Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Авиация как зеркало города

В Перми издана книга занимательных очерков об истории местной авиации

Поделиться

Эта книга родилась из серии очерков, публиковавшихся в журнале «Аэропорт Пермь» в 2012 году. Их авторы – журналист Владимир Ивашкевич и архивист Михаил Гриф (оба по образованию историки) книгу писать не планировали. Однако очерки, публиковавшиеся в рубрике «Самолёты пермского неба», стали вызывать множество откликов. Читатели присылали собственные истории, связанные с авиацией, и авторы поняли, что книга нужна. Особенно подросткам – мальчишкам, которые даже в наши виртуальные времена бредят машинами и полётами.

Поскольку книга адресована отчасти юной аудитории, она роскошно иллюстрирована. Здесь множество фотографий – как редких, архивных, так и современных, ярких и зрелищных. Однако неверно было бы полагать, что книга детская. Это тщательное, иногда на грани детективного поиска, историческое расследование, проверка на подлинность мифов и легенд, которые породила история пермской авиации. Иными словами, речь идёт об очень модном литературном жанре – нон-фикш из истории материальной культуры человечества. История вещей – наимоднейшее чтение в «продвинутом» мире, потеснившее всю традиционную жанровую литературу.

Один из авторов, Владимир Ивашкевич, полагает, что история материальной среды – это вообще «история историй», в которой отражаются судьбы людей и городов. По его мнению, облик и судьбу Перми во все времена определял основной вид транспорта, и всю историю города можно разделить на два этапа: пароходный, когда Пермь была купеческой, и авиационный, когда она стала промышленной. Каков транспорт – таков и город.

Беда в том, что создание книги об истории пароходства или об истории общественного транспорта, которую Ивашкевич считает интереснейшей (взять хотя бы тот факт, что в Перми был чуть ли не лучший в России гужевой транспорт, для которого разводилась особая порода лошадей), вряд ли кто-то возьмётся профинансировать – нет достойной преемственности. А вот авиация по-прежнему интересна представителям крупного бизнеса.

У книги «Самолёты пермского неба», название которой дала журнальная рубрика, оказалось сразу три крупных спонсора – ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Международный аэропорт «Пермь» и ОАО «Стар».

А двигателем процесса на всём его протяжении, и на журнальном, и на книжном этапе, была директор продюсерского центра «Траектория» Юлия Ворожцова, которую на презентации книги Ивашкевич назвал «феей» и поблагодарил за то, что она «подарила нам крылья».

В процессе написания очерков и их компоновки для книги авторы прикоснулись к множеству интересных сюжетов. Оказалось, что абсолютно все российские и советские самолёты так или иначе связаны с Пермь. Все до единой модели!

Михаил Гриф особенно выделяет историю создания легендарного бомбардировщика Су-2. Он, оказывается, тоже пермский.

А начинают авторы, естественно, с Василия Каменского – не потому что он и без того известен, а потому что он действительно первым взлетел в пермское небо – правда, вместе с ним поднимался ещё и студент Петербургского политехнического института Пётр Евсюков.

Затронута в книге и история пермских аэропортов, из которой, по словам всё того же Владимира Ивашкевича, можно вычитать, почему Екатеринбург стал главнее Перми.

Короче, писали про самолёты, а написали про город.

История пермской авиации продолжается, и она полна сногсшибательных сюжетов. На презентацию «Самолётов пермского неба» пришёл Владимир Большаков – авиаконструктор, который на небольшом предприятии в Верхней Курье уже практически наладил выпуск четырёхместных самолётов канадской марки «Зодиак», усиленных рационализаторской мыслью пермского умельца. По его словам, подобная машина, работающая на модифицированном автомобильном двигателе и потребляющая минимум топлива, незаменима не только для увеселительных полётов на природу, но и для сельского хозяйства, санитарной и противопожарной авиации.

Так что очерки в рубрике «Самолёты пермского неба» в журнале «Аэропорт Пермь» по-прежнему выходят и будут выходить.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться