие люди дают лучшие практики, что можно наблюдать на целом ряде проектов в Перми. Но это было бы просто идеальным, если бы рядом с «лучшими» находилось бы место «хорошим», тем, кто мог бы в будущем тоже стать «звёздами», но из-за того, что их когда-то недооценили, они либо ушли, либо так и остались «подающими». За это, однозначно, несет ответственность первое лицо и никто другой.
2. Следующая проблема связана с предыдущей. Олег Чиркунов обожает делегирование. Это опять же неплохо, но не на сто же процентов! В итоге, у губернатора, по сути, нет личной проектной территории. Как результат: многие важные дела не доведены до конца, почти полностью провален, например, федеральный GR, да и многих «звёзд» Пермский край тоже не смог привлечь или удержать.
3. Олег Чиркунов не любит публичность. Вы скажете, что это редкое достоинство. Всё правильно, но только не на должности, которая в обязательном порядке предполагает публичность. Как ты будешь продвигать свою идеологию, если не собственным авторитетом? Это могли бы делать соратники-«звёзды», но где они? Теперь вернёмся к мечте, то есть к тому, о чем, на самом деле, и написана книга «Государство и конкуренция». Каково будущее Пермского края? Вопрос, безусловно, открытый. У этой территории еще есть все шансы стать одним из самых удобных для жизни, творчества и бизнеса регионов. Дай бог мудрости его жителям. Сейчас всё зависит от них. А автору я желаю дальнейших творческих успехов и при жизни увидеть воплощение своей мечты. «Всё впереди!».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.