«Это мы соблазняем проходимцев своей вечной и тупой надеждой»

Игорь Аверкиев считает, что в «безнадёге» виноваты сами пермяки

Поделиться

Председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев опубликовал вторую часть эссе «Пермяк в вечном ожидании чуда». Новая глава получила название «Над пропастью в мечтах».

«Вся история с изменениями в генплан говорит о том, что пермякам хотя бы иногда мозги и волю надо включать хотя бы для того, чтобы в очередной раз не оказаться «городом лохов», который и сам ничего с собой сделать не может и «для развития» умудряется привлекать почти исключительно хапуг, проходимцев и прожектёров», — сообщает в качестве предисловия Аверкиев.

«Что-то случилось с Пермью в последние 10-12 лет, что-то надорвалось»

По словам Аверкиева, из 1990-х годов Пермь вышла с наименьшими потерями, по сравнению с городами-миллионниками. Это произошло благодаря губернатору Геннадию Игумнову, спикеру краевого парламента Евгению Сапиро, и другим «пермским харизматикам». Тогда же, вспоминает Аверкиев, расцвела культурная жизнь: театры Евгения Панфилова и Сергея Федотова, музей «Пермь-36».

«Из 1990-х край вышел с такими монстрами экономики как пермский «ЛУКОЙЛ», «Уралкалий», «Уралсвязьинформ-Utel», «Пермская ярмарка» была базовым на Урале выставочным комплексом. Пермский край вышел из 1990-х годов, обгоняя Свердловскую область по всем основным социально-экономическим показателям, а из 2000-х вышел, фатально отставая от восточного соседа, не только отставая, но и превращаясь в его «геополитический» придаток, регион-сателлит».

Как говорит Аверкиев, «всяких событий у нас происходит, конечно, масса, СМИ есть о чём писать — развития нет, нет изменений, запускающих существенный прирост идей, капиталов, людей».

«Гипотез «пермского торможения» много, и ни одной из них не суждено быть проверенной и доказанной. Одно могу сказать: если кто-то пустится объяснять судьбу целого региона исключительно «плохими» или «хорошими» действиями его первых лиц — Юрия Петровича (Трутнева), Олега Анатольевича (Чиркунова) или Виктора Фёдоровича (Басаргина), я даже спорить не буду — с детьми и недоумками не спорю.

Перестав производить развитие, Пермский край, с одной стороны, погрузился в некий социальный анабиоз, а, с другой стороны, наш край постепенно превращается в колонизируемую территорию, сдающую свои природные, людские, политические и духовные ресурсы всем, кто протянет руку: столице, окружающим регионам, исламо-кавказским диаспорам и просто проходимцам. Ничейная, без настоящих хозяев, земля с «замороженным населением» и слабыми элитами — лакомый кусок для любого конкистадора или настырного пройдохи».

По мнению Аверкиева, пермские «верхи» и «низы» совместно выработали систему символического и прочего замещения развития.

«Низы» в этой социальной парадигме жаждут обещаний, чудес и сказок, а «верхи» устраивают им «пирамиды проектов» и «карнавалы презентаций». Чтобы подыграть путинскому квази-культу «преобразований и возрождения», в Перми сначала симулируется «культурная революция», а затем — «градостроительная революция».

Главными городскими событиями стали презентации бесчисленных проектов и «фестивали счастливой жизни». Главными городскими персонажами стали временщики, авантюристы и варяги. Местные простолюдины бродят по пермской жизни как добродушные «зомби». Местные элиты не управляют населением и территорией, а суетятся в бесконечном поиске тёплого места и источника силы, за который какую только хрень не принимают»

Далее Аверкиев сравнивает Виктора Басаргина с его предшественником — Олегом Чиркуновым.

«Прошедшая губернаторская кампания по пропихиванию изменений в Генплан Перми выглядела совершенно в духе политических спектаклей Олега Чиркунова — как некий «аукцион чудес». Сначала чиновники из департамента градостроительства и архитектуры торжественно описывали спасительные и почти благотворительные для города проекты коммерческих и властных лоббистов, а затем всевозможные Шамарины, Горюновы, Игошины, Вайсманы и прочие казённые архитекторы и экологи соревновались, кто красочнее, необычнее и как бы незаметнее похвалит и возвеличит презентованные «чудеса» градостроительной мысли».

По мнению правозащитника, чиновники в это время напоминали экстрасенсов.

«Чиновники-рекламщики и архитекторы-зазывалы на публичных слушаниях очень напоминали экстрасенсов, сектантских проповедников, певцов сетевого маркетинга и тренингов личностного роста, которые с напускным энтузиазмом и при полном собственном безверии расписывают легковерному народу невероятные прелести будущей счастливой жизни, которая неминуемо случится, стоит только людям поверить и согласиться.

Их товар — «чудо», их «покупатели» — слабые, разуверившиеся во всём, кроме чуда, люди. Их прибыль — ласковое слово начальства и место у кормушки заказов. Ровно те же, кто два-три года назад, при Олеге Чиркунове, кипятком писал, восхваляя «новый генплан», сегодня, при Викторе Басаргине, взахлёб его поносят за избыточную новизну».

Аверкиев перечисляет «миражи», которые появились усилиями чиновников и СМИ: проект подземного освоения эспланады, застройка Бахаревки, зоопарк в Черняевском лесу.

«В общем, «17 изменений в Генплан Перми» по мановению губернатора Виктора Басаргина превратились в очередное пермское чудо. А чудо для многих моих земляков — это очень важное обстоятельство, ради которого они могут согласиться на всё, что угодно».

Аверкиев добавляет, что «чудеса» происходят в городе с постоянно убывающим населением, большой территорией с ветхим и аварийным жильём, неудовлетворительной транспортной инфраструктурой, старым аэропортом и т. д.

«Главным «созидателем» в таком городе оказалась православная епархия. Благодаря её нечеловеческим стараниям, в «новое здание» переполз Краеведческий музей и, видимо, в ещё более «новое здание» перетащится Художественная галерея, а зоопарком проутюжат 25 га городского леса. Очень странный город».

По мнению правозащитника, пермяки зря считают, что в «безнадёге» виновата власть.

«Здесь я сторонник простой, старой и очевидной мысли: какие мы — такие и они. Это мы их расповаживаем своей гражданской ленью, легковерием и бесхребетностью, это мы соблазняем проходимцев и рвачей своей вечной и тупой надеждой на принесённые кем-то откуда-то чудеса.

Пермь сегодня даже не на распутье, она — на торжище.

Стоит Пермь с пермяками посреди страны, распахнула объятья: «придите и возьмите меня, только сделайте мне хорошо, только осчастливьте». И все, в ком хоть немного больше жизни, чем в нас, приходят и берут, берут, берут, а Пермь всё отдаётся, отдаётся и отдаётся, а счастье всё не за горами, не за горами, не за горами.

С торжища надо хотя бы на распутье переползти».

Источник — пресс-служба Пермской гражданской палаты

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться