Ардовский.png

Филипп Ардовский

журналист

Билетные войны. Эпизод второй

Мэрия Перми попытается провести через городскую думу 20%-е повышение тарифа на проезд в общественном транспорте

Поделиться

Администрация Перми намерена выйти в Пермскую городскую думу с предложением повысить тариф на проезд в общественном транспорте более чем на 20% — с 13 до 17 руб. По неофициальной информации, эта инициатива может спровоцировать новый виток противостояния между думцами и сити-менеджером Анатолием Маховиковым.

Формально позиция мэрии выглядит вполне обоснованной. Во-первых, сейчас тарифы на проезд в Перми — одни из самых низких в стране. Для сравнения: в относительно небольшой Вологде, где протяжённость маршрутов намного меньше, перевозчики требуют от местных властей повысить цену проезда с 16 до 25 руб., утверждая, что это и есть экономически обоснованный тариф.

Во-вторых, расчёты пермской мэрии проверены аудиторами. Директор компании «Инвест-Аудит» Егор Чурин уже подтвердил правильность выполненной чиновниками калькуляции, согласно которой, на данный момент тариф в Перми должен равняться 15,6 руб.

При этом Чурин специально обратил внимание на то, что департамент дорог и транспорта рассчитывал новый тариф по утверждённой гордумой методике. Намёк более чем прозрачен — как мэрии предписали, так она и рассчитала. Вроде бы дальше вопросы можно не задавать.

Тем не менее провести новый тариф через гордуму Анатолию Маховикову будет непросто. Комментируя «Новому компаньону» ситуацию, складывающуюся вокруг «билетного вопроса», депутат Павел Ширёв не исключил повторения прошлогоднего сценария. Тогда мэрия просила повысить цену на проезд с 12 до 14 руб. Депутаты тариф повысили только со второго раза, причём не на два рубля, а лишь на рубль. Одновременно было высказано множество претензий к работе начальника городского департамента дорог и транспорта Дениса Гвоздева, которому в конце концов пришлось подать в отставку.

«Это как в поговорке — надо попросить больше, чтобы получить хоть что-нибудь. Расчёт нового тарифа надо перепроверять. Скорее всего, тариф будет повышен, но на меньшую сумму», — предположил Павел Ширёв.

Дело вовсе не в популистской риторике о социальной защите населения. Вопрос о тарифе увязан с другими аспектами транспортной политики. А здесь всё остаётся без изменений  — так же, как было при раскритикованном Гвоздеве. Электронная система оплаты проезда не введена, конкурсы по отбору перевозчиков не объявлены, механизм расчёта субсидий, выплачиваемых перевозчикам из бюджета, прозрачнее не стал.

В переводе на более доступный обывателю язык это означает, что в транспортной отрасли есть все условия для коррупции и оборота «чёрного нала». Ежедневно собираемая кондукторами выручка — чуть ли не идеальный источник «неучтёнки». Если же ввести электронные проездные и поставить в автобусах турникеты, мухлевать с количеством перевезённых пассажиров станет трудней.

Отсюда и многочисленные, но не подтверждённые документально разговоры про то, что некоторые перевозчики, работающие на самых прибыльных маршрутах, время от времени что-то кому-то «заносят». А повышение тарифа на 20% в этом контексте вполне может рассматриваться как пропорциональное увеличение оборота неучтённых денежных средств.

Возникнет и вопрос о компенсациях за перевезённых льготников. Дело даже не в том, как их считают, — просто сами компенсации придётся индексировать на те же 20%, что равносильно увеличению расходов бюджета на сотню-другую миллионов рублей.

По словам перевозчика Игоря Колесникова, вопрос о тарифах в Перми слишком политизирован. В качестве альтернативы он предлагает передать право устанавливать тарифы на проезд в городских автобусах независимой комиссии — так, как это сделано с тарифами на проезд в электричках, которые утверждает Региональная энергетическая комиссия (РЭК). Проблема лишь в том, что такой комиссии, которой могли бы доверять и перевозчики, и пассажиры, в Перми попросту не существует. Скандальная история с одобренными РЭК, а затем отменёнными судом заведомо завышенными тарифами на тепло — прекрасное тому подтверждение.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться