
Театральная математика
Исполнительный директор Театра-Театра Егор Мухин поделился секретами успешного менеджмента
Пермский Театр-Театр — не только яркое художественное явление, но и экономический феномен. Это единственный в России театр, который на каждый рубль вложенных бюджетных средств зарабатывает собственные 1,2 рубля. Исполнительный директор театра Егор Мухин даже считает, что это единственный подобный государственный театр в мире…
О секретах экономической модели Театра-Театра Егор Мухин рассказал читателям «Нового компаньона», собравшимся на очередную встречу клуба «В КОмпании театралов» 20 мая в ресторане Тайная В.
Егор Мухин — профессиональный экономист-аналитик. Он занимался консалтингом, работал с крупными предприятиями; когда ему предложили прийти в театр в качестве руководителя коммерческого отдела, он долго сомневался: деньги, цифры, математика, аналитика — и вдруг театр?! Как это сочетается? Тем не менее он ответил на вызов, и вот уже семь лет — в Театре-Театре, четыре из них — в должности исполнительного директора. По мнению Егора Мухина, те, кто оказался в театре случайно, работают там дольше всего, потому что именно они влюбляются в театр, именно они его строят, именно они его меняют.
Театр-Театр работает с невероятной интенсивностью: на нескольких его площадках идёт до десяти и более представлений в день, каждую неделю театр предлагает зрителям не только текущий репертуар, но и специальные события. Егор Мухин рассказал, как выстраивается событийный график театра: пять премьер на большой сцене, восемь гастролей интересных российских театров — это уже 13 событий в год! Зритель приходит на гастроли Театра Вахтангова, затем на гастроли Театра имени Маяковского, видит, что очереди в гардероб идут быстро, кресла в зале не скрипят, в буфете вкусный кофе… И решает сходить на собственную премьеру Театра-Театра. А потом идёт на репертуарные спектакли.
Процесс театрального планирования — это всегда трезвый расчёт плюс творческий порыв.
Егор Мухин, исполнительный директор Театра-Театра:
— Мы провели анализ, начиная с 2004 года, и посмотрели, как живут спектакли. Оказалось, что музыкальные спектакли живут в среднем 75 показов, драматические — 50, экспериментальные — порядка 20. Мы играем в год 300 спектаклей на большой сцене, и надо собрать эти 300 спектаклей, чтобы был постоянный, базовый репертуар и в то же время постоянное обновление.
Как мы обсуждаем спектакль? Собираемся и размышляем, для кого этот спектакль, зачем он нам нужен, как мы будем с этим спектаклем работать. Дальше начинается, конечно, творчество, и что-то в спектакле меняется. Мы рассчитывали, что в «Мизантропе» не будет оркестра, но он там появился! Это творческий процесс, на него повлиять практически невозможно, остаётся только смириться и радоваться тому, что получилось.
У каждого спектакля есть своя зрительская ёмкость, своё количество показов, которые мы можем сыграть. Так, «Винил» в высокий сезон — с 1 октября по 30 апреля — мы можем сыграть от четырёх до шести раз. «Солярис» можем играть круглый год один раз в два месяца, и тогда будет полный зал, а если его играть один раз в полтора месяца, то зал будет уже не полный, а заполнится только на 80%. Если мы будем его играть каждый месяц, будет меньше половины зала. Чистая математика!
Почему, когда мы выпускаем спектакль, то играем длинную премьерную серию? Нам нужно, чтобы к нам попало максимальное количество людей. Считается, что театры посещает 7% населения. В Перми — миллион человек, значит, 70 тысяч — наша аудитория. А сколько зрителей нам нужно для того, чтобы создать критическое мнение? Какое количество зрителей будет его продвигать вперёд? Считается, что это 5% публики. Мы закладываем порядка 10%, потому что отзывы могут быть разными. 10 % от 70 тысяч — значит, мы должны получить 7000 зрителей в кратчайшие сроки, а для этого нужно показать 15 премьерных спектаклей за 45 дней.
Премьерная серия — это от шести до десяти показов. Да, это очень тяжело для актёров, потому что спектакль ещё не наигран, не сыгран. В выходные дни в премьерную серию мы играем по два спектакля; актёры ругаются, все расстраиваются, но это просто необходимо.
Премьерная серия начинается в четверг. В четверг обычно пойти некуда, а тут событие — премьера! Мы идём на премьеру, смотрим спектакль, всё классно… На следующий день, в пятницу, мы приходим на работу и на кухне или в курилке рассказываем, где вчера были… Так театр получает первую волну отзывов. Первая волна отзывов тут же наполняет следующие события. За выходные у нас формируется первая зрительская масса: шесть показов — это 3600 зрителей, те самые 5%. В понедельник мы получаем следующую волну отзывов, и зрителям деваться уже некуда: надо сходить, все же говорят, я же должен быть в теме, я же в тренде! Соответственно, показы в понедельник и вторник тут же обрастают зрителями. Формируется вторая волна спроса, и через три недели мы ставим следующую серию — от трёх до пяти показов. Затем ещё одну, также от трех до пяти показов, ещё через три недели. Так получается жизнь спектакля.
За полтора часа, пока Егор Мухин беседовал с театралами, ему задавали множество вопросов — и производственных, и личных. Директор Театра-Театра оказался прекрасным собеседником — живым, доброжелательным, с хорошим чувством юмора. В «КОмпанию театралов» входит немало руководителей предприятий, бизнесменов, менеджеров, которым опыт Егора Мухина был интересен с профессиональной точки зрения.
«Новый компаньон» проводит встречи «В КОмпании театралов» в ресторане Тайная В. каждый месяц: в Перми немало театральных деятелей, с которыми приятно и полезно встретиться лицом к лицу. Неформальная обстановка и интересный гастрономический опыт — так, в этот раз вечер начался с дегустации устриц — способствуют активному и открытому общению, а букет спикеру от цветочного бутика Astra становится красивым завершением разговора.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.