Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Ставка на мотор

«В одиночку выставляться смысла нет — слишком дорогое удовольствие»

Поделиться

В 2013 году Пермский край отказался от формирования единого регионального стенда на двух международных промышленных выставках — Международном авиакосмическом салоне (МАКС, г. Жуковский, 27 авгус­та — 1 сентября) и Russia Arms Expo (RAE, г. Нижний Тагил, 25 —28 сентября). На МАКСе-2013 пермские предприятия впервые представляли себя сами либо в составе госкорпораций. Аналогичная ситуация ожидается на RAE. Представители компаний признаются, что отсутствие единого регионального стенда сделало их участие в подобных мероприятиях менее привлекательным, а экспонирование в составе госкорпораций, по мнению аналитиков, может нанести непоправимый урон региональным брендам, десятилетия нарабатывавшим себе имя на рынке.

Пермские моторостроители впервые участвовали в Международном авиакосмичес­ком салоне в составе единой экспозиции Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК). На стенде ОДК фигурировали семь натурных образцов, выставляемых ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ) по программе ПД-14, и пять экспонатов ОАО «Стар».

От ПМЗ и «Авиадвигателя» были представлены двигатель ПД-14, воздухозаборник из полимерных композитных материалов (ПКМ), решётка реверсивного устройства из ПМК двигателя ПД-14, обтекатель мотогондолы из ПКМ, панель обшивки газогенератора из высокотемпературного ПКМ, носок разделителя потока двигателя ПД-14, набор образцов для испытания и квалификации новых материалов. От «Стара», поставляющего системы управления для двигателей, выпускаемых ПМЗ и «Авиадвигателем», выставлялись натурные образцы топливной аппаратуры  — насос-регулятор с шестерённым насосом НР-30К, электронный регулятор двигателя РЭД-14, дозатор топлива ДТ-14, блок насосов БН-14.

Двигатель ПД-14

Двигатель ПД-14 впервые был представлен российским авиаторам в полном размере

Уникальность представленной пермяками экспозиции на МАКСе-2013 заключалась в том, что на ней впервые был представлен полноразмерный двигатель ПД-14 (на МАКСе-2011 выставлялся лишь макет двигателя и аэродинамика мотогондолы).

Пермский моторный завод является головным предприятием ОДК по серийному производству, сборке, испытаниям и послепродажному обслуживанию ПД-14, и в рамках авиасалона пермские моторостроители провели его масштабную презентацию. По информации ОДК, никаких решений в её ходе не принималось, так как круг «слушателей» был весьма обширным  — фактически, все участники выставки.

Уже в первый день выставки ПМЗ и Объединённая авиастроительная корпорация подписали договор на поставку четырёх двигателей ПС-90А-76 для первого опытного топливозаправщика Ил-78М-90А. Все двигатели в рамках заключённого контракта предполагается отгрузить в сентябре 2014 года. (Напомним, в июле был заключён аналогичный договор между ПМЗ и ОАК на поставку 156 двигателей ПС-90А-76 для Ил-76МД-90А. Тогда стоимость контракта составила 33 млрд руб.)

Сергей Попов, управляющий директор ОАО «Пермский моторный завод»:

 — Мы в достаточно короткие сроки подготовились к подписанию контракта на двигатели для перспективного самолёта-заправщика Ил-78М-90А. На вопрос о сроках поставки двигателей могу твёрдо сказать, что в третьем квартале 2014 года это сделать вполне реально. Уже в этом году мы отгружаем первые четыре мотора в рамках заключённого контракта на 156 двигателей.

На подписании контракта также присутствовали представители ЗАО «Авиастар-СП». Генеральный дирек­тор этого предприятия Сергей Дементьев заявил, что для его завода контракт на новые двигатели означает дополнительные объёмы производства самолётов.

Как заявили «Новому компаньону» в ОДК, этот контракт был самым значимым для пермской моторостроительной тематики. Больше ни о каких сделках, заключённых пермяками на МАКСе-2013, не сообщалось.

В то же время всего по итогам деловой программы в ходе МАКСа-2013 было заключено контрактов на сумму $16 млрд. Большинство из договоров касались покупки и обслуживания российских самолётов, а общий объём сделок превысил результат прошлого авиасалона.

Игорь Максимов

Главный конструктор авиадвигателя ПД-14 Игорь Максимов представил проект участникам МАКСа-2013

Ещё два соглашения о намерениях, заключённых в рамках МАКСа-2013, были связаны с авиастроительной тематикой косвенно. Так, ОАО «Протон-ПМ», являющееся координатором программы развития инновационного кластера ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звёздный», приняло участие в подписании глобального соглашения между всеми аэрокосмическими инновационными кластерами России наряду с производственными объединениями Самары, Ульяновска, Москвы.

ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» — производитель титана, всё более широко применяемого в авиационном строительстве, — в рамках авиасалона подписало с консорциумом Airbus (производитель самолётов, Франция — Германия) меморандум о взаимопонимании. В рамках этого соглашения обе компании будут совместно разрабатывать новые титановые сплавы как для текущих, так и для перспективных программ Airbus.

ФКП «Пермский пороховой завод», ранее традиционно принимавшее учас­тие в МАКСе, в этом году на авиасалон в качестве участника не заявлялось. Как пояснил «Новому компаньону» начальник управления по маркетингу и продажам гражданской продукции Александр Пугачёв, причиной тому стало отсутствие стенда Пермского края.

Александр Пугачёв, начальник управления по маркетингу и продажам гражданской продукции ФКП «Пермский пороховой завод»:

 — В этом году не было стенда Пермского края. Одним же на таком мероприятии очень тяжело — выставка очень разноплановая, разрозненные мероприятия теряются. В одиночку выставляться смысла нет — слишком дорогое удовольствие. Все контакты мы обновили в 2011 году. Если раньше был отдельный стенд Пермского края, присутствовал губернатор, представители местных властей, был другой статус, другой подход, то сейчас этого очень не хватает.

По словам Александра Пугачёва, по этой же причине предприятие не заявилось и на участие в предстоящей международной выставке вооружения Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле, которая состоится в конце сентября.

«В этом году стенда Пермского края на выставке RAE также не будет», — сожалеет Пугачёв.

На данный момент в списке экспонентов RAE от Пермского края фигурируют лишь ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» и ОАО «Мотовилихинские заводы». Представители Пермского порохового завода заявились в качест­ве посетителей. Ещё один оборонный гигант региона  — завод им. Дзержинского  — участвовать в выставке вооружений не стал, так как находится в состоянии банкротства.


«Такими действиями они лишь «размазывают» бренд»

Александр Трусов, директор Пермского центра научно-технической информации:

 — То, что наши заводы не участвовали на МАКСе отдельным стендом, на мой взгляд, плохо. Политика госкорпораций (по представлению региональных предприятий — ред.) неправильная. Я считаю, что бренд, скажем, «Пермских моторов» — это не бренд госкорпорации, просто госкорпорация им создала условия, чтобы ещё лучше работать. А такими действиями они лишь «размазывают» бренд.

Госкорпорация — хорошее начинание. По сути, это структура грамотного управления. Но в нашем случае хорошее начинание, как обычно, извратили. К сожалению, в большинстве госкорпораций работают молодые люди в возрасте 30—35 лет, никогда не видевшие завода и производство представляющие как «чёрный ящик», в который «на входе» поступает управляющий сигнал.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться