Михаил Бабич

Михаил Бабич

полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе

К возрождению региональных авиаперевозок необходимо относиться бережно

О программе обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе

Поделиться

Абсолютное большинство аналитиков, экспертов, а самое главное — простых людей благодарны президенту России и правительству за то, что эта программа была принята. Эффект уже сегодня очевиден, и в среднесрочной перспективе его будет сложно переоценить. За неполных четыре месяца 2013 года продано 37,8 тыс. билетов. За весь 2012 год все региональные перевозки составили 40 тыс. пассажиров. В рамках работы проекта мы выполнили объём перевозок, равный объёму по предыдущему году, а у нас впереди ещё пять месяцев активных полётов.

Когда мы изначально планировали эту программу, нас некоторые перевозчики и псевдоаналитики убеждали, 

чтобы мы с первого же дня взяли за основу схему, когда субсидируют рейсы, а не пассажиров. Наша согласованная с Министерством транспорта РФ позиция — нет, сначала надо посчитать: есть рейсы, которые будут рентабельны; есть те, которые в краткосрочной перспективе выйдут на рентабельность; а есть рейсы, которые всегда будут планово-убыточными, так называемые социальные рейсы. 

И вот сейчас эти «эксперты» нам говорят: «Давайте их отменим»! Конечно, им бы хотелось делать бизнес, зарабатывать на всём и на всех. Но мы как государство, как власть не можем так относиться к людям: то есть в экономически развитых регионах, где платёжеспособность высокая, где экономические условия позволяют, жители будут летать, а в дотационных регионах — не будут. Люди обладают одними и теми же правами, поэтому социальные рейсы, пусть даже планово-убыточные, сохранятся, и государство будет их поддерживать и в дальнейшем — субсидироваться будут все категории рейсов.

Рейсы надо «раскатывать», на это могут уйти годы, и ничего страшного в этом нет. Весь мир шёл по этому пути. Федеральное правительство добавило 150 млн руб. авиакомпаниям, которые работают по нашим маршрутам. Этих денег должно хватить авиа­перевозчикам, чтобы убытков не было. Посмотрим в конце года, на какие цифры будем выходить и по экономике маршрутов, и по их фактической востребованности.

Отмечу, что рассчитав за четыре месяца экономику каждого маршрута, мы не допустили неэффективного расходования бюджетных средств, поскольку, если бы мы сразу субсидировали все рейсы, мы бы не поняли, где убыточные, а где прибыльные.

Ранее программа была запланирована до 30 ноября 2013 года. Сейчас она продолжена до 31 декабря, то есть никаких разрывов в субсидировании не будет. Следующая программа будет работать с 1 января 2014 года.

Ещё один важный аспект. Данная программа стимулирует нашу работу по созданию отечественного регионального самолёта. С Минпромом России мы договорились о создании совместной рабочей группы по изучению условий и возможностей по переносу одного из производств для сборки L410 (самолёта малой вместимости для использования на внутренних авиалиниях) на территорию одного из регионов ПривФО и приступим к практической реализации этой задачи. Есть договорённости с владельцами соответствующих лицензий и производств, чтобы уже начать в этой части практическую работу.

К пилотному проекту, возрождающему региональные авиаперевозки, необходимо относиться бережно, с пониманием, что такие масштабные инфраструктурные задачи за пару лет решить невозможно — надо набираться терпения и помогать. Надо создавать позитивный фон, в том числе и аналитикам, чтобы к людям приходило понимание, что это программа правительства РФ, которая с каждым годом будет наращивать свои обороты и гибко реагировать на изменения рынка перевозок.

Я считаю, что мы имеем все основания для оптимизма, и промежуточные показатели реализации этой программы свидетельствуют о том, что региональные авиаперевозки в России возрождаются и имеют устойчивую перспективу роста. Хотел бы за это большое спасибо сказать коллегам из Минтранса и Рос­авиации, которые практически в круглосуточном режиме решают эту важнейшую государственную задачу.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться