Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

«Баня, рыбалка, охота — именно здесь решаются политические вопросы на местах»

Пермские эксперты обсудили особенности локальной политики

Поделиться

В Перми 22-23 мая прошла научная конференция «Методология и теория исследований локальной политики». Молодые учёные обсудили специфику локальной политики на фоне исследования политического участия на местном уровне. Завершающим мероприятием стал «круглый стол» под названием «Исследование локальных политических процессов в современной России: реалии, проблемы и перспективы».

Вопрос о том, имеет ли значение «масштаб политики», у исследователей возник первым. Участники конференции отметили, что локальная политика имеет ряд специфических особенностей.

Пётр Панов, сотрудник кафедры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета:

— Локальные политические процессы менее устойчивы, чем процессы более высокого уровня. Карьерная траектория у локальных политиков более динамична и многовекторна. Партии на локальном уровне слабые, они перестают быть маркерами политики. Вмешательство региональных властей в локальный процесс тоже не способствует устойчивости.

С Пановым была готова поспорить главный научный сотрудник Института социологии РАН Алла Чирикова. По её мнению, «локальная политика сочетает в себе черты консервативности и неустойчивости».

Алла Чирикова, главный научный сотрудник Института социологии РАН:

— Если вы посмотрите на команды местных администраций, то увидите, что они не меняются десятилетиями. Причина — маленький кадровый резерв, нехватка профессионалов, маленькие зарплаты.

Кроме того, Чирикова отметила, что в небольших регионах существует феномен «власти для своих», когда часть политиков имеет в руках всю власть, а другие лишь занимаются бюрократией.

Заведующий кафедрой государственного управления и истории Пермского национального исследовательского политехнического университета Виктор Мохов заметил, что «большинством локальная политика рассматривается как проекция политики более высокого уровня», однако «вопрос надо ставить совсем по-другому».

Виктор Мохов, заведующий кафедрой государственного управления и истории Пермского национального исследовательского политехнического университета:

— Локальная политика находится на стыке политики и неполитики. В основном, она представляет собой борьбу групп за свои личные интересы. И внимание привлекает именно этот переход, когда чисто эгоистические интересы становятся политическими. Это происходит, когда борьба за интересы принимает институциональные формы. Локальная политика интересна тем, как хаотичность начинает превращаться в нечто осознанное.

Классический пример перехода от личного к политическому привёл Панов: депутат купил себе дачу в каком-то муниципальном образовании, потихоньку начал участвовать в жизни этой территории, а потом стал крупным политическим игроком в локальном поле.

Неформальные принципы принятия политических решений отметила и научный сотрудник Пермского научного центра УрО РАН Оксана Рябова.

«Бани, рыбалка, охота, сплавы — именно здесь решаются политические вопросы на местах. А не в рамках официальных мероприятий, которые становятся пустой формальностью», — говорит эксперт.

Рябова отмечает: то, что сейчас происходит в Перми вокруг «народного голосования» за пост сити-менеджера, невозможно в небольшом городе. По её словам, «предвыборная борьба вносит элемент неизвестности в эти выборы, в то время как в небольшом городке итог изначально был бы известен».

Эксперты также заметили, что «бывших местных политиков» не бывает.

«Они становятся референтными фигурами и на протяжении долгого времени влияют на местную политику, причём в этом процессе участвуют даже их родственники и жёны», — говорит Оксана Рябова.

Большую проблему эксперты видят в том, что региональные власти не понимают необходимости исследования локальных процессов.

Олег Подвинцев, директор Пермского филиала Института философии и права Уральского отделения РАН:

— В регионах проводится мониторинг муниципальных территорий, но цель его одна — решить, кого поставить руководить той или иной территорией. Но мы-то понимаем, что локальные процессы намного сложнее, чем представляются региональным властям. Политика регионов по отношению к муниципалитетам не выдерживает никакой критики. Они нарываются. Эти отношения надо менять, и менять системно.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться