«Ситуацию уже нельзя «обнулить», нельзя её вернуть в ситуацию «до Гельмана»

Журналист «Огонька» Андрей Архангельский считает, что пермская «культурная революция» должна была свершаться местными силами

Поделиться
Марат Гельман уволен

Марат Гельман
  Константин Долгановский

Обозреватель «Огонька» Андрей Архангельский опубликовал эссе, в котором приходит к выводу, что даже неудачный культурный эксперимент в России лучше, чем его отсутствие. Исследование Архангельский ведёт на примере деятельности галериста Марата Гельмана в Перми.

«На самом деле в Перми ничего не закончилось. Мало того, возможно, там всё только начинается», — поясняет автор, имея ввиду увольнение Гельмана с должности руководителя Музея современного искусства PERMM.

«Пермь пережила за пять лет два символических события: условно, «приход Гельмана», а затем «изгнание Гельмана». Персонификация культурного явления — называние его по имени главного куратора — обычное дело; но когда мы говорим «Гельман», тут подразумевается широкий набор убеждений и практик; а также множество других имён, без которых никакой проект осуществить невозможно.

Можно бесконечно упрекать условного «Гельмана» и его команду в снобизме, то есть в навязывании им собственных представлений о прекрасном и современном; или же упрекать условную «Пермь» в консерватизме. Однако нельзя отрицать одного: что пермскую ситуацию уже нельзя «обнулить», нельзя её вернуть в ситуацию «до Гельмана».

По мнению Архангельского, в Перми за время работы здесь Гельмана случилось «что-то важное».

«Что-то важное, фундаментальное за эти пять лет уже случилось — люди и город стали другими. Два месяца назад, когда я вёл в Перми дискуссию в рамках фестиваля «Текстура», спросил его участников: а вы готовы отказаться от наследия пермского проекта? Это был риторический вопрос: не нашлось такого человека даже среди яростных ненавистников московской экспансии. Люди выступили против «гельмановщины», то есть против методов, которыми это делалось, и люди имеют на это право, но никто не выступал в принципе против культурного апгрейда Пермского края.

Не только приезд куратора, но и изгнание куратора — неотъемлемая часть культурного проекта. После изгнания идеолога проект по-настоящему только и способен зажить — собственной жизнью. Теперь сама пермская интеллигенция оказалась в роли «гельмана», и она теперь сама вынуждена защищать право на современность от более консервативных коллег и чиновников».

Архангельский считает, что всё, что ассоциировалось у пермяков с «чужим», вдруг стало «своим».

«И с этим «хозяйством» нужно что-то делать. И что-то мы не слышим о символическом «сжигании чучела современного искусства», а напротив, слышим о попытках адаптировать «гельмановщину» к «пермяковщине». А главное — нельзя отказаться от собственного опыта.

Архангельский уточняет, что теперь Пермь ассоциируется со словами «современное» и «эксперимент».

«Конфликт между современностью и традицией вечен: есть Гельман, нет Гельмана — он будет существовать всегда; но именно в форме «споров об искусстве» он является наиболее мирным и эффективным, приносящим пользу всем сторонам.

Он вытаскивает наружу конфликты, которые копятся внутри.

Он помогает увидеть себя в зеркале, переводит конфликт в мировоззренческую плоскость (пермяки, яростно отстаивающие свою идентичность, смогли лучше сформулировать и понять её благодаря конфликту). Заставляет тебя быть участником, а не наблюдателем. Делает тебя частью культуры».

В итоге Архангельский приходит к выводу, что модернизацию должны были проводить местные жители.

«Удача или неудача культурной модернизации города или региона в любом случае лучше, чем инерция, чем хождение по кругу. Другое дело, что модернизация — а этому научила Пермь — должна делаться теми, кто живет в регионе, а не «приезжими», должна по максимуму опираться на внутренние силы. Однако даже неудача или формальное сворачивание проекта ничего не меняет: зерна соблазна уже брошены в почву. Соблазна перемен, новой жизни».

Источник — «Огонёк»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться