Оксана Клиницкая

Оксана Клиницкая

корреспондент

«Негатив кто огребать будет?»

Пермские думцы и чиновники поспорили по поводу предстоящих изменений в организации движения общественного транспорта

Поделиться
автобусы

  Константин Долгановский

Предваряя очередное обсуждение новой Единой маршрутной сети, глава администрации Перми Дмитрий Самойлов заявил: «Вряд ли разработанная схема тянет на революционные изменения. Тем не менее объём работы проделан существенный. Но остаётся место для шлифовки. Для этого мы и собрались».

Начальник городского департамента дорог и транспорта Илья Денисов сообщил, что новая Единая маршрутная сеть городского транспорта (ЕМС) будет введена с 1 апреля 2015 года.

«Конкурсные процедуры продлятся не один месяц. Надо, чтобы подготовились перевозчики, чтобы все вместе спокойно пережили зиму», — пояснил чиновник.

Формирование действующей ЕМС шло по принципу развития автобусных направлений. По словам Денисова, в основу новой сети заложены следующие ключевые моменты:

— обеспечение доступности транспорта;

— передача приоритета электротранспорту;

— осуществление посадки и высадки пассажиров только на остановках.

Разработчики попытались сделать так, чтобы в пределах ЕМС с одного конца города на другой можно было бы добраться либо прямым маршрутом, либо совершив только одну пересадку.

«Продолжаем освобождать улицы с выделенными трамвайными путями, создавать коридоры, загружать электротранспортом, чтобы люди им пользовались. Это наше будущее должно стать нашим настоящим», — заявил Денисов.

Отдавая преимущество электротранспорту, городские власти закрывают популярные у горожан маршруты. Так, предстоящий отказ от использования троллейбусов на шоссе Космонавтов Денисов объяснил тем, что «до фабрики Гознака фиксируется убыточность», а также сложными поворотами и разворотами у ипподрома.

После доклада Денисова депутаты заволновались, предположив, что новая ЕМС выглядит привлекательно только на слайдах.

Денис Ушаков поинтересовался, можно ли будет с внедрением новой ЕМС отказаться от дотаций в адрес автобусных перевозчиков.

«При определённом тарифе отрасль автобусных перевозок становится безубыточной, недотируемой. Исключение — льготники. Горэлектротранспорт должен дотироваться», — был категоричен Илья Денисов.

Александр Буторин обеспокоился тем, что на улице Лодыгина до улицы Солдатова останется только троллейбусный маршрут (при том, что в этом направлении существует большой пассажиропоток), и пожелал оставить дублирующий автобусный маршрут. Денисов заверил, что так и будет.

«Если автобус пошёл не по улице Пушкина, а по Краснова, он не сам пошёл, его диспетчер перенаправил», — попытался привести пример чиновник.

«Всё-таки чувствую, что пойдёт население на приём», — встревоженно заметил Буторин, имея в виду будущие жалобы со стороны граждан.

Но больше всего волнения у депутатов вызвало обеспечение транспортом жителей Кировского района. Отметив специфику этого района, Вячеслав Григорьев заступился за автобусный маршрут №60.

«Давайте отойдём от общепринятых правил. Маршрут надо сохранить как есть или найти другое решение», — предложил депутат.

«Это возможно, но это станет порочной практикой. Хотим уйти от дубляжа и затратности. Любое увеличение маршрутной сети хоть на две остановки приносит убыток бюджету», — ответил Илья Денисов.

Арсен Болквадзе, депутат Пермской городской думы:

— Автобусы из Крыма уже выходят битком набитые. В час пик выехать из Кировского района проблематично и при сегодняшней системе. Вы предлагает дробить, сокращать маршруты. Выгодно кому и делается зачем?

Вы можете говорить про бюджет и прочее сколько угодно, я вас приглашаю в 8:00 приехать в Закамск и с остановки «Кинотеатр «Экран» доехать до центра города, как вы нарисовали. Можете на «Пролетарке» пересаживаться, на «Железке». На улице Ушакова можете вообще на каждой остановке выходить, а после этого будете рассказывать о бюджете и выгоде. Количество людей, которые ездят из отдалённых районов в центр, не меняется и не изменится в ближайшее время, только будет увеличиваться.

Когда говорите о сокращении маршрутов, мы понимаем, что ничего хорошего из этого не выйдет. Сейчас можем запустить и сказать: схема гибкая, мы можем её поменять. Негатив кто огребать будет?

Мы убираем «Газели». Значит, должны добавить автобусы. Если добавляем автобусы, должны для каждого из них предусмотреть компенсацию из бюджета. О какой экономии говорим?

Арсен Болквадзе привёл в пример Челябинск, где тариф — 15 руб., все пенсионеры пользуются бесплатным проездом, а студенты и школьники покупают билеты за полцены. При этом компенсация перевозчикам из местного бюджета составляет 600 млн руб. в год.

«Если сохранить эти категории льготников, но установить тариф 18 руб., из казны Перми на компенсации потребуется 2 млрд руб.», — возмутился депутат.

Илья Денисов предположил, что речь идёт о компенсации только на автобусные направления, а не на все виды общественного транспорта в целом. А Дмитрий Самойлов сообщил, что после увеличения тарифа городские власти будут добиваться сокращения компенсации из бюджета на автобусные перевозки.

Сити-менеджер также заметил, что помимо депутатов к нему обращались руководители предприятий с просьбой сохранить маршрут №60 в прежнем виде: от ДДК им. Кирова до Комсомольской площади, и «этот вопрос будет проработан». Уже на следующей неделе Денисов, по словам Самойлова, проведёт соответствующее совещание.

Отказ от компенсаций поддержал Дмитрий Малютин, но он посетовал, что для жителей Индустриального района может быть не соблюдён параметр дальности остановки 800 м.

Дмитрий Малютин, депутат Пермской городской думы:

— Надо снижать нагрузку на бюджет, а не увеличивать её. Но, Илья Анатольевич, вы обходите стороной обсуждение тарифа, видимо, ждёте, когда разразится дискуссия при формировании бюджета.

В ЕМС достаточно серьёзные изменения претерпели только три магистральных улицы. Всё остальное остаётся как и было, за исключением лёгкой «косметики».

Илья Денисов сообщил, что после обнародования проекта ЕМС мэрия получила массу жалоб и предложений от жителей Индустриального района. «Многим необходимо было объяснить. По большому счёту, по-крупному ничего не меняется. Сеть мы ещё и развили», — попытался ответить чиновник.

Заместитель председателя гордумы Юрий Уткин посетовал, что городские власти не представили расчёт пассажиропотока. Нашлись у него и другие претензии к представленной ЕМС.

Юрий Уткин, заместитель председателя Пермской городской думы:

— Давно не получал такого количества обращений. Население не думает о власти, а власть не думает о населении. У нас совершенно отсутствует прямое сообщение между отдалёнными районами и Пермью II. Сейчас пропадёт сообщение с Пермью I. Отсутствие прямого сообщения между двумя железнодорожными вокзалами вызывает объективное напряжение. Имеем незагруженные маршруты вокруг города. ЕМС надо обсудить на консолидированной площадке, послушать мнения.

«Недельку назад один из типа учёных Перми говорил: «Всё плохо, всё пропало. Ничего непонятно». Цель этого учёного понятна: получить какую-то денежку и чего-то нарисовать», — заявил Илья Денисов. Так он ответил на депутатский вопрос о разработчике ЕМС, отметив, что базой послужили данные, предоставленные «различными институтами».

Был затронут и вопрос о маршрутных такси.

«Что собираетесь делать с маршрутными такси? Вы убираете их из системы. Думаете, они растворятся? Зачем выгоняем на «чёрный рынок»? Зачем нам этот «дикий Запад»?» — был недоволен Арсен Болквадзе.

Денисов в ответ пожаловался, что «маршрутки» забирают пассажиров у другого общественного транспорта. На это Болквадзе заметил, что эта услуга востребована у горожан, которых «лишат альтернативы».

У Денисова нашёлся ещё один довод. По его словам, город не может сиюминутно увеличить пропускную способность транспортно-маршрутной сети, поэтому в ней нет места «маршруткам».

«Индивидуальный автомобиль везёт одного человека, занимает столько же места. Давайте автотранспорт совсем запретим!» — не сдержал эмоций Болквадзе.

По примерной оценке чиновников, сейчас в Перми курсирует 25 маршрутных такси, власти планируют оставить из них шесть.

Максим Тебелев поинтересовался, находятся ли в правоотношениях с властями владельцы «маршруток». Как выяснилось, в большинстве случаев они нелегальны и из бюджета не дотируются.

Дмитрий Малютин напомнил, что ранее много говорилось о разгрузке центра города.

«Не видим в ЕМС этого принципа. В генплане заложили экостанции. Когда чиновники выходят из машин, им выдаются лыжи, они отправляются на работу и в администрации принимают душ, идут работать. Рассматривали канатную дорогу — это актуально для промзон», — разрядил обстановку депутат.

Дмитрий Самойлов доложил, что экостанции не предусмотрены, а Илья Денисов сообщил, что «центр города нужно насытить общественным транспортом». Мол, чем больше его будет, тем меньше станет автомобилей — автовладельцы пересядут в автобусы.

Александр Филиппов отметил, что если электротранспорт соблюдает выпуск на линию на 100%, то автобусные перевозчики ставят на рейсы только 85% техники.

«Что произошло с сетью? Многие годы над ней издевались. Я депутат третьего созыва, мне за эти решения стыдно. Отдавая приоритет электротранспорту, мы помогаем своему муниципальному предприятию. Необходимо, чтобы «Гор­электротранспорт» смог выйти на свои автобусы — это будет правильная политика», — заявил Денис Ушаков.

Подводя итоги совещания, Дмитрий Самойлов предложил, чтобы чиновники и депутаты продолжили совместную работу в формировании предложений к новой маршрутной сети.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться