В Пермском театре оперы и балета — первая балетная премьера сезона

Зрители увидят вечер английской хореографии

Плюсануть
Поделиться
Даглас Ли
Даглас Ли
Фото: Антон Завьялов

Вслед за чередой громких оперных событий в Пермском театре оперы и балета меняется вектор: театр презентует вечер английской хореографии «Зимние грёзы». Это материализация давней мечты худрука пермского балета Алексея Мирошниченко, большого знатока и поклонника британской хореографии.

Вечер состоит их спектаклей трёх поколений британских хореографов ХХ-XXI веков: мировой премьеры балета «Когда падал снег…» Дагласа Ли, созданного специально для этого проекта, а также российских премьер балетов «Конькобежцы» Фредерика Аштона и «Зимние грёзы» Кеннета Макмиллана.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета:

— Идея поставить на пермской сцене балеты британских хореографов родилась по случаю перекрёстного Года культуры России и Великобритании. Программа вечера сформировалась мгновенно: три эпохи английского балета — три поколения хореографов — три одноактных спектакля. Имена балетмейстеров тоже возникли моментально: должен быть представлен первый классик британского балета сэр Фредерик Аштон, затем сэр Кеннет Макмиллан, чьи работы составляют «золотой фонд» репертуара Королевского балета Ковент-Гарден, и, наконец, кто-то из современников. Долго размышлять над фигурой третьего балетмейстера не пришлось. Было очевидно, что наилучшим образом в эту канву впишется Даглас Ли, хорошо известный нашей публике по спектаклю Souvenir.

Откроет балетный вечер очаровательная винтажная зарисовка, как будто подсмотренная через викторианское стекло. Спектакль «Конькобежцы» на музыку Джакомо Мейербера в хореографии сэра Фредерика Аштона был поставлен в 1937 году. Постановка и сегодня остается в числе фаворитов Лондонского Королевского балета. Аштон был приверженцем классического танца, хотя весьма изобретательно разнообразил его, отражая в своих работах идеи, которые почерпнул у хореографов Ballets Russes Дягилева, у Айседоры Дункан и других представителей свободного танца, а также у танцевальной культуры Латинской Америки, в одной из стран которой прошла его юность. В «Конькобежцах» нашли отражение пристрастие хореографа к лирическим сюжетам и его тонкое чувство юмора.

«Зимние грёзы» — свободная интерпретация чеховских «Трёх сестёр» в постановке сэра Кеннета Макмиллана. Одноактный балет был создан хореографом специально для экс-премьера Большого театра Ирека Мухамедова, он исполнял главную мужскую партию. Используя фортепианные произведения Петра Ильича Чайковского в аранжировке Филипа Гаммона, Кеннет Макмиллан очень точно передаёт дух литературного мира Чехова, дух русского «провинциального города, вроде Перми» на рубеже XIX—ХХ веков. Костюмы и декорации, выдержанные в стилистике эпохи, дополнят ностальгический образ «России, которую мы потеряли».

В завершение вечера — абсолютно новая работа Дагласа Ли, заказанная ему Пермским театром оперы и балета специально для проекта «Зимние грёзы», — спектакль «Когда падал снег». Минималистичные костюмы и отсутствие декораций создадут контраст винтажным «Конькобежцам» и романтичным «Зимним грёзам». Второй опыт совместного творчества балетмейстера и пермских танцовщиков (в 2011 году Даглас Ли сочинил для пермяков балет Souvenir, который был номинирован на премию «Золотая маска») поставлен на музыку Бернарда Херрманна.

Даглас Ли, хореограф:

— Когда я думал о том, как создать присутствие зимы на сцене, передать её настроение, первое, что мне пришло на ум, — это картина падающего снега. Наверное, потому что падающий снег является каноническим образом в восприятии зимы. Все мои воспоминания о снеге связаны с детством, поэтому через весь спектакль проходит тема кукол. Но это будет вовсе не рождественская сказка. Балет скорее будет напоминать калейдоскоп оживающих картинок или фотокадров. Танцовщики будут иногда напоминать застывшие скульптуры, порой будут более очеловеченные… Это похоже на то, что мы можем увидеть, когда крутим в своих руках стеклянные шары со снегом или слушаем мелодию играющей музыкальной шкатулки. Кстати, музыка, которую я выбрал, восхитительна. В ней есть моменты, когда используется вибрафон, создающий как раз ощущение играющей музыкальной шкатулки.

Новую для себя музыку оркестр театра будет осваивать под руководством дирижёров Артёма Абашева и Валентина Урюпина.

Алексей Мирошниченко:

— Вечер трёх поколений британской хореографии «Зимние грёзы» — это наш подарок всем любителям балета. Это по-настоящему очень красивая, эстетская, исполненная живого праздничного настроения премьера. Теперь мы можем встречать зиму и новогодние каникулы не только «Щелкунчиком».

Вечер английской хореографии пройдёт в Пермском театре оперы и балета 11, 12 и 13 декабря в 19:00. 


Плюсануть
Поделиться