«Мы очень надеемся на благоразумие всех сторон»

На переезд ПГХГ в здания бывшего ПВКИУ потребуется не менее года

Поделиться
Галерея

  Константин Долгановский

Директор Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ) Юлия Тавризян рассказала в эфире радиостанции «Эхо Перми», с какими сложностями могут столкнуться её коллеги при переезде учреждения в комплекс зданий бывшего военного училища (ПВКИУ).

Напомним, на днях в Пермь прибыли архитекторы компании Casson Mann Designers, чтобы оценить возможность переезда ПГХГ в комплекс зданий бывшего военного учебного заведения.

По расчётам Тавризян, только на упаковку экспонатов при переезде даже в соседнее здание понадобится около года.

Юлия Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи:

— Нужно оборудование, «золотые ручки» людей, которые упаковывают. Даже соседнее здание — это уже смена температуры. Потребуется много усилий. Только упаковка займёт около года. Другое дело, что процессы могут идти параллельно. Нужны специальные штрихкоды, описи на каждый ящик. Это прямо большой процесс. Скажем, музей Останкино в Москве, закрытый сейчас на реконструкцию, — его надо было вывезти. Стоимость переезда составила 1,5 млрд руб. У нас, конечно, суммы будут не такие, но немалые.

По словам Тавризян, к этой работе не будут привлечены волонтёры. Упаковкой займутся хранители, реставраторы и лаборанты, которые материально отвечают за сохранность коллекции. «Есть специальные компании, профессиональные упаковщики, которые будут помогать», — пояснила Тавризян.

Также, по словам директора ПГХГ, учреждению хотелось бы иметь филиалы: «Это было бы правильно, если бы музей приблизился к разным территориям хотя бы внутри города. Это важно, интересно, но насколько позволяют возможности — трудно сказать».

Один из центральных экспонатов ПГХГ — иконостас Пыскорского монастыря (высотой 26 м) останется в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

Юлия Тавризян:

— Правильно оставить его в соборе, так как он создавался для него, пусть и для другого монастыря. Его перевозили несколько раз, но всё-таки это храмовое сооружение. Иконостас — это монументальное искусство, оно «привязано» к стене. Другое дело, что важно иметь гарантии сохранения этого иконостаса как памятника культуры.

По мнению Тавризян, во время переезда экспозиция частично будет закрыта.

Юлия Тавризян:

— Пока упаковываем запасники, частично, может, экспозиция и будет открыта. У нас не отделены залы — нет перегородок. Пыль может лететь на экспонаты. Не всё и не всё время, но что-то будет открыто.

Срок аренды помещений под нужды ПГХГ в Спасо-Преображенском кафедральном соборе истекает в 2015 году, при этом галерея заключила с Пермской епархией РПЦ договор, который предусматривает возможность продления.

Юлия Тавризян:

— В договоре сказано, что если предпринимаются шаги по реальному освобождению зданий, если власти реально что-то делают, то, конечно, договор будет продлён. Мы на это очень надеемся. Мы очень надеемся на благоразумие всех сторон. Всё-таки в епархии работают образованные люди, они не могут допустить, чтобы предметы религиозного и светского искусства оказались выброшены на улицу.

Отвечая на вопрос о том, может ли епархия посчитать, что реальных шагов для переезда не производится, Тавризян подчеркнула: «Мы даже не рассматриваем эту возможность».

Юлия Тавризян:

— В договоре не сказано, при каких условиях он не будет продлён. Власти действительно хотят что-то сделать и стараются найти реальный вариант. Почему не рассматривается ситуация со строительством новых красивых зданий? Потому что нужно рассматривать реальные вещи.

«Реальные вещи» сотрудники галереи надеются лицезреть уже в этом году.

Юлия Тавризян:

— На этот год запланированы средства на приспособление здания (ПВКИУ — ред.) для переезда. Мы понимаем, что эти средства запланированы в этом году и в этом году должны быть реализованы. Мы этими деньгами не распоряжаемся, это государственные средства, средства краевого бюджета.

Пока сотрудники галереи пытаются понять, как представить экспозицию в новом месте.

Юлия Тавризян:

— Это же длинная-длинная штука — само здание, это коридор. Он должен быть разделён на зоны, иначе посетитель устанет. Необходимо зонирование, возможно, что если удастся соседнее здание, которое во дворе, получить (там высокие потолки) — его приспособить (речь идёт о бывшем клубе — ред.). Это зоны для служб, реставрационного центра, в обязательном порядке который необходим Пермскому краю, это сервисы для посетителей, образовательные зоны, лектории. Это будет разделено.

По оценкам Юлии Тавризян, новое помещение позволит открыть около 10% экспонатов, тогда как сейчас выставлено не более 2%.

«Идеальный вариант — при постоянной экспозиции — около 10%. Во всех видах — электронный, на сайтах, с помощью изданий — порядка 33%», — заключила Тавризян.

Источник — «Эхо Перми»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться