Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Нас слушают, но не слышат»

Продолжается «обкатка» проекта государственной программы «Культура Пермского края»

Поделиться

В декабре Пермскому краю исполнится 10 лет. Как время-то летит! Кажется, никто не помнит о предстоящем юбилее, кроме сенатора Андрея Климова, который в настоящее время занимается подготовкой Дней Пермского края в Совете Федерации. В программе трёхдневного декабрьского мероприятия кроме всего прочего значится и заседание президентского Совета по культуре, в результате которого сенатор надеется получить внятный документ, касающийся организации сферы культуры в России.

П

  Сергей Копышко

Одним из этапов подготовки к предстоящим Дням Пермского края стал «круглый стол», который прошёл под председательством Аркадия Климова. Повестка была простой: в очередной раз обсудили госпрограмму «Культура Пермского края», созданную по поручению губернатора Виктора Басаргина Министерством культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

На сей раз критики оказались куда более подкованными и решительными, чем за несколько дней до того на общественных слушаниях, прошедших в Органном зале. Жаль, что и. о. минист­ра культуры Пермского края Игорь Гладнев не слышал финала обсуждения: откланялся, сославшись на важные дела, и оставил отдуваться за себя своего заместителя Ирину Ясыреву.

Впрочем, до своего ухода Гладнев успел сказать несколько важных вещей, не звучавших ранее. Так, было объявлено о том, что Пермский край готовится выходить с федеральной законодательной инициативой о внесении поправок в законодательство, касающееся разделения полномочий между уровнями власти. Проще говоря, предлагается передать учреждения культуры с уровня поселений на региональный. В этом случае уже никто не помешает краевым властям создавать социальные программы для работников культуры, подобные тем, что созданы для работников здравоохранения и образования. В этом пункте доклада министра стало видно, что некоторые из замечаний, прозвучавших на обсуждении в Органном зале, уже учтены и отрабатываются.

Кроме того, Игорь Гладнев сообщил, что в 2014 году краевыми учреждениями культуры станут Пермский губернский военный оркестр, Коми-Пермяцкий театр драмы, кудымкарский фольклорный ансамбль «Шондибан» и Окружная коми-пермяцкая библиотека. А архитектурный ансамбль Гостиного двора в Кудымкаре переводится из памятника федерального значения на краевой уровень, чтобы региональные власти могли заниматься его реставрацией. Наконец, многим любителям словесности было приятно услышать, что будет увеличено финансирование Астафьевских и Пастернаковских чтений.

Несмотря на достаточное количество конструктива в коротком министерском докладе, представители культурной общественности всё ещё не удовлетворены проектом госпрограммы, поскольку он не отвечает концептуальным ожиданиям, возникшим в момент смены стратегического курса в культуре, иными словами, «после Гельмана». Главная претензия, высказанная неоднократно: в документе нет принципов, согласно которым определяются приоритеты в бюджетном финансировании. Как сказал на «круглом столе» директор Муниципального дворца культуры им. Солдатова Владимир Воробей, «Давайте определимся с приоритетами! Как сказал классик, «лучше меньше, да лучше»! А то у Театра-Теат­ра уже, по-моему, золотая сцена...»

В ситуации ограниченных денежных ресурсов определиться с приоритетами — важнейшая задача.

Вячеслав Торчинский, руководитель департамента культуры и молодёжной политики администрации Перми:

— Нет ли ощущения того, что мы не соразмеряем наши обязательства и наши возможности? Обещания накапливаются, все надо исполнять, но есть ли реальные ресурсы для этого? Надо определить приоритеты! 800-900 млн руб. необходимо для приведения в нормативное состояние имущественный комплекс учреждений культуры только города Перми. В ряде учреждений уже находиться опасно! Износ музыкальных инструментов в музыкальных школах  — 90%. О новых учреждениях речь не идёт  — сохранить бы то, что есть.

Разумеется, в разговоре о приоритетах культурной политики не обошлось без упоминания проблемы переселения Пермской государственной художественной галереи. Её директор Юлия Тавризян напомнила собравшимся, что галерея сегодня  — единственное учреждение культуры, у которого вообще нет своего помещения. Говорила она и о том, что в муниципальных музеях Пермского края хранятся удивительные экспонаты, но сами экспозиции зачастую страшно смотреть, и «с этим надо что-то делать».

Андрей Климов, член Совета Федерации от Пермского края:

 — У меня душа болит от того, что происходит с галереей. И это не единственная проблема такого рода в Пермском крае! У нас Абрамовичей не так много, как хотелось бы...

Тему приоритетов продолжил Олег Ощепков.

Олег Ощепков, руководитель рекламной группы «Озон»:

 — Не понимаю, как вы это всё (здание для Пермской государственной художественной галереи, новую сцену для Пермского театра оперы и балета, зоопарк, реконструкцию сцены Театра-Театра — ред.) за три года построите... Хотелось бы напомнить историю строительства Коми-Пермяцкого театра драмы: начинали с 230 млн руб., а сейчас перевалили за миллиард, а театр ещё не достроили.

Он же начал обсуждение недостаточной концептуальности предложенного министерством документа: «Коллегия при министерстве не собиралась ни разу, совет по культуре при губернаторе всё создаётся и создаётся... Мы обсуждаем программу, но до сих пор нет концепции! Пермь при Гельмане гремела. Продолжать в том же духе невозможно, нужно предлагать что-то новое  — иное, но прорывное».

Учредитель фонда «Новая коллекция» и Музея советского наива Надежда Агишева сообщила собравшимся, что по её поручению группа специалистов проанализировала программу «Культура Пермского края» с точки зрения «государственного управления, бюджетного управления и культурной политики».

Надежда Агишева, учредитель фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция»:

— Этот документ правильнее было бы назвать «Программа поддержки бюджетного сектора в сфере культуры». Согласно этому документу, в Пермском крае отказались от регулирования всех прочих субъектов. Целые отрасли выпали из внимания минкульта. Нет городской среды, нет архитектуры, например. Если не будет серьёзной ревизии документа, картина будет грустная, по крайней мере, на три года.

Аналогичная программа, очень внятная, краткая и толковая, создана в Санкт-Петербурге. там всё сделано по уму: сначала принят закон «О культуре», затем разработана концепция развития культуры, и после этого  — программа действий. Есть прекрасные европейские документы, например, «21 дилемма культурной политики». Надо бы почитать, а если не читали, пригласите экспертов.

Сергей Тупицын, редактор радио «Т 7»:

— Присоединяюсь к Надежде Агишевой. Самая уязвимая часть программы  — отсутствие концепции, идеологии. У предыдущей команды была идеология  — дурная, циничная, но была. А сейчас, по законам диалектики, пришла противоположность: решаются только технические вопросы.

Мы должны осознать цель наших действий в сфере культуры. Понятно, что туристам здесь делать нечего, сюда приезжали и будут приезжать только по делам. Поэтому цель нашей культурной политики  — внутренняя, а не внешняя. Главная её функция  — сделать так, чтобы было комфортно и людям, и зверям в зоопарке.

Надежда Беляева, президент Пермской государственной художественной галереи:

— Эта программа говорит о том, чего и сколько дать учреждениям. А драйва в ней нет. Смыслов нет. Одни меры.

Последние высказывания участников «круглого стола» прозвучали особенно пессимистично.

Наталия Шостина, руководитель Пермской региональной общественной организации по продвижению культурных и молодёжных проектов «Камва»:

— Мы на «круглый стол» собираемся не первый раз и даже не в пятый. Я их посещаю регулярно. Чувство дежа вю...

Кроме решения хозяйственных задач в программе развития культуры должны быть определены духовные и интеллектуальные векторы. Мы сейчас латаем дыры в доме, где нужен капитальный ремонт. Глобальные тенденции известны, они зафиксированы, и надо идти в ногу со временем. Программа определяет нашу жизнь до 2016 года, и в ней должна присутствовать стратегия, а не только план по строительству театров.

Ирина Становкина, председатель Пермского краевого профсоюза работников культуры:

— В последнем варианте программы не учтено ничего, что было сказано на «круглых столах» и общественных обсуждениях. Нас слушают, но не слышат.

Напомним, окончательный вариант государственной программы «Культура Пермского края» должен быть представлен к 1 октября.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться