Зеркало для города

Театральный сезон ещё не открыт, но 17 августа в Березниковском драматическом театре был аншлаг. Только-только вернувшись из отпусков, артисты представили зрителям очень необычный спектакль, в котором горожане смогли взглянуть со стороны на самих себя. Эскиз спектакля «Березники. Документальная пьеса» стал итогом театрального фестиваля «Вербатим» который, проходил в Березниках с 12 по 17 августа в рамках программы «Город-авангард»

Поделиться

С документальным театром  — или театром вербатим  — березниковцы познакомились впервые. Необычность этого жанра в том, что драматурги не должны добавлять в текст ни слова от себя. Все диалоги и монологи спектак­ля  — слова реальных людей, интервью у которых авторы брали на улицах города, на предприятиях, в учреждениях.

Кришнаитки

Кришнаитки (Мария Сидорова и Мария Шлейхер)

Арт-директором фестиваля «Вербатим» стал известный театральный критик и режиссёр, член экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска» Олег Лоевский. Художественным руководителем — лауреат различных театральных премий драматург Ярослава Пулинович. Текст создавали три молодых драматурга из Екатеринбурга — Полина Бородина, Таисия Сапурина и Андрей Крупин, а также известный московский драматург и сценарист Андрей Родионов. Постановку осуществил московский режиссёр Вячеслав Тыщук.

Не менее важными соавторами спектакля (именно соавторами, а не только исполнителями) стали актёры театра. Три дня вместе с гостями они брали интервью у березниковцев. Порой разговор с одним героем продолжался по несколько часов.

железнодорожники

Железнодорожники (Анатолий Бутор и Николай Волхонский)

Сами артисты потом признались, что этот опыт помог им не только познакомиться с новой техникой создания теат­рального действия, но и лучше узнать свой город. Из многих часов интервью драматурги выбирали наиболее интересные истории и темы, а актёры тут же включались в процесс, чтобы создать образы своих земляков. Так что спектакль действительно результат коллективного творчества. Работа шла, что называется, «с колёс»  — последний кусок текста артисты получили в день премьеры.

Один за другим на сцене появлялись самые разные персонажи: работница городского кладбища, врач березниковского роддома, музыкант, предприниматель, распорядитель похоронных церемоний, пенсионерка, парень с банкой пива, девушка с чашкой кофе...

Вербатима

В ценре команды «Вербатима» Ярослава Пулинович

Молодая женщина-психолог рассказала, как помогла спасти заложницу. Опытный врач  — как впервые пришлось сообщить молодой матери о смерти её ребёнка. Женщина объясняла, почему вернулась жить в Березники. Парень  — почему мечтает уехать отсюда. Католический и православный священники, а также две молодые кришнаитки размышляли, как обрести веру и найти свой путь  — это, возможно, была ключевая сцена спектакля.

Все персонажи очень разные, каждый говорит и мыслит по-своему, и часто они противоречат друг другу. Как в жизни.

«У нас все позитивненько», — утверждает один. «Перспектив никаких», — вздыхает другой. «Люди не свободны!» — сетует парень с гитарой. «Работал, работал, а теперь на свободу пнули!» — гневно восклицает железнодорожник, которого медики отстранили от работы. «Здесь ничего такого нет»,  — уверяет девушка, приехавшая в гости к родителям. «У нас хороший город! Тут всё только начинается...» — словно возражает ей дворник-философ. «Вся соль города — в соли», — объясняет молодой человек. «Нужно здесь землю покупать, она будет в цене у наших поколений», — уверяет одна из героинь, и эта фраза ставит точку в действии, а точнее  — в монологе города о самом себе.

дама и дворник

Дама с гуманитарным образованием (Марина Спирина), дворник-философ (Анатолий Бутор)

Ещё одна особенность необычной премьеры: герои спектакля и зрители находились очень близко друг к другу в прямом смысле слова  — места для публики разместили прямо на сцене, в двух шагах от артистов. Сделано это было специально: интервью березниковцы давали глаза в глаза, значит, и зрители должны получить эту информацию в таком же тесном контакте, не ощущая границ сценической площадки. Вся декорация  — пара стульев да видео, на котором транслировались городские пейзажи, арт-объекты, зарисовки из жизни Березников... Эти кадры возникали на закрытых воротах в глубине сцены. В конце спектакля эти ворота, конечно, распахнулись, и персонажи словно вышли из здания театра обратно в город.

После спектакля состоялось его обсуждение, на котором зрители говорили о том, что документальная пьеса дала им возможность увидеть и услышать самих себя  — словно в зеркало заглянуть.

Кто-то из зрителей даже предлагал проводить такие вербатимы по несколько раз в год. А художественный руководитель Березниковского драматического театра Денис Кожевников уже заявил, что спектакль этот не останется в рамках эксперимента  — после доработки он войдёт в репертуар театра.

заслуженные аплодисменты

Заслуженные аплодисменты

Ещё один проект программы «Березники — город-авангард» успешно завершён. Статус «Центр культуры Пермского края», который столица Верхнекамья завоевала в нынешнем году, изначально задал очень высокий уровень всех культурных событий в городе. Главной целью программы было дать возможность жителям и гостям Березников увидеть за техногенными авариями и шумихой, поднятой вокруг них, огромный потенциал города как города-авангарда, где проходят самые интересные и самые значимые проекты, живут и работают удивительные люди и создаётся история. Театральный фестиваль «Вербатим» и спектакль, родившийся в ходе его проведения,  — ещё один большой шаг к этой цели.


Людмила Дмитриева, жительница Березников:

 — Иногда трудно смотреть на себя со стороны, но делать это нужно. Авторы спектакля дали нам такую возможность. Но я думаю, что этот спектакль может быть интересен зрителям и за пределами Березников. В нём идёт речь не только о местных проблемах. Персонажи говорят о вещах, важных для всех: о безработице, пьянстве, одиночестве, разобщённости поколений, о вере и любви. Этот спектакль обязательно нужно вынести на широкого зрителя.

Андрей Родионов, драматург:

 — Мне кажется, что сейчас люди, которые приходят в театр, часто не узнают себя на сцене. А этот спектакль  — узнавание. За время работы я словно пропустил город через себя. И все персонажи, как и их прототипы, не плоские  — они интересные и противоречивые.

Олег Лоевский, театральный критик и режиссёр:

 — Конечно, нельзя объять необъятное и в одном спектакле рассказать о целом городе. Этот спектакль  — только один ракурс, взгляд создателей спектак­ля на Березники. Самое главное, что авторы серьёзно отнеслись к своим героям, они над ними не смеялись, не шутили, а пытались передать их сложность, объём судьбы. Когда слушаешь, что говорят такие разные герои спектакля, ясно  — проблемы у нас общие и никуда мы друг от друга не денемся, так что очень важно понять и услышать друг друга.

Поделиться