Марина Замятина

Марина Замятина

журналист

Подземный передел

Администрация Перми готова привлечь инвесторов для освоения городского «подземелья»

Поделиться

Профильные чиновники мэрии, архитекторы, представители общественности и бизнеса попытались понять, есть ли необходимость развивать подземное пространство Перми. Инициатором обсуждения возможностей развития подземного пространства в рамках «круглого стола» 29 июня стал член Совета Федерации Федерального собрания РФ Андрей Климов.

Предваряя дискуссию, сенатор отметил, что раньше строительство под землёй в Перми связывали только с метро. Более того, по словам Климова, были подготовлены площадки для входа в метро и выхода, однако позднее их отдали под застройку.

«Сейчас хватит пальцев одной руки, чтобы подсчитать все подземные переходы в Перми, нет подземных парковок, не организовано бытовое обслуживание»,  — констатировал Климов.

Эспланада

  Константин Долгановский

Первый заместитель председателя Пермской городской думы Аркадий Кац подтвердил, что развитие подземного пространства «предусмотрено и нормативно». Так, по его словам, градостроительные документы определяют места для размещения подземных парковок. «Стоит не обсуждать эту тему на уровне «надо  — не надо», а решать вопрос, как именно это сделать»,  — призвал собравшихся Кац.

Одна из главных проблем развития подземного пространства города, как сообщил присутствовавший на «круглом столе» глава администрации Перми Анатолий Маховиков,  — законодательные сложности принятия решения о выделении участков для подземного строительства.

«Некоторые вещи в области подземного строительства должны быть решены за счёт муниципалитета. Но большинство проектов надо реализовывать в виде государственно-частного партнёрства»,  — отметил сити-менеджер, добавив, что от инвесторов уже были предложения по строительству подземных переходов с торговыми галереями.

С идеей «выхода в подземелье» не согласился начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации Перми Дмитрий Лапшин. По его мнению, пермяки пока без особого удовольствия спускаются в существующее подземное пространство. Размещение подземных паркингов связано с высокой ценой. Кроме того, по мнению Лапшина, проблемой в освоении пространства могут стать инженерные коммуникации, которые расположены хаотично и помешают строительству.

«Создание метро имеет смысл, если процент заселённости территории — 50 —60%. В Перми это процент составляет 14%. То есть это нецелесообразно,  — привёл свои аргументы Лапшин. — Размещение подземных пешеходных переходов тоже не бесспорно: кто у нас в приоритете — горожане или транспорт?»

Высказанные чиновником доводы поддержал член комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий. Он указал собравшимся на то, что в Перми уже было построено несколько подземных парковок, но они не пользуются спросом, в связи с чем были перепрофилированы. Так, например, помещение ночного клуба, который находится в отеле New Star, изначально задумывалось именно как подземная парковка.

«Пока все первые этажи не превратятся в магазины, нет потребности развивать подземное пространство,  — уверен Галицкий.  — Спроса на торговые площади выше второго этажа пока нет. Даже в центре города есть коммерческие площади, которые не отданы в аренду».

Далее речь зашла о возможности подземного строительства на территории эспланады. Напомним, с инициативой построить здесь торговый центр вышла московская компания ООО СК «ДС-Девелопмент». Для этого необходимо сменить действующее функциональное зонирование территории: с зоны рекреационных и специальных объектов на общественно-деловую специализированную зону. Планируется, что в срок до 30 августа депутаты Пермской городской думы обсудят возможность внесения таких изменений в Генеральный план Перми.

По мнению Галицкого, под эспланадой целесообразно разместить муниципальную парковку, а не торговый центр.

«Инвесторы начнут копать, просчитают экономику и бросят,  — выразил опасения гражданский активист,  — пока эта тема не получит перспектив. Хотя это выглядит красиво».

Интересы бизнеса в освоении площадки эспланады попытался пролоббировать депутат Пермской городской думы Сергей Климов.

«Если бизнес хочет участвовать в развитии подземной эспланады, то это хорошо. Для муниципалитета это слишком большие затраты. Думаю, надо снять ограничения для бизнеса, стимулировать заход на эту площадку. Но надо, конечно, потом следить за реализацией проекта. Таким образом, в 2014 —2015 годах мы могли бы приступить к реализации проекта»,  — спрогнозировал он.

Строительство торгового центра сгенерирует дополнительные потоки автотранспорта, считает заместитель главы администрации Перми Андрей Ярослав­цев. В этом случае, по его мнению, обойтись без подземной парковки будет сложно. Впрочем, для развития подземного строительства в центре города есть дополнительные энергетические мощности.

В свою очередь, главы Ленинского и Мотовилихинского районов Перми идею развития подземного пространства поддержали, сославшись на острую нехватку парковочных мест в центре города.

Резюмируя обсуждение, Аркадий Кац предложил всё же начать реализацию хотя бы одного пилотного подземного проекта: «Надо один проект взять и сделать. Не получится с первого раза  — получится со второго. Компактное развитие под землёй  — это бюджетные выгоды. Если мы примем некоторые расходы сейчас, то сэкономим впоследствии».

По итогам этого «круглого стола» Андрей Климов предложил свою помощь в улаживании правовых нестыковок и в поиске инвесторов, которые требуются для развития подземного пространства, пообещав вынести эти вопросы на обсуждение в се­нате.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться