Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Премьера 200 лет спустя

Весь балетный мир знает pas de deux Голубой птицы и принцессы Флорины, но никому до сих пор не было известно, кто они такие…

Поделиться
Театр

Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
  Константин Долгановский

В Пермском театре оперы и балета — мировая премьера. Оригинальность ситуации в том, что это премьера балета Адана — композитора, который жил в первой половине XIX века.

Принцесса Флорина и Голубая птица знакомы поклонникам балета по сцене из балета «Спящая красавица»: это гости свадебного бала принца Дезире и принцессы Авроры. В новом балете художественного руководителя пермской балетной труппы Алексея Мирошниченко прежде второстепенные персонажи становятся главными героями новой истории.

Либретто балета «Голубая птица и принцесса Флорина» по мотивам сказки французской писательницы XVII века мадам Мари-Катрин д’Онуа написал сам Алексей Мирошниченко. Идею обратиться к этому сюжету ему подсказал директор Международного Дягилевского фестиваля Олег Левенков, который некогда сам исполнял партию Голубой птицы в «Спящей красавице», и ему было интересно, что это за персонаж и откуда он пришёл на бал. Музыка к новому балету появилась благодаря кропотливой работе Валерия Платонова, который по компиляции Мирошниченко собрал в одно целое отрывки из партитур балетов Адольфа Адана «Питомица фей» и «Гентская красавица», найденных Алексеем Мирошниченко в архивах Парижской консерватории.

Сюжет балета — о том, как, завидуя счастью прекрасной принцессы Флорины и принца Шармана, злая королева превращает принца в Голубую птицу. Вернуть ему человеческий облик Флорина может только ценой своей жизни, но, потеряв любимую, Шарман сам умрёт от горя. На пути к непременному счастливому финалу героям предстоит преодолеть массу препятствий, обойти ловушки и обманы, которые поджидают влюблённых на каждом шагу.

«Голубая птица и принцесса Флорина» — классический балет с современной авторской хореографией. По словам Алексея Мирошниченко, «получилась игра в маньеризм со стилизацией под балеты расцвета эпохи Петипа».

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:

— После различных течений ХХ века: модерна, конструктивизма (если говорить о нашей стране — драмбалета), модернизма и постмодернизма — после всех «измов» премьера «Голубой птицы» — трёхактного классического балета в духе Петипа — всё равно что возвращение блудного сына. Каждый человек в течение своей жизни то и дело возвращается в исходную точку, где он психологически перезагружается, чтобы двигаться дальше. То же самое происходит в искусстве. Не случайно сегодня востребован неоклассицизм.

Самое интересное в «Голубой птице» — это, конечно, пантомима. Для искусства балета это то же самое, что для классического образования — латынь. Основа основ. К сожалению, в ХХ веке мы утратили традицию пантомимы: на Западе от неё почти отреклись, как от пережитка прошлого, а в СССР на её основе вырос драмбалет, который со временем изжил себя и дискредитировал пантомиму.

Пантомима построена на моторике классических балетных движений. Нам не нужно открывать её для себя заново. Пантомимный язык настолько универсален, логичен и мощен, что ведёт за собой хореографа. Поэтому когда мне не хватало пантомимного словарного запаса, я придумывал неологизмы, которые рождались сами собой. К примеру, жест «быть вместе». Его нет в традиционной азбуке балетной пантомимы, но он органично вплетается в хореографический текст балета, не противореча канонам.

В новой большой постановке будут задействованы не только артисты труппы Пермского театра оперы и балета, но и учащиеся Пермского хореографического колледжа, для которых большой классический балет станет прекрасной сценической практикой.

Балет «Голубая птица и принцесса Флорина» — очень красочный. Художник Эрнст Гейдебрехт (лауреат премии «Золотая маска» за сценографию оперы «Орфей» в постановке Георгия Исаакяна) создал декорации в духе сине-золотых пасторальных миниатюр XV века — «Великолепного часослова герцога Беррийского» братьев Лимбургов. А коллекция роскошных костюмов от Татьяны Ногиновой даёт возможность окунуться в настоящую сказку.

Премьера балета «Голубая птица и принцесса Флорина» состоится в Пермском театре оперы и балета 28 и 29 марта, 1 и 2 апреля

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться