Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Художник «от сохи»

Галерея «Марис-арт» открыла новое имя… художника, которого уже четверть века нет в живых

Поделиться

В Советском Союзе существовала профессия, аналогов которой, наверное, не было нигде в мире, — художник-оформитель. Такие люди были чуть ли не в каждом учреждении  — на производстве, в торговых, культурно-массовых учреждениях. Даже в театрах кроме художников-постановщиков, которые создавали декорации и костюмы к спектаклям, обязательно были ещё и оформители, которые вручную рисовали афиши. Как правило, требовалось от такого человека немногое — главное, чтобы мог написать красивым шрифтом название мероприятия или лозунг для демонстрации. Но бывало, что среди художников-оформителей оказывались натуральные самородки.

Николай Калабухов. Автопортрет в очках, 1970-е Заядлые кинозрители 1970—1980-х годов никогда не забудут киноафиши, нарисованные для кинотеатра «Октябрь» художником по фамилии Стрелков. Там был такой сюрреализм! Особенно если попадались авторские фильмы. Когда в «Октябре» пошёл «Сталкер» Тарковского, на Комсомольском проспекте участились ДТП: водители засматривались на огромный лысый череп сталкера-Кайдановского, нарисованный Стрелковым на афише.

Сейчас, спустя несколько десятилетий, культурологи с воодушевлением открывают всё новые и новые пласты оформительской культуры. На первой Индустриальной биеннале в Екатеринбурге одним из самых ярких проектов была выставка... шкафчиков, в которых рабочие «Уралмаша» хранили инструменты. Заводской художник-оформитель Геннадий Власов расписал их копиями картин русских пейзажистов, но почти в каждую картину добавил что-то своё. Это стремление как-то выскочить за рамки стереотипов, которых все ждали от оформителей, очень трогает.

Степень самостоятельности, как и степень таланта, и тяга к «чистому», не связанному с основной работой творчеству в каждом случае была разная. Оформители не считались «настоящими» художниками, они не были членами творчес­кого союза, не работали на Худфонд, не продавали картины. Ситуация становилась ещё сложнее, если речь шла о технических художниках, работавших на секретных предприятиях.

Это, впрочем, не значит, что оформители были людьми второго сорта и маялись от творчес­кой несостоятельности. Блестящий пример — в галерее «Марис-арт».

Выставка, открывшаяся там, называется «Художник, которого не было». Речь идёт о Николае Калабухове, всю жизнь трудившемся в НПО «Искра». Его и в самом деле как бы не было. Зато сейчас, спустя 26 лет после его смерти, зрителям открылся живописец, творчество которого арт-директор «Мариса» Вадим Зубков описывает весьма образно: «От неизвестного науке Левитана до несильно пьющего Зверева».

Регата,1960-е

Николай Калабухов. Регата,1960-е

Действительно, в экспозиции сдержанно эмоциональные уральские пейзажи сменяются стремительными, лёгкими жанровыми сценками, словно написанными за несколько минут вдохновения.

Первое, что бросается в глаза, — отличная техника: художник легко владел как живописными инструментами, так и графическими, он был великолепным рисовальщиком и мастером акварели.

Но его работы ещё и очень трогательны, идёт ли речь о целой серии «портретов» неба, где сквозь разно­образные облака пробиваются солнечные лучи, или о зарисовках из жизни 1960-х годов, где стройные женщины в беретках ведут детей в садик или весёлые отдыхающие располагаются на пляже у речки.

7-ноября,-1960-е

Николай Калабухов. 7 ноября, 1960-е

Творчество Калабухова — из тех случаев, когда сквозь картины просвечивает личность художника, когда зрителю кажется, что он улавливает мысли и настроения автора картин. Это творчество — из сферы глубоких личных интересов, что далеко не всегда случается, если речь идёт о «настоящих профессионалах».

Впрочем, Калабухов как раз и есть профессионал. Отличное образование — легендарное Нижнетагильское художественное училище — плюс удивительная добросовестность делали его прекрасным специалистом. На работе, где он занимался чертежами, схемами и плакатами, его считали настоящим мастером и очень ценили за тщательность и личное отношение к каждому чертежу, в которые он будто старался душу вдохнуть, а также за уравновешенность, юмор и дружелюбие. В Книге почёта НПО «Искра» его имя значится под номером 007  — свидетельство об этом и посвящённая Калабухову статья из заводской многотиражки представлены в «марисовской» экспозиции вместе с другими любопытными документами.

Несомненно, Николай Калабухов прожил счастливую жизнь человека, нашедшего себя. Сейчас галерея «Марис-арт» нашла его заново, в новом качестве.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться