Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Обмен гастролями…

Совершат пермский и тверской ТЮЗы

Поделиться
ТЮЗ

Театр юного зрителя
  Константин Долгановский

Пермский театр юного зрителя отправляется в Тверь, где покажет четыре своих суперхита: «Золочёные лбы», «У ковчега в восемь», «Охота жить!» и «Предместье». Тверской театр в качестве алаверды привезёт в Пермь четыре своих спектакля — и тоже самых популярных.

Небольшие гастроли Тверского ТЮЗа для Перми важны не только потому, что речь идёт о спектаклях одного из самых уважаемых театров юного зрителя в России, но и потому, что режиссёры трёх из четырёх спектаклей так или иначе связаны с Пермью.

«Фауст. Первый опыт» — инсценировка поэмы Гёте. Режиссёр-постановщик, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Роман Феодори в настоящее время является художественным руководителем Красноярского ТЮЗа, а должен был занимать эту же должность в Лысьвенском театре драмы. В 2009 году он уже прибыл в Лысьву, чтобы приступить к работе, но тут вмешался административный ресурс, и один из самых интересных и востребованных режиссёров молодого поколения оказался вдали от Пермского края.

Этот спектакль — дипломант Международного театрального фестиваля «Радуга» (Санкт-Петербург); обладатель дипломов «За лучшую мужскую роль» и «За лучшее художественное решение» Международного молодёжного театрального форума «M.art-контакт» (Могилёв, Белоруссия); участник Всероссийского фестиваля-лаборатории театров для детей и молодёжи «Золотая репка» (Самара).

Трагедию, которую Гёте писал всю свою жизнь, Роман Феодори уместил в два с половиной часа. Они пролетают как одно мгновение, как одна, по сути, очень короткая жизнь… При этом ни целостности, ни монументальности текст Гёте не теряет.

Главным сюрпризом для зрителя станет то, что Фауст и Мефистофель «меняются телами» — Александр Романов сначала Фауст, а потом Мефистофель, а Андрей Иванов в завязке Мефистофель, затем же он Фауст. А вот роль прекрасной Маргариты играют сразу четыре актрисы — ведь у одной женщины может быть очень много лиц: невинная и робкая Гретхен, только что встретившая возлюбленного; влюблённая, боящаяся своего первого чувства; порочная Маргарита и, наконец, безумная.

Чёрный кабинет сцены — комната врача, воскресный город, тюрьма, преисподняя и прекрасный сад для встречи двух влюблённых — соткан из зеркальных квадратов: открывающихся дверей и форточек, через которые нечистая сила, помощники Дьявола, заползают в жизнь и душу врача. На сцене царит постоянное кружение, карнавал, театральная оргия. Злые духи прячутся по углам, ласкаются к главному герою, заинтересованно наблюдая за тем, как Фауст губит себя и свою возлюбленную…

Музыкальным оформлением спектакля стало живое звучание хора — отдельного персонажа. Церковный хорал сменяется демоническим полушёпотом. В тишине тёмной сцены музыкой становится любой шорох, каждый удар каблука, каждый хлопок ладони.

Новая постановка Романа Феодори — это в полной мере театральный эксперимент. Одни называют её явлением странным, неоднозначным, спорным. Других она восхищает тем, что в духе современного сценического искусства активно воздействует на эмоции, а символы каждый из зрителей вправе наполнить своим содержанием.

«Фауст. Первый опыт» в Твери пользуется бешеным успехом у публики. Билетов не достать.

Пермский театр юного зрителя, 23 и 24 сентября, 19:00

«О мышах и людях» — инсценировка повести Джона Стейнбека, режиссёр-постановщик — заслуженный артист РФ Адгур Кове. Этот спектакль участвовал в фестивалях «Театр детства и юности — XXI век» (Воронеж) и «На пороге юности» (Рязань).

Повесть «О мышах и людях» — одно из лучших произведений Джона Стейнбека. С жестокой прямотой писатель ведёт разговор о человеческой чёрствости, о лицемерии, о слабости добрых душ. Эта притча обращена в современность, ко всем неравнодушным людям, ко всем, кто ищет истину.

Скитаются по Калифорнии два старых товарища, два напарника — Джордж и Ленни. Ленни — безобидный гигант, «полоумный дурак», блаженный, обожающий всё живое и мягкое — мышей, кроликов, щенков. Но этот славный малый не понимает, как хрупок маленький пушистый комочек. Стоит лишь чуть-чуть сжать руку — и…

Джордж Милтон не может принять поведение друга. Сколько хлопот доставляет ему детина Ленни! Может, лучше бросить его, зажить, наконец, собственной жизнью, подкопить деньжат, купить ранчо? Но он понимает, что наедине с собой будет так же беспомощен, как его слабоумный друг. Как маленькая мышка, зажатая в кулаке. Нет, нужно держаться вместе, нужно идти дальше…

Режиссёр Адгур Кове решил донести повесть Стейнбека до зрителя в первозданном, чистом виде. В спектакле нет ни ярких мизансцен, ни выразительных эффектов, мало музыки, в основном герои просто говорят. Больше двух часов в зале стоит сосредоточенная тишина. Тверской зритель оказался готовым к серьёзному разговору о жертве и об искуплении, о толерантности и ответственности, открывая для себя интересные символические и ассоциативные пласты.

Пермский театр юного зрителя, 25 сентября, 19:00

Мюзикл «Карлик Нос» по мотивам одноимённой сказки Вильгельма Гауфа поставил в Твери главный режиссёр Пермского ТЮЗа Евгений Зимин. Премьера состоялась в октябре 2013 года, и этот спектакль критики и зрители уже назвали самым яркой постановкой минувшего сезона: «фееричный музыкальный спектакль высшей пробы».

«Карлик Нос» получился ярким и многогранным, с яркими сценическими находками и музыкальными номерами в стиле бродвейских мюзиклов. Действие происходит в некоем немецком городке с пряничными домиками, в которых обитают ничем не примечательные люди, живущие главным образом тем, что обслуживают двор гурмана-­герцога. Жизнь здесь течёт своим чередом — торговка овощами продаёт капусту и зелень, а цирюльник стрижёт волосы. Любое иное проявление жизни оценивается как событие, о котором долго говорят, потому что посудачить, по сути, горожанам не о чем. Таким событием становится превращение мальчика Якоба в мерзкого карлика, от которого шарахаются люди. Метаморфоза главного героя решена нестандартно: актер, пребывая в новом «имидже», носит в руках куклу длиной в метр, одетую в тот же наряд, что и он сам.

Злую колдунью играют сразу три актёра. Они создают один из самых ярких образов — это ростовая кукла с большой головой в фиолетовой шапке, с длинным носом и скрипящим «компьютерным» голосом.

Пермский театр юного зрителя, 27 и 28 сентября, 11:00 и 13:30

«Алиса» — спектакль молодого режиссёра Наталии Лапиной по мотивам сказок Льюиса Кэрролла. Наталья Лапина — участник Лаборатории молодой режиссуры Пермского ТЮЗа, и вскоре будет делать спектакль в Перми.

«Алиса» — особенный спектакль, который ни в коем случае нельзя сравнивать с мультипликационными и киноверсиями произведений Кэрролла. Постановка Тверского ТЮЗа — самодостаточное произведение: не только рассказ о волшебных приключениях маленькой девочки, но и история об авторе, Чарльзе Лютвидже Доджсоне, более известном как Льюис Кэрролл.

Мало кто знает, что Льюис Кэрролл был не только автором замечательных сказок «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», но и фотографом-портретистом. Поэтому действие спектакля начинается на чердаке у Льюиса Кэрролла, в фотостудии автора, где оживают фотографии.

Возможность почувствовать силу воображения авторы считают основным смыслом спектакля, его идеей. Современные компьютерные игры и фильмы убивают воображение, которое делает нашу жизнь интересней. А ведь именно благодаря своему воображению Алиса может попасть в фантастические миры. Авторы хотели напомнить зрителю, что каждый, и взрослый, и ребёнок может найти в себе ключик к воображению и сделать свою жизнь увлекательной.

Считается, что в мире ещё не было удачной постановки «Алисы». Как бы там ни было, то, что удалось сделать Тверскому ТЮЗу, как минимум разрывает шаблонные представления об «Алисе».

Пермский театр юного зрителя, 26 сентября, 11:00, 15:00

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться