«Орлиные» гастроли Уральского камерного хора Пермской филармонии

Поделиться

По приглашению Финляндской Республики выступил Уральский государственный камерный хор Пермской краевой филармонии под управлением народного артиста России Владислава Новика в Финляндии и Санкт-Петербурге.

6 июля прославленный коллектив, в арсенале выступлений которого сотни концертных площадок, храмов и соборов по всему миру, исполнял премьерные «Литургические песнопения» санкт-петербургского композитора Юрия Фалика. До Уральского государственного камерного хора ни один из коллективов браться за столь серьезное и сложное произведение не решался.

Фалик — композитор, профессор Петербургской консерватории по классу композиции и инструментовки, приглашенный профессора Северо-Западного университета города Эванстона (штат Иллинойс, США), ушедший из жизни 5 лет назад. Юрий Фалик выступал как дирижёр в России и за границей. Американская пресса высоко оценила его выступление с Чикагским и Балтиморским симфоническими оркестрами.

Когда создавались «Литургические песнопения», как рассказывал сам композитор, они задумались как сочинение единое, цельное, со своей драматургией и логикой музыкального развития, близкой ораторскому жанру: «Вчитываясь в тексты православных молитв, я как бы совершил путешествие во времени, переселяясь на несколько столетий назад, пытаясь постичь утраченную тайну звукосочетаний и манеру пения в церквях Древней Руси, не сковывая себя, однако, догмами и теориями, давая свободу художественному воображению, рожденному музыкальным опытом второй половины ХХ века. В то же время я старался сохранить в этом цикле строгую красоту и аскетичность знаменитого распева ХII-XV веков, традиции более поздних церковных песнопений и, конечно, тот самобытный народно-песенный строй, которым так богаты древнерусские мелодии; их напевность, пластичность, интонационная свежесть и размах сродни величавой красоте монастырей и храмов, смелой живописной выразительности икон».

«Литургические песнопения», включающие в себя пятнадцать молитв для смешанного хора, — одно из самых значительных произведений в духовной музыке после «Всенощного бдения» Рахманинова. Здесь композитор обращается к древним церковным распевам России. По словам Владислава Новика, в целом для хорового стиля Фалика характерно преодоление установившихся канонов, расширение и обогащение средств выразительности… Хор выступает у Фалика в разных амплуа, в разных ролях: и как один голос, и как ансамбль, и как оркестр.

Место выступления в Хельсинки — собор Святого Николая или главный Кафедральный собор, прихожанами которой являются 76,4 % финнов, что составляет около 4,1 млн человек. Она была создана в 1536 (!) году.

Уникальный концерт УГКХ посетили более 300 человек.

На другой день путь лежал в Котку — город на юге Финляндии, на берегу Финского залива. Название города в переводе означает «орёл». Город Котка был основан в 1879 году, однако ранее на том же месте был российский город крепость Роченсальм.

Главный собор Котки, где проходил концерт, построен в 18971898 годах в стиле неоготики по проекту архитектора Йозефа Стенбека. Храм вмещает более 1500 человек — именно столько человек посетили храм во время выступления Уральского камерного хора. Неожиданно оказалось, что в Котку на концерт русского хора, специализирующегося, главным образом, на православной музыке, пришла наша соотечественница, которая после «Литургических песнопений» Фалика очень долго благодарила хор за доставленное удовольствие и даже всплакнула от избытка нахлынувших чувств.

8 июля в рамках фестиваля-транзит «Европа без границ» в храме Святого Апостола Иоанна евангелическо-лютеранского вероисповедания эстонского-немецкого прихода в стиле неоготики, построенного в середине 19-го века, уральские чудо-голоса, ангельски уносящиеся в небесную высь, вновь исполняли Фалика. И это было на родине композитора — в Санкт-Петербурге. Аристократический город такой нежданный подарок тоже оценил по достоинству.

Источник — пресс-служба Пермской краевой филармонии

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться