Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Чтобы великому композитору не было стыдно за результат»

В фойе Пермского театра оперы и балета торжественно установлен бюст П. И. Чайковского

Поделиться
Матвеев

Алексей Матвеев
  Владимир Бикмаев

Презентация скульптуры прошла при большом стечении деятелей культуры и представителей СМИ, с торжественными речами и выступлением хора MusicAeterna. Было очевидно, что руководство театра весьма заинтересовано в демонстрации своей расположенности к пермской культурной традиции.

Минувшей осенью в фойе театра был демонтирован старый гипсовый памятник Чайковскому, который, по мнению художественного руководителя театра Теодора Курентзиса, оскорблял память великого композитора своей «антиэстетичностью». 

Демонтаж сопровождался скандалом: часть оперной труппы и некоторые поклонники театра восприняли эти действия как попытку надругательства над пермскими культурными ценностями. Сейчас Курентзис сотоварищи доказывает, что намерения у них были благие, и их выполнение не за горами.

Уже объявлен всероссийский конкурс на новый памятник Чайковскому, который будет встречать зрителей, входящих в театр. На конкурс поступило 15 заявок от скульпторов из Москвы, Санкт-Петербурга и Перми. В их числе Алексей Матвеев — автор памятника изобретателю радио Александру Попову и соавтор Рустама Исмагилова по «Солёным ушам». Его конкурсный эскиз — гипсовый бюст — и стал временным памятником Чайковскому, установленным в театре до того времени, когда по итогам конкурса будет изготовлен стационарный памятник из долговечного материала — камня или бронзы.

Итоги конкурса будут известны в начале мая.

Выступая на открытии памятника, Теодор Курентзис назвал Чайковского своим любимым композитором и мировым приоритетом, а также признал, что именно Чайковский является «настоящим художественным руководителем театра». Он также сообщил, что театр приступает к серьёзной работе над новыми постановками опер Чайковского, но «работа будет небыстрой», потому что очень тщательно будут подбираться режиссёры-постановщики, «чтобы великому композитору не было стыдно за результат».

По поводу скульптурного портрета, который Курентзис хотел бы видеть в фойе театра, он придерживается тех же принципов: это должно быть серьёзное произведение искусства, «за которое Чайковский на том свете не будет вынужден краснеть». Это должно быть оригинальное авторское произведение, но при этом не авангардное — чтобы гармонировало с классической архитектурой театра.

Трудно сказать, с кем будет конкурировать Алексей Матвеев, но его нынешняя работа во многом соответствует представлениям Курентзиса: это строгий академичный бюст, в котором, кроме портретного сходства, выражены представления художника о личности Чайковского.

Матвеев, всегда удачно работающий с возрастом своих героев (вспомним совсем юного Попова), изобразил Чайковского строгим пожилым человеком. Композитор в его исполнении — франт и педант, он полностью лишён легкомыслия и гламурности. Выражение лица его строго, взгляд сосредоточенный, даже немного хмурый.

Предполагается, что стационарный памятник будет установлен в фойе театра в 2015 году, в год 175-летия Чайковского и 50-летия присвоения театру его имени.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться