Екатерина Гаспер

журналист

Архитектурное творчество в рыночных условиях

«В Перми генетически заложено, что строитель — главный, а архитекторы — всего лишь обслуживающий персонал. И это уже, к сожалению, устойчивая традиция»

Поделиться

В Перми завершилась выставка «Пермь. XXI. Архитектура и дизайн», посвящённая 290-летию города. На ней были представлены лучшие городские проекты и объекты первого десятилетия XXI века. В рамках выставки ведущие пермские архитекторы в формате «круглого стола» обсудили проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна городской среды. Подобной встречи, как было замечено, не было давно.

Архитекторы

Виктор Воженников поставил вопрос о приглашении архитекторов к работе над проектом ещё на стадии поиска участка для строительства

Главный архитектор ООО «Сатурн-Р» Игорь Луговой открыл «круглый стол» цитатой американского архитектора, ведущего представителя нью-йоркского авангарда Ричарда Мейера: «Архитектура является матерью искусств. Мне хотелось бы верить, что архитектура соединяет настоящее и прошлое, материальное  — с нематериальным». И это не просто красивый афоризм, отметил Луговой, это «реальное положение дел, потому что градостроительство  — это искусство строить и развивать город в условиях изменяюще­гося мира».

Игорь Луговой, главный архитектор ООО «Сатурн-Р»:

 — Проблемы я вижу не в архитектуре, а у людей, которые её создают. Это строители, архитекторы  — все те, кто непосредственно участвует в организации городской среды. При этом основные проблемы начинаются у потребителей.

В ходе обсуждения вопросов набралась масса. Помимо извечной проблемы инвестиций, это, прежде всего, столкновение противоречивых интересов участников строительства. Комплекс проблем, связанных с частыми и непредсказуемыми изменениями в законодательных актах, регламентах, нормах и ограничениях, среди которых есть как объективные, которые действительно нельзя нарушать, так и субъективные. Проблемы, связанные со специ­фикой участка строительства, что непосредственно отражается на архитектуре и создаёт конкретные условия для создания объекта.

Известный пермский скульптор Алексей Залазаев поднял вопрос отсутствия в Перми альянса современного монументального искусства и современной архитектуры. Город, по его мнению, ждёт таких синтетических проектов. Как пояснил скульптор, монументальное искусство  — это не только исторические подвиги, запечатлённые на городских площадях, это и наша сегодняшняя ментальность, выполненная в новых конструкциях. А архитектура сегодня «стала просто хорошим костюмом, на котором нет никаких ярлыков».

Вопрос «серости» зданий касается прежде всего массового строительства типовых жилых серий, потому как индивидуальные эксклюзивные резонансные проекты, по словам Игоря Лугового, составляют всего 3 —5% из общей массы строительства. Там нет архитекторов  — там есть проектные отделы, а «это тоже архитектура».

Отдельным пластом стоит проблема реализации. По словам Лугового, процент воплощения проектов в жизнь в Перми крайне низок, что наглядно было видно по прошедшей выставке «Пермь. XXI. Архитектура и дизайн».

Председатель Пермской краевой общественной организации «Союз архитекторов России» Виктор Воженников отметил, что за последние 10 лет было объявлено о нескольких приоритетных для города проектах, которые должны были составить его «лицо» и создать определённый имидж. Среди них — проекты реконструкции аэропорта Большое Савино, вокзала Пермь II, здания речного вокзала, художественной галереи, оперного театра.

Виктор Воженников, председатель Пермской краевой общественной организации «Союз архитекторов России»:

 — Мы совершили несколько попыток реализовать все эти проекты, но до сих пор не сделали ничего. Это плохая тенденция, которую нужно менять.

Посмотрите, что происходит. Мы приглашаем Рикардо Бофилла, великого архитектора, на серьёзный большой проект (архитектурный проект аэропорта Большое Савино  — ред.). Но проект кладётся на полку. Его можно было бы скорректировать, но о нём просто забыли и принялись за следующий. То же самое  — с реконструкцией железнодорожного вокзала. Мы долго созерцали «медвежью лапу» и радовались, что у нас будет необыкновенный имиджевый проект (при виде сверху здание вокзала Пермь II должно было напоминать медвежью лапу — ред.), затратили на этот проект много денег и... также забыли. Делается ли там сейчас что-то  — неизвестно.

Игорь Луговой подчеркнул, что для реализации любого проекта необходим комплекс средств — «захватывающая идея, деньги и воля». При этом даже при наличии инвестиций и идей, «если нет воли, проект не будет реализован».

По словам заслуженного архитектора России Михаила Футлика, нормальный процесс строительства  — это когда есть заказчик, спонсор, проектировщик (он же — архитектор) и строитель. В Перми архитектор вытеснен из этого ряда, его место заняли чиновники, «которые считают, что они лучше разбираются в архитектуре». Во многом из-за этого в городе появляется много иностранных и «очень плохих проектов». Как считает Футлик, это «главная пермская беда».

Виктор Воженников добавил, что с целью получить хороший проект архитекторов необходимо приглашать на уровне постановки задачи и даже поиска места.

Александр Виноградов, член Союза архитекторов России:

 — В Перми генетически заложено, что строитель — главный, а архитекторы — всего лишь обслуживающий персонал. И это уже, к сожалению, устойчивая традиция. До тех пор, пока в менталитете всех участников строительства будет заложено, что строитель всегда прав, мы никогда не сможем ничего сделать. Эту тенденцию нужно обязательно и в срочном порядке менять.

«Подрядчик ближе к политике»,  — добавил другой известный пермский архитектор, заведующий кафедрой архитектуры Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Виктор Щипалкин.

Совершенно иную практику, связанную с западными тенденциями, обрисовал Сергей Шамарин. По его словам, за рубежом нет архитекторов-подрядчиков. Там архитектура — это дорогостоящая услуга, и все законы подстроены под это. С архитектором заключается договор, по его счетам заказчик оплачивает стройку. «У нас же архитектура является подрядной профессией,  — сожалеет Шамарин.  — Вступив в ВТО, Россия оказалась абсолютно не готова встроиться в систему архитектуры и строительства. У них одни законы, у нас другие, и сейчас надо стараться соответствовать нормам и стандартам ВТО».

Почётный гражданин Перми, бывший главный архитектор города Геннадий Игошин рассказал о том, как год назад президент РФ Владимир Путин провёл встречу с представителями культуры. В заключение выступил председатель Союза архитекторов России Андрей Боков. Он сказал, что в современном обществе архитектуре не найдено достойное место и роль архитектора принижена, в том числе из-за того, что «так сформировано законодательство».

Геннадий Игошин, почётный гражданин Перми:

 — И Путин, который на любой вопрос всегда имеет ответ в кармане, ответил: «Да, есть над чем подумать». Рынок со своими законами оказался коварен и силён. Но не нужно посыпать голову пеплом и сетовать, что у нас всё серо и ничего нет. Упорный труд, ориентация в финансовой конъюнктуре и принципиальность помогут вырваться из этого клубка.

Определённые находки в отдельных ансамблях в Перми уже стали появляться. Конечно, в первую очередь они продиктованы рынком, но всё же у них есть творческий характер, и видна рука авторов. В них виден интеллект заказчика, который дал архитектору возможность свой талант и профессионализм выразить в проекте и реализовать в натуре.

В качестве успешных примеров Геннадий Игошин назвал жилые комплексы «Альпийская горка» и «Турчаниновский квартал», назвав их «достойной европейской работой» и подчеркнув, что это «заслуга пермских архи­текторов».


Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться