Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

Минрегион опасается

Новый закон о местном самоуправлении несёт в себе и политические, и финансовые риски

Поделиться

Принятые на днях поправки в федеральный закон о реформе местного самоуправления, по мнению экспертов, создают политические риски и потребуют финансовых трат, которые не оговариваются в документе. Подготовленная специалистами Министерства регионального развития РФ ведомственная справка в достаточно жёсткой форме критикует все основные положения этого закона. Она была написана специально к заседанию президентского Совета по развитию местного самоуправления. Именно на этом мероприятии, состоявшемся 26 мая в Иванове, президент РФ Владимир Путин сообщил о подписании закона.

По информации «РБК daily», федеральное ведомство критикует почти все основные положения закона. В частности, по мнению авторов справки, решение регионом вопроса о том, как избирать и избирать ли вообще главу муниципального образования, «не соответствует посланию президента РФ Владимира Путина, который говорил о том, что местная власть должна быть устроена так, чтобы каждый гражданин «мог дотянуться до неё рукой».

«Политически рискованной» называется и новая процедура назначения сити-менеджера, которая теперь предусматривает формирование конкурсной комиссии из двух равных групп — представителей региона и депутатов местной думы (сейчас в конкурсной комиссии есть дисбаланс в пользу города). В Министерстве регионального развития РФ опасаются принципиальных разногласий между этими, теперь уже равными группами.

Другой ключевой пункт закона — о возможности создать двухуровневую систему управления городом (население избирает районные думы, а те, в свою очередь, избирают городскую) — «может создать затруднения во взаимодействии между двумя уровнями власти».

Наконец, реализация закона, по мнению экспертов, приведёт к возникновению дополнительных расходов при создании и функционировании новых внутригородских районов, а источники покрытия трат при этом не предусмотрены. Согласно же пояснительной записке к законопроекту, его реализация не потребует дополнительных расходов.

Пермские политики и эксперты разделяют опасения, высказанные специалистами Министерства регионального развития РФ.

Юрий Борисовец, руководитель фракции «Единая Россия» Законодательного собрания Пермского края:

— У нас страна большая, многонациональная. Между регионами есть большие отличия. Единый закон не всегда работает в таких условиях. По сути, вся реформа местного самоуправления отдаётся на усмотрение регионального парламента. Но прежде чем формулировать свою позицию по этому вопросу, надо внимательно изучить новый закон.

Что касается рисков, то, в принципе, сложно представить, как будет реализовано деление внутри города на районы. Поделим по улицам? У нас уже есть негативный опыт деления муниципалитетов по уровням. До сих пор имущество делим. На каждом заседании в повестке по несколько вопросов о разграничении имущества. Это очень сложный процесс, а в городе тем более. Надо понять, как это будет работать технически. Может быть, в этом есть здравый смысл, а может, это только всё усложнит.

Что касается идеи с сити-менеджером, то в Перми она не очень сработала. Но это не значит, что сама идея плоха. Всё упирается в личность. Может, институт сити-менеджера и неплохой, но процесс избрания на эту должность, на мой взгляд, несовершенен. Сейчас решение выборной комиссии достаточно предсказуемо. Появление иной формы выборов сити-менеджера может что-то изменить.

Виталий Ковин, политолог, эксперт Пермской гражданской палаты:

— Если будут создаваться внутригородские районы и в них — районные думы, конечно, потребуются дополнительные финансовые расходы. Для того, чтобы элементарно обеспечить их деятельность, решение оргвопросов, кадровое обеспечение, потребуются средства. Они же не раз в месяц будут где-то собираться и принимать устные решения.

Либо придётся сократить финансирование действующих органов власти, той же городской думы, и перераспределить эти средства районным думам. Но введение новой системы не изменит количества городских депутатов, изменится только способ формирования думы. Даже учитывая то, что часть полномочий городских депутатов отойдёт на районный уровень, объём деятельности городской думы вряд ли сократится. А значит, сократить финансирование не удастся.

Кроме того, не думаю, что в городе есть достаточное количество служащих, которых можно перевести на обслуживание районных дум без ущерба для городских. Так что это неизбежно приведёт к дополнительному финансированию.

Кроме того, это породит большое количество сложных вопросов, не только финансовых, на которые придётся тратить силы и время. То, что между районной и городской властью будут разногласия, тоже неизбежно. Вполне возможно, что самые проблемные, актуальные вопросы будут «перепихивать» с одного уровня на другой.

Поделиться