Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Монастырская развалина

Гражданские активисты призывают сохранить деревянную церковь Николы Чудотворца на севере Пермского края

Поделиться
Монастырь

  Валерий Чепкасов

В ходе консультационно-просветительской экспедиции сотрудники Пермской гражданской палаты узнали, что в деревне Монастырь (Гайнский район) на берегу Камы сохранилась деревянная церковь Николы Чудотворца, построенная в начале XX века. Сохранившая свой архитектурный облик недействующая церковь, по словам местных жителей, была построена вятскими мастерами в 1910 году, но не обладает никаким охранным статусом и из года в год всё более ветшает.

По запросу в Министерство культуры Пермского края удалось выяснить, что в 2001 году по поручению управления культуры Коми-Пермяцкого автономного округа специалистами тогда ещё Областного центра охраны памятников проводилось обследование здания, по результатам которого эксперты решили, что «храм может быть признан объектом культурно-исторического наследия местного (окружного) значения». Однако церковь так и не была включена в список памятников истории и культуры, как считают чиновники, из-за «отсутствия хозяйствующего субъекта, способного обеспечить её сохранение и содержание».

Как говорится в релизе Пермской гражданской палаты, «власти оставили столетнюю реликвию гнить дальше».

Сама церковь, по сведениям минкульта, построена в 1905-1910 годах взамен сгоревшей и представляет собой пятиглавый трапезный двухсветный деревянный храм с шатровой колокольней. Общее состояние этого храма 10 лет назад специалисты оценивали как «подлежащее реставрации». Более того, заключение от 2001 года о его историко-культурной ценности указывает на наличие рядом с храмом крестьянской усадьбы, здания бывшей школы и хозяйственных построек этой школы, которые были возведены ещё раньше — в конце XIX века. То есть весь комплекс построек, несомненно, представляет собой историко-культурный интерес и мог бы быть использован как архитектурно-этнографическая экспозиция.

После обращения внимания Пермской гражданской палатой на проблему сохранения церкви краевые чиновники пришли к выводу о возможном включении церкви Николы Чудотворца в реестр объектов культурного наследия муниципального значения. Для этого администрация Гайнского района должна предоставить в Министерство культуры Пермского края ряд документов: заявление о включении объекта культурного наследия в реестр, заключение государственной историко-культурной экспертизы и согласие органа местного самоуправления. Однако местные власти, по словам правозащитников, не торопятся проделывать все необходимые бюрократические процедуры, опасаясь новых финансовых обязательств, которые последуют за получением строений из деревни Монастырь охранного статуса.

Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты:

— Гайнская администрация не должна остаться один на один с новой статьёй расходов. Во-первых, существенной подмогой для реставрации и обустройства нового историко-культурного комплекса может стать краевой грантовый конкурс социальных и культурных проектов. При грамотной работе администрации и местных активистов участие в этом конкурсе может ежегодно приносить по 300-500 тыс. руб. на восстановление этого замечательно образца деревянного зодчества.

Кроме того, я очень надеюсь, что не останутся равнодушными к судьбе памятника многие коми-пермяки, сделавшие карьеру в бизнесе, политике, культуре и живущие не только в округе, но и в краевой столице, и в других регионах России. Это действительно замечательный памятник в замечательном месте. Но первый и главный шаг, конечно за властями — церковь Николы Чудотворца должна стать официальным историко-культурным памятником.

Специалисты Пермского краевого центра охраны памятников не разделяют энтузиазма общественников. По мнению одного из них — участника экспедиции 2001 года, который прокомментировал ситуацию на условиях анонимности, церковь в деревне Монастырь не является уникальной: это не народное зодчество, а типовой проект, «близнец» известной церкви из села Бигичи, которая недавно была перевезена в Чердынь и отреставрирована. Кроме того, по его словам, расходы на восстановление храма в Гайнском районе будут потрачены впустую: поскольку Монастырь — практически нежилая деревня, и к ней нет хорошей проезжей дороги, то церковь всё равно придёт в упадок.

При этом специалист обращает внимание на то, что если церковь в Монастыре — не слишком значительный в историко-этнографическом плане объект, то сама деревня «очень интересна»: жилые дома, даже те, что построены в начале ХХ века, сделаны по старинной технологии, использовавшейся ещё в XVII веке. Как комплекс строений, деревня Монастырь могла бы стать основой хорошего историко-этнографического парка.

Монастырь — очень старинное поселение, деревня староверов, ушедших подальше от сферы влияния официальной церкви, русский анклав на территории коми-пермяков. В 2001 году там оставалось три жилых двора, а также действовал летний лагерь для трудных подростков. Что сохранилось в деревне сейчас, собеседнику «Нового компаньона» неизвестно.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться