Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Говоря о галерее, мы забываем о храме, поэтому Бог нам не помогает»

Краевая Общественная палата порекомендовала Виктору Басаргину прислушаться к мнению Надежды Беляевой

Поделиться

Общественная палата Пермского края на своём пленарном заседании 16 апреля рассмотрела в числе прочих вопрос о размещении Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ), которая в декабре 2014 года должна покинуть здание Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Инициатором рассмотрения вопроса стала комиссия палаты по развитию культуры под председательством директора Театра-Театра Анатолия Пичкалёва. Обосновывая предложение комиссии, Пичкалёв сказал: «Нам бы хотелось, чтобы было учтено мнение представителей галереи, изложенное в письме, которое не было учтено Градостроительным советом при губернаторе».

Докладывал по вопросу министр строительства и ЖКХ Пермского края Дмитрий Бородулин, который пояснил, что в бюджете Пермского края на 2014 год заложены средства на перенос Пермской государственной художественной галереи, а также на реконструкцию и приспособление к современным нуждам здания Речного вокзала. Поэтому, по его словам, и появилась мысль решить два эти вопроса одновременно. Эта тема серьёзно обсуждалась на Градостроительном совете при губернаторе, была создана специальная рабочая группа, которая собиралась шесть раз. Было обсуждено 26 площадок, из них выбрано три оптимальных варианта, которые и будут вынесены на ближайший градсовет, напомнил Бородулин.

Едва дождавшись завершения доклада, член Общественной палаты, генеральный директор ОАО «ПНППК» Алексей Андреев вопреки регламенту тут же задал вопрос: «А что, реки уже у нас не будет? Она вся бетоном покроется? Нам что, не нужен Речной вокзал?». На что Бородулин ответил, что уже сейчас вокзал не используется по своему прямому назначению, потому что при нынешнем слабом пассажиропотоке его роскошные площади для этой цели избыточны.

Председатель Общественной палаты Пермского края Дмитрий Красильников призвал всех соблюдать регламент, после чего участники заседания выслушали эмоциональный доклад президента ПГХГ Надежды Беляевой, которая в очень выразительных фактах напомнила представителям краевой общественности, какую ценность представляет собой галерея: самый крупный художественный музей за пределами Москвы и Санкт-Петербурга с 50 тыс. единиц хранения, среди которых — артефакты за 40 веков развития цивилизации, от Древнего Египта до XXI века, а кроме того 28 тыс. томов в библиотеке и 2,5 тыс. папок архивных дел; старейший художественный музей Урала и Поволжья, которому уже 92 года; уникальными являются коллекции Строгановского наследия, деревянной скульптуры, русского искусства XVI-XXI веков, западноевропейской живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Впечатлило и денежное выражение ценности коллекции ПГХГ: страховая оценка всего лишь 64 работ, побывавших на выставке во Франции, составила 9,5 млн евро. Ориентировочно стоимость коллекции галереи превышает годовой бюджет Перми.

От этих и многих других интересных цифр и фактов Надежда Беляева пришла к выводу, что главным критерием при принятии любого решения, касающегося галереи, должна быть безопасность коллекции, и предложила исключить из рассмотрения Речной вокзал как возможную площадку для строительства нового здания для галереи. Небезопасность этого места, по утверждению президента галереи, подтверждают четыре экспертных заключения.

У этой площадки, по мнению Беляевой, целый «букет» недостатков: кроме неудачного расположения на нижней отметке камской поймы, это ещё и смысловая наполненность этого места, связанного в сознании пермяков с загородными поездками, отдыхом на природе и шашлыками, а не с культурно-образовательным досугом, а также плохая транспортная доступность.

Руководство галереи предложило рассмотреть в качестве возможных следующие площадки:

— склон годы Слудка над городской эспланадой;

— площадка в Разгуляе за памятником Татищеву, но только вместе со зданием трамвайного депо;

— квартал №179 (бывшая краевая психиатрическая больница);

— здание бывшей Конвойной команды вместе со зданием пивзавода Ижевского товарищества и прилегающей территорией на улице Сибирской.

Члены палаты отреагировали на выступление Беляевой одобрительными аплодисментами, а директор гимназии №17 Элеонора Падей даже крикнула: «Молодец!»

После этого докладчиков засыпали вопросами. Заместитель председателя краевой Общественной палаты Алексей Копысов поинтересовался, советовались ли сторонники размещения галереи на Речном вокзале с краевым министерством транспорта, ведь, по оценкам аналитиков, речные пассажироперевозки выходят из «комы», и на нижней Волге речные вокзалы снова становятся востребованными. Дмитрий Бородулин ответил, что в краевой госпрограмме развития транспорта увеличение речных перевозок не планируется.

Директор Коми-Пермяцкого этнокультурного центра Светлана Аристова интересовалась, есть ли социологические исследования того, как пермяки относятся к возможному переезду галереи на Речной вокзал, и ей ответил, как ни странно, член палаты, директор компании «Евразия» Сергей Минаев, который проводил соответствующее исследование в конце 2013 года. По его словам, были опрошены 1,2 тыс. пермяков, из них более 50% считают размещение галереи на Речном вокзале неправильным, а правильным считают лишь 16% опрошенных; более 60% пермяков считают, что нужно строить для галереи новое здание.

Сергей Минаев считает, что этот результат подготовили СМИ, которые дискредитировали Речной вокзал как возможную площадку для строительства галереи.

Во время обсуждения вопроса чиновникам напомнили и о возможном нарушении законодательства об охране памятников в случае слишком радикальной реконструкции Речного вокзала, и об инструкции федерального минкульта, которая рекомендует не размещать музеи в приспособленных помещениях, и о негативных отзывах экспертов по поводу проекта архитектора Сергея Шамарина.

Член палаты Сергей Безруков поинтересовался, кто является автором идеи переезда галереи на вокзал, но, несмотря на настойчивость, ответа так и не получил.

Анатолий Пичкалёв предложил после реконструкции вернуть на Речной вокзал Музей современного искусства PERMM, но его здравая идея улетела в пустоту, не вызвав отклика.

Дискуссия была бурной и длительной.

Игорь Гладнев, министр культуры Пермского края:

— Я бы для начала предложил всё-таки завершить поручение, которое нам было дано на градсовете. Я считаю, что на сегодняшний день набережная может стать новым системообразующим местом, замкнуть территорию в историко-архитектурный комплекс. Это будет историческое место с выходом на набережную. Она станет уникальным явлением. Там можно будет мероприятия проводить! Мне такая идея нравится!

Алексей Копысов, заместитель председателя Общественной палаты Пермского края:

— Исключить Речной вокзал надо абсолютно! Вы принимаете решение о сохранении памятника. Это здорово, но это не снимает вопрос о безопасности коллекции галереи. Общественность и специалисты считают переезд на Речной вокзал угрозой. Зачем мы продолжаем рассматривать проект, который является угрозой? Речной вокзал надо сохранить, но не «заодно» с переездом галереи. У нас есть необходимость перевезти галерею в новое здание. Для этого надо построить новое здание!

Если предположить, что будет издан закон о том, чтобы вернуть всё имущество царской семье, и Эрмитажу нужно будет освободить Зимний дворец, представьте, что ему предложат переехать на Московский вокзал, чтобы сохранить этот памятник архитектуры. Что скажет Эрмитаж? Из дворца — на вокзал? А мы как раз выселяем галерею из храма на вокзал.

Алексей Копысов предложил отказаться от идеи размещения галереи на Речном вокзале, немедленно начать работу по созданию полного каталога коллекции галереи, а также обратиться к губернатору с просьбой построить для художественного музея здание, которое станет «новым символом Перми».

Однако, когда дело дошло до голосования, ни Надежда Беляева, ни Алексей Копысов не стали настаивать на внесении своих предложений в итоговое решение палаты. В результате оно было принято в той редакции, которую составила комиссия по развитию культуры и совет палаты ещё до начала заседания. В нём сказано: «Учесть мнение руководства ПГХГ при принятии решения о размещении галереи», что можно считать уже неплохим результатом.

С оригинальным мнением выступил член палаты, композитор Игорь Ануфриев, носящий духовный сан.

Отец Игорь (Ануфриев):

— Нам нужен кафедральный собор. Мы отстаём от соседей, например, от Ижевска, где есть прекрасный кафедральный собор. Говоря о галерее, мы забываем о храме, поэтому Бог нам не помогает. Вот мы и буксуем.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться