Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Игорь Гладнев:
Пришло время реалистичных решений

Министр культуры Пермского края ответил на самые часто задаваемые вопросы

Поделиться

— Мы записываем интервью сразу после обсуждения госпрограммы «Культура Пермского края» и незадолго до «круглого стола» по культуре в библиотеке им. Горького. Мы с вами побывали на множестве подобных «круглых столов» и обсуждений и знаем, что вопросы на них задают одни и те же. Пермяков волнует судьба Пермской государственной художественной галереи, перспективы строительства новой сцены для Пермского театра оперы и балета, новое место для зоопарка, бюджет фестиваля «Белые ночи»... Может быть, уже ответить на все сразу и облегчить жизнь неравнодушным пермякам?

 — Ну, попробуем снять острые вопросы... Какой, по-вашему, самый острый?

— Галерея, конечно. Заминка со строительством новой сцены театра оперы и балета  — это не смертельно. Балерин со сцены никто не выгоняет, а вот галерею выселяют из здания кафедрального собора. Так что начнём с галереи...

— Поддержка Пермской художественной галереи  — безусловный приоритет государственной политики в сфере культуры, потому что это уникальное художественно-историческое явление, важное не только для жителей Пермского края  — это ценность мирового значения. Поэтому мы стараемся найти оптимальное решение проблемы переезда галереи в новое здание.

Вариант, предложенный Петером Цумтором, нам не кажется оптимальным: он вызывает вопросы и с точки зрения объёма требуемых средств  — около 1,9 млрд руб., и с точки зрения технических возможностей его реализации. Воплощение в жизнь этого проекта на предполагаемом месте  — склоне на берегу Камы за Соборной площадью  — может потребовать переноса железнодорожных путей, а это невозможно даже в среднесрочной перспективе. Кроме того, площадь здания, спроектированного Цумтором, не позволяет решить проблему расширения экспозиции. Есть и ряд других проблем. Если будет принято решение двигаться по этому пути, мы рискуем получить долгострой, подобный театру в Кудымкаре, только значительно дороже и без всяких перспектив к завершению.

Пришло время реалистичных решений. Реалистичный путь существует  — это перенос художественной галереи в здание Речного вокзала. Естественно, после проведения реконструкции, основанной на анализе и глубокой экспертизе. Этот вариант реализуем и в нынешней ситуации оптимален.

По предварительным расчётам, в этом случае разработка проекта и строительство галереи обойдётся в сумму порядка 900 млн руб., и это реально осуществить в короткие сроки.

— Этот план совсем не новый. Ещё в конце 2005 года галерея получила от тогдашнего руководителя управления Росимущества по Пермскому краю Леонида Ли предписание съехать именно в Речной вокзал. Тогда директор галереи Надежда Беляева отказалась это требование выполнять, мотивируя отказ состоянием здания Речного вокзала, его расположением и недостаточностью площадей. В частности, речь шла о том, что Речной вокзал поражён грибком, и, чтобы его вывести, понадобится чуть ли не перебрать его по камушку... Что с тех пор изменилось?

 — Что касается расположения здания, то здесь все страхи ложные: от железной дороги оно дальше, чем здание, спроектированное Цумтором, от реки тоже достаточно далеко, в зону возможного затоп­ления не попадает. По площадям оно принципиально больше, чем цумторовский проект: Цумтор спроектировал около 6 тыс. кв. м выставочных площадей, а в новом здании будет около 11 тыс. кв. м.

И вообще, я бы предложил не рассматривать это как «переселение галереи в Речной вокзал». Избавьтесь от стереотипов! Мы строим новое здание художественной галереи! От Речного вокзала — памятника архитектуры конструктивизма — останется только внешний вид.

— Реконструкция будет проводиться по проекту бюро «Меганом», которое выиграло конкурс, проводившийся сенатором Сергеем Гордеевым, или...

— Проект «Меганома» рассчитан на музей современного искусства. Для новых целей будет новый проект реконструкции.

— В таком случае, не могу не поинтересоваться судьбой Музея современного искусства PERMM...

— Считаю, что музей PERMM вполне можно разместить в здании бывшего трамвайного депо в Разгуляе. Реконструкция и приспособление этого здания для музея обойдётся ориентировочно в 200 млн руб. Этот проект вполне реалистичный и позволит музею успешно работать и развиваться.

Что в целом даст городу эта «рокировка»? Во-первых, решим главную проблему  — сохраним художественную галерею для Пермского края, предоставим ей современно оборудованное специально для её целей здание. Во-вторых, освобождаем кафедральный собор для богослужений. В-третьих, даём новые возможности музею современного искусства. И в-четвёртых, получаем мощный толчок к развитию комплекса Первогорода в Разгуляе. Мы уже обсуждали этот вопрос предварительно с городскими властями.

— Каковы сроки реализации этих проектов? Каков порядок действий?

— Делать будем всё одновременно. Пока идёт реконструкция трамвайного депо, музей PERMM сможет размещать выставки в здании Пермской арт-резиденции. Галерея останется в здании собора до окончания реконструкции. Епархия нам не враг, а союзник, никто не будет выставлять коллекцию произведений искусства на улицу.

Мы планируем начать работы на обоих объектах в 2014 году  — и к 2016 году завершить строительство.

— У музея PERMM нет директора. Что делается в этом направлении?

— Мной подписан приказ о проведении конкурса, его условия появятся в самое ближайшее время на официальном сайте краевого минкульта. Помня опыт прошлых лет, мы решили не ориентироваться на вкус одного специалис­та. Директор будет административным руководителем, а за художественную политику будут отвечать разные кураторы, которые будут назначаться сроком на один год.

— Ещё один сложный объект в вашем хозяйстве — театр оперы и балета...

— Опять-таки, как и в истории с галереей, мы видим неоправданно дорогой проект — более 7 млрд руб., и опять этот проект на практике оказывается нереализуемым, как показала госэкспертиза. Например, в проекте указано, что надо углубиться в землю на месте нового строительства на 18 м, представляете  — это высота шести-семиэтажного дома! При этом никто не просчитал, существует ли угроза для зданий и сооружений на расстоянии 30-60 м от котлована, в том числе для других объектов культурного наследия, расположенных в ближайших кварталах — на улицах Сибирской, Советской, 25-го Октября. Возможно, при строительстве пришлось бы расселять все здания в «зоне риска»! Не говоря уже об особом укреп­лении здания самого театра...

Более реалистично будет спроектировать углубление на 7-8 м. Это позволит решить сразу несколько проблем: удешевит строительство, повысит его безо­пасность, ускорит процесс возведения театра. Мы планируем до конца года пройти этап проектирования и госэкс­пертизу и в 2014 году начать стройку.

— Ещё один объект — зоопарк...

— Да, мы, чтобы помочь городу, заложили в государственную программу «Культура Пермского края» 500 млн руб. на 2015 год на строительство нового зоопарка. Хотя это муниципальное учреждение, оно работает на весь Пермский край, так что нет ничего странного, что строительство будет осуществляться за счёт двух бюджетов  — городского и краевого.

Что касается расположения зоопарка, то могу сказать лишь своё мнение: по-моему, участок в Балатовском лесу имеет ряд существенных плюсов по сравнению с участком на улице Братской. Прежде всего — доступность транспортная и логистическая, удешевление содержания зоопарка: энерго- и водоснабжения и т. д. Кроме того, здесь зоопарк станет одним из объектов комплексного облагораживания территории. Вместе с зоопарком появится и инфраструктура — места отдыха, скамейки, освещение, и эта часть леса станет любимым местом прогулок семей, мам с колясками. Конечно, специалисты должны внимательно изучить все аспекты — прежде всего, экологические риски и транспортные возможности, в том числе возможность организовать автопарковки.

Посмотрите на Ижевск, там зоопарк построен ровно по такой же схеме  — в зелёной зоне в центре города. Сколько там было споров и полемики! Однако за три года построили, и теперь это один из лучших зоопарков в России.

— Ещё один «острый вопрос» — фестиваль «Белые ночи» и его финансирование.

— У нас почти готова конкурсная документация. В течение сентября будет объявлен конкурс творческих решений для фестиваля и фестивального городка 2014 года. В бюджет на проведение «Белых ночей» заложена почти такая же сумма, как в этом году: в этом году жизнь фестивального городка обошлась в 44 млн руб., на будущий год будет 40 млн руб.

— А как же разговоры про 250 с лишним миллионов?

— 40 млн руб. — это финансирование повседневной жизни городка. Расходы на его строительство и на проведение фестивалей сюда не входят. Общий бюджет  — это не только краевые деньги, но и городские, и спонсорские, и деньги учреждений. Например, Пермская краевая филармония и так проводит фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...» или, например, «Движение». Средства на них выделяются независимо от «Белых ночей», но в общий подсчёт они вошли. Отсюда и 250 млн руб.

Но я бы предложил обратить внимание не на суммы, а на то, что впервые фестиваль будет проводить команда, которая предложит наилучшее творчес­кое решение и выиграет конкурс. Все проекты пройдут открытую процедуру защиты, и уже в октябре мы планируем подвести итоги конкурса.

— Наверное, последний вопрос, приготовьтесь... Какая судьба уготована «красным человечкам»?

— Что вы прицепились к этим «человечкам»? «Человечки» — это даже не памятник. Это временный объект. Все ещё будут их вспоминать с ностальгией.

Но если говорить серьёзно, то да, в размещении временных объектов в городской среде всё очень запущенно. Вот у меня перед окном стоит один из «человечков»  — Iconman, и мне совсем неинтересно смотреть на его изнанку. Это же надо так бездумно подойти к объёмному изображению! Если мы устанавливаем объёмную скульптуру, она должна быть интересна со всех сторон, а не только с фасада. Так что надо тут порядок наводить.

Но ещё раз повторю, что «красные человечки» волнуют меня меньше всего. Гораздо важнее те объекты, о которых мы говорили выше. Они — каркас, на котором будет строиться не мнимое, а настоящее культурное будущее Перми.

Красный человечек

  Сергей Копышко

 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться