
Во глубине уральских руд…
В Кунгуре открылся Музей горного дела
Стоит упомянуть в разговоре с пермяками, что в Кунгуре открылся первый в Пермском крае Музей горного дела, как непременно встречаешь удивление: «Неужели до сих пор его не было? Не может быть!»
Действительно, до 19 декабря 2024 года не было в Прикамье такого музея, хотя вся история региона связана с горным делом: Пермь Великая строилась на добыче соли, затем меди, затем угля; алмазы и золото, строительный гипс и, конечно, калийная соль — и сегодня горнодобывающая промышленность, её многочисленные отрасли — одна из основ экономики Прикамья. Где экономика — там и социальная жизнь: быт многих территорий Западного Урала веками строится вокруг шахт и карьеров, медеплавильных заводов и золотых приисков.
Музей горного дела — совместное детище компании «Сталагмит», оператора одноимённого туристического комплекса, ведущего экскурсионную деятельность в Кунгурской ледяной пещере, и Горного института УрО РАН. Проект был реализован на собственные средства организаций, без бюджетной поддержки, в процессе не участвовали профессиональные музейщики и именитые кураторы, и, тем не менее, результат можно назвать вполне достойным.
Конечно, нынешнему музею недостаёт оригинального кураторского подхода и дизайнерского блеска, но это — если очень придираться; гораздо очевиднее энтузиазм авторов этой идеи и серьёзный, системный научный подход к созданию экспозиции. Идеолог проекта, заведующая Кунгурским стационаром-лабораторией Горного института Ольга Кадебская — не только учёный, но и известный в Прикамье экскурсовод-краевед, хорошо знающий музеи и музейное дело, и в её начинании чувствуется современный подход, предполагающий интерактивность, расчёт на разные возрастные «слои», маркетинговую составляющую и тому подобное.
В пустовавшем складском помещении рядом с комплексом «Сталагмит», почти напротив входа в пещеру, появилась ещё одна пещера, точнее, шахта — на сей раз искусственная. Изначально энтузиасты планировали воплотить свою идею на территории «Завода Шпагина» и даже получили лицензию на предварительные исследовательские работы, однако что-то не срослось, и, вместо того чтобы создавать экспозицию в подземном помещении, пришлось выстроить искусственное подземелье.
Посетитель входит в «штольню» через дощатую дверь, как будто пришедшую из медных шахт XVIII века, и оказывается, собственно, именно в такой шахте: экспозиция начинается с меди — основы роста промышленности Прикамья три века назад. Каждый из залов музея посвящён какому-либо минералу, важному для региона, и медь, разумеется, первая.
Этот зал, пожалуй, самый разработанный и самый насыщенный, поэтому музей впечатляет с первого взгляда. Здесь и подлинные старинные горняцкие инструменты, оборудование, экипировка, тачка для вывоза руды; и тщательно сделанные реконструкции — например, кузнечные мехи, которые можно попытаться пораздувать, и это очень непросто. В витринах — образцы руды, минералы-спутники меди, в том числе легендарный малахит. Очень увлекателен рассказ о том, как применялась медь в Пермской губернии: так, на Аннинском заводе чеканили медные монеты на всю Россию, и об этом в музее подробно рассказано; в витрине — монеты и другие медные изделия.
Второй зал в искусственной штольне посвящён самым романтическим ископаемым — алмазам и золоту. Добыча этих сокровищ, во все века толкавших людей на войны и приключения, в Пермском крае тесно связана. В музее рассказывается история находки первого в России алмаза в окрестностях посёлка Промысла (сейчас — Горнозаводский район Пермского края) 5 июля 1829 года. Кристалл нашёл 14-летний крепостной старатель Павел Попов, промывавший золото, и за свою находку получил вольную. Парнишка стал проводником экспедиции Александра фон Гумбольдта, показал учёным место, где был найден алмаз, и месторождение было зафиксировано официально.
«Алмазно-золотой» зал музея — самый, наверное, развлекательный: здесь рассказывается история всех технологий добычи этих ископаемых, от промывки речного песка через овечью шкуру до драг, перегораживающих русло реки (в экспозиции есть макет этого технологического монстра). Юные посетители могут поиграть в золотоискателей в «песочнице», где, просеивая её содержимое, можно найти кусочки пирита — «кошачьего золота».
В посёлке Промысла сейчас работает небольшой, собранный энтузиастами музей Александра Грина: будущий писатель пытал здесь счастья на золотых приисках. В кунгурском музее об этом тоже не забыли: история Грина здесь занимает достойное место.
Не менее волнующей и информативной получилась экспозиция про уголь с макетом подъёмного механизма и рассказом о Луньевских копях. Ощущение преисподней, которое возникло при посещении угольной шахты у Бориса Пастернака, возникает и у посетителей «угольного» зала.
Следующие помещения музея не столь проработанные и насыщенные. Так, зал, посвящённый гипсу, где экспозиция создаётся с участием компании Knauf, явно нуждается в какой-то романтизации: здесь в основном рассказывается о прекрасных свойствах этого строительного и отделочного материала, а самый эффектный экспонат — видео могучего Шубинского карьера. Возникает контраст с мощными экспозициями первых залов, где есть и история, и великие имена, и редкие экспонаты.
«Селенитовый» зал тоже ждёт доработки: здесь планируется установка больших скульптур из поделочных гипсов, а пока их нет, посетитель может вдоволь любоваться каменными зверушками — изделиями кунгурских и ординских камнерезов. В экспозиции внятно подчёркивается, что весь промышленно добываемый селенит в мире находится в Пермском крае. Больше его нет нигде.
В финале «подземного» лабиринта посетителя ждёт ещё одна ударная тема — нефть и калийные соли. В музейном сюжете эти две линии взаимосвязаны: здесь рассказ ведётся от добычи соли-пермянки при Строгановых — в Яйвинском острожке и Насадке, а затем и в Соликамске, — после чего рассказывается о профессоре-геологе Павле Преображенском, который искал калийную соль, а нашёл нефть. Были планы притащить в этот зал подлинный режущий механизм селенитового комбайна — этот огромный, вращающийся, как у коловратки, диск с множеством лезвий. «Уралкалий» был готов его подарить, но пока что технически не получается этот замысел воплотить.
Здание бывшего ангара, в котором построен музей, — это почти 300 кв. м. Здесь, кроме основной экспозиции, разместились и лекционный зал с медиатехникой, и сувенирный магазин: насмотревшись на музейные экспонаты в селенитовой комнате, можно приобрести и себе что-то из этой же серии.
Благодаря открытию музея посещение Кунгурской ледяной пещеры может стать познавательным приключением на весь день. И это ещё не всё: здесь есть второй музей — минералогический. Он расположен в находящейся по соседству лаборатории-стационаре Горного института. Здесь, конечно, уже совсем нет никакого дизайна, а экспозиция напоминает склад минералогических образцов, зато сотрудники, которые водят экскурсии и рассказывают о камнях, невероятно увлечённые и очень эрудированные люди, благодаря которым посещение и этого музея впечатляет и запоминается очень надолго.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.