Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Как поделить «культурные» миллиарды

Чиновники готовы представить на суд общественности государственную программу «Культура Пермского края»

Поделиться

Система государственных программ — управленческое новшество: если раньше в крае циркулировало много десятков долгосрочных целевых программ (ДЦП) и краевых инвестиционных программ (КИП), то сейчас программы управленческих действий называются «государственными», их не так много, но они всеобъемлющи, то есть включают в себя все действующие и планировавшиеся КИПы и ДЦП. Госпрограммы рассчитаны на три года (2014-2016) и увязаны с бюджетным процессом, ибо их цель  — обосновать выделение и распределение бюджетных средств в той или иной сфере деятельности.

Все программы, касающиеся социальной сферы, будут представлены на общественных слушаниях, которые состоятся в Органном зале краевой филармонии 12 сентября; презентовать программы будут главы соответствующих министерств. Утверждение госпрограмм состоится уже 19 сентября на пленарном заседании краевого Законодательного собрания. Общест­венность уже начала обсуждения: так, программа «Культура Пермского края» была предъявлена профильной комиссии краевой Общественной палаты.

Программы развития культуры в крае, а также всевозможные культурные стратегии и концепции культурной политики создаются в Прикамье с завидной регулярностью.

Так, в 2011 году команда агентства «Творческие индустрии» во главе с Еленой Зеленцовой (Москва) разработала такой документ по заказу «команды Мильграма-Гельмана». В пику им пермские культурологи во главе с Олегом Лейбовичем и Евгением Маляновым создали альтернативную концепцию. В 2012 году подобный документ, созданный группой разработчиков в составе Игоря Аверкиева, Надежды Агишевой, Павла Печёнкина и Татьяны Санниковой, стал результатом работы экспертной группы по культуре при губернаторе, и Виктор Басаргин этот документ благосклонно заслушал. Однако команда нынешнего краевого минкульта, которая пришла в управление культурой уже после всех этих событий, взялась за разработку госпрограммы с чистого листа, будто до них никто ничего подобного не сочинял.

Арт-ПЕрмь

Максим Титов. «Сука-любовь». Интересно, породит ли культурная политика Игоря Гладнева столь же ироничные произведения?
  Сергей Копышко

Неудивительно поэтому, что госпрограмма «Культура Пермского края» грешит некоторой концептуальной сухостью. «Культурная» общественность ждала от неё откровений на тему «как мы будем жить после Гельмана», но не дождалась.

Главное содержание огромного, в 350 страниц, документа  — это цифры. Однако и они красноречивы. В цифрах здесь  — всё: не только суммы, которые планируются на выполнение программных мероприятий, но и параметры достигнутых результатов. Действие программы направлено на увеличение всевозможных показателей: количества зрителей в театрах, посетителей в музеях, охвата населения услугами библиотек и охвата библиотек интернетом, количест­ва памятников культуры, находящихся в нормативном состоянии, и т. д.

Главный запланированный результат действия программы  — «повышение удовлетворённости жителей Пермского края качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры до 83% к 2016 году».

На комиссии Общественной палаты много шутили по поводу измерений «удовлетворённости», на что заместитель министра культуры Пермского края Ирина Ясырева невозмутимо ответила, что «на это есть социология».

Вообще числовые критерии  — главный предмет критики со стороны экспертов. Разработчиков программы упрекают в увлечении количественными показателями в ущерб качественным. Так, звучало мнение, что количество зрителей в театрах и количество посетителей в музеях не всегда адекватны качеству постановок и экспозиций, а по поводу качества в программе ничего не сказано.

Сомнение вызвал и один из важнейших показателей — повышение заработной платы работникам сферы культуры. В настоящее время она составляет всего 53% от средней зарплаты по региону и должна была быть доведена к 2016 году до 82,4%, а к 2018-му — до 100%. У критиков возникли вопросы по поводу методов достижения этого показателя: не будет ли оно результатом сокращений рабочих мест?

Ещё один сомнительный момент госпрограммы — увлечение «институциональным» подходом в противовес «проектному». Не секрет, что противостояние этих подходов к управлению культурой было камнем преткновения в «гельмановско-мильграмовское» время: пресловутые «культуртрегеры» увлекались как раз финансированием проектов, а традиционные институции сферы культуры оказывались как бы «за бортом» и активно протестовали. Нынешние разработчики госпрограммы грешат креном в другую сторону: из документа очевидно, что финансироваться будут в первую очередь институции, на финансирование проектов выделяется около 10% общего бюджета сферы.

Программа разбита на семь подпрограмм: шесть смысловых и одна сервисная. При этом самый серьёзный объём средств «зашит» в подпрограмму №1 «Развитие искусства и культуры Пермского края». Сюда «уходит» около 4,6 млрд руб., тогда как общий бюджет госпрограммы — 8,4 млрд руб.

Кроме того, есть подпрограммы «Развитие системы художественного образования Пермского края» (589,5 млн руб.), «Молодёжная политика» (251,8 млн руб.), «Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия Пермского края» (446 млн руб.), «Развитие инфраструктуры и приведение в нормативное состояние учреждений отрасли культуры Пермского края» (2,2 млрд руб., из них на строительство зоопарка в Перми — 200 млн руб.) и «Развитие архивного дела» (238 млн руб.). Около 165 млн руб. отводится на исполнение сервисной подпрограммы «Обес­печение реализации государственной программы «Культура Пермского края». Кроме того, ряд положений госпрограммы финансируется за счёт федерального бюджета: он на три года предоставляет культуре Пермского края 77 млн руб.

Речной вокзал

Согласно госпрограмме «Культура Пермского края», в 2016г. завершится реконструкция Речного вокзала для современного использования.

Обращает на себя внимание тот факт, что в этот объём финансирования не вошли «культурные стройки века»: новая сцена Пермского театра оперы и балета, модернизация сценического комплекса Театра-Театра, строительство нового здания для Пермской государственной художественной галереи, конечно, упоминаются в госпрограмме, а точнее  — в подпрограмме «Развитие инфраструктуры...», но исполнителем значится Министерство строительства и архитектуры Пермского края.

Содержательная часть госпрограммы тоже нашла своих критиков. Некоторые эксперты не видят логики в том, что в подпрограмму «Молодёжная политика» включены мероприятия по допризывной подготовке. По мнению, например, Павла Печёнкина, этим следовало бы заниматься другим ведомствам.

Возможно, в подготовке к презентации программы на общественных слушаниях докладчик — и. о. министра культуры Пермского края Игорь Гладнев — уже учтёт замечания, прозвучавшие на комиссии Общественной палаты.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться