Юрий Василенко

Юрий Василенко

руководитель направления «Политология» НИУ ВШЭ-Пермь

Бёркианская традиция в пермской «Вышке»

В НИУ ВШЭ-Пермь начал работу Бёркианский клуб. Его цель — использовать консервативную тематику для развития студенческих дискурсивных практик

Поделиться

В начале XXI века, «когда космические корабли бороздят…», говорить о консерватизме как теме №1, может быть, не совсем уместно. И правда, все идейно-ценностные опоры консерватизма «посыпались»: христианские церкви, бывшие опорой Старого порядка, распад которого начался непосредственно уже во времена Великой французской революции; колониальные империи, получившие смертельный удар во время Первой мировой; национализм, само упоминание которого после Второй мировой превращает любого политика в маргинала и парию…

Христианство, империализм и национализм давно уже выброшены из политической повестки дня толерантного и политкорректного буржуазного общества, воплотившего идеи, взгляды и ценности ставшего классическим либерализма и все больше склоняющегося к социализации. Глобализация, казалось бы, только добивает некогда неприступные культурно-цивилизационные конструкции-бастионы общественных наук и политической практики. Для историков и политологов эти «топики» уже давно стали неотъемлемой частью классической учебной программы.

Почему клуб называется Бёркианским? Когда во Франции грянула революция, и все сторонники французского просвещения выступили за, как сказал бы один из основоположников экономического либерализма француз А. Р. Ж. Тюрго, «последовательные успехи человеческого разума», в Великобритании один ирландец-католик, что по тем временам в англо-протестантской культуре было совсем не comme il faut, выступил против, заговорив о континуитете в развитии политических институтов и о нерушимости естественного положения вещей. Этого человека звали Эдмунд Бёрк.

Будущий основоположник англосаксонского консерватизма родился в 1729 году в Дублине, но уже в 1750-м он переезжает в Лондон, начинает изучать право, но бросает его, чтобы стать писателем. В течение 30 лет Бёрк издает журнал Annual Register, в котором печатает обзоры мировых событий. В 1765 году Бёрк становится личным секретарем премьер-министра от партии вигов Чарльза Уотсон-Уэнтуорта, второго маркиза Рокингемского, и избирается членом парламента. В 1790-м Бёрк создаёт текст, навсегда вписавший его имя в историю общественно-политической мысли, — «Размышления о революции во Франции». Сегодня эта книга входит в «джентльменский набор» образованного человека.

В современном обществознании, преподаваемом в вузах, считается, что бёркианская традиция лежит в основе англосаксонского консерватизма и в той или иной степени касается всей евро-христианской цивилизации. Очевидно, что за пределами англосаксонского мира эта традиция могла претерпевать трансформации, адаптируясь к условиям той или иной страны и культуры; где-то она оказалась более востребованной, где-то — менее. В России она обрела свои неповторимые черты.

В современной России, приходящей в себя после очередных судьбоносных событий конца ХХ века, консерватизм с его упором на закон и порядок, казалось бы, должен был быть востребован как никогда. Тем более что современное российское общество по-прежнему мыслит в традиционных категориях и не может избавиться от некоторых практик, заведенных еще далекими предками.

Значение Бёрка и бёркианской традиции для формирования идей, взглядов и ценностей подрастающего поколения связан с успешным поиском «золотой середины», тем более что современное российское образование разрывается между крайностями. Между традицией и инновацией, холодной рациональностью и слепой верой, критическим отношением к политической системе и патриотизмом, доверием к человеку как существу добродетельному и явными пороками человеческой натуры, открытостью миру и спасением от окружающего нас зла, идеалами светского общества и нефанатической религиозностью, индивидуализмом и общественным долгом, социальной мобильностью и общественной иерархией, прогрессивным реформизмом и сохранением высоких стандартов прошлого, правами человека и заслуженными привилегиями, разрешением и запретом, толерантностью и предубеждением, пессимизмом и оптимизмом, свободой и ответственностью…

«Золотая середина» — это всегда очень сложный и живой, подвижный, но устойчивый консенсус. Консенсус не как «молчание ягнят», трепещущих перед грозным хищником, парализующим всех своим взглядом, а как отсутствие официальных возражений. Неофициальные возражения могут сохраняться. Именно с этой стороны в дальнейшем последует и несогласие, и грядущее обновление. Однако всему своё время.

Бёрк и бёркианская традиция — всего лишь повод поговорить о нас сегодняшних, о наших проблемах и надеждах, провалах и достижениях.

Неформальная рефлексия на эти темы в режиме свободного общения с преподавателями, специалистами и практикующими политиками актуализирует любые дидактические единицы и способствует формированию у студентов соответствующих компетентностей.

Пермская «Вышка» приглашает.

 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться