«Пермская опера занимает особое место в моей жизни»
Звезда мировой оперной сцены Зарина Абаева — о сотрудничестве с легендарным дирижёром Зубином Метой, работе с Теодором Курентзисом и о том, как она оказалась в Перми
Примадонна Пермской оперы Зарина Абаева выступила с концертами в Израильской филармонии. Знаменитым оркестром управлял маэстро Зубин Мета – абсолютно культовая фигура в Израиле. Концерты прошли с аншлагами и с большим успехом, но не без приключений...
26 февраля начало концерта задержалось на полчаса, а программа была изменена: в первом отделении вместо вердиевского дивертисмента прозвучала Седьмая симфония Дворжака, а во втором, наоборот, вместо Дворжака – арии Верди. Как оказалось, таксист перепутал адрес и увёз Зарину Абаеву далеко от филармонической сцены. Певица, конечно, испытала стресс, но это совершенно не отразилось на её пении: она продемонстрировала сказочное владение красивым, тёплым, по-южному глубоким голосом, звучавшим легко, без надрыва, но при этом очень эмоционально и динамично.
Когда на сцену вышел Зубин Метап, публика приветствовала его стоя: зрители встали не в финале в знак благодарности, а в начале – в знак огромного уважения к музыканту, которому стольким обязан Израиль. 88-летний маэстро дирижировал сидя, энергичностью жеста не отличался, но оркестр слушался его так, будто у Меты была над ним магическая власть. В финале концерта дирижёр и певица не торопясь удалились за кулисы рука об руку, как отец и дочка. Это было очень трогательно.
В перерыве между концертами Зарина Абаева рассказала «Новому компаньону» о сотрудничестве с Зубином Метой и Теодором Курентзисом, о том, как она оказалась в Пермской опере, а также о том, как совмещать творческую работу и материнство.
– Вам нравится в Израиле?
– Мне очень нравится эта страна. Мы с мужем здесь впервые, но давно мечтали приехать, тем более, что здесь живёт его сестра. Здесь прекрасно. Мой муж очень любит море, и мы в свободное время гуляем по набережной. Очень хотели съездить в Иерусалим, но руководство филармонии не отпустило: говорят, что сейчас там опасно.
Нас очень хорошо принимают. Публика необыкновенная, тёплая, и уже есть очень хорошие отзывы.
– На эти концерты вас пригласил Зубин Мета?
– Да, меня пригласил маэстро. Я должна была приехать не с ариями, а с концертным исполнением Трубадура, но из-за войны в Газе проект не состоялся. Программу заменили на симфоническую, и я уже думала, что не приеду, но буквально две недели назад мой агент мне сообщил, что маэстро специально включил в программу арии Верди, потому что очень хочет, чтобы я приехала и спела здесь. Пришлось готовиться в кратчайшие сроки: Елизавету из «Дона Карлоса» я раньше не пела, это у меня премьера, пришлось срочно выучить эту арию.
– Как Мета вас ценит! Вы давно сотрудничаете с маэстро?
– С прошлого сезона. Это началось для меня неожиданно: в апреле прошлого года мне позвонил мой агент и сказал, что нужно срочно лететь во Флоренцию, потому что Зубин Мета услышал мою запись, и я ему очень понравилась. Просто в ютубе увидел! Меня пригласили петь Дездемону в «Отелло» Верди. Я эту партию раньше не пела, у меня не было времени её учить, моей дочери Софии не было ещё года... Однако Зубин настаивал, я вызвала свою маму из Владикавказа, выучила партию буквально за семь дней, и мы вместе с мужем и дочерью полетели во Флоренцию. Как только прилетели, я сразу же пошла на репетицию. Почти сутки летели – и сразу же репетиция с Зубином Метой!
– Как всё прошло?
– Прекрасно! Был потрясающий состав певцов: Арсен Согомонян, Лука Сальси. Я очень волновалась! Любая певица мечтает работать с такими коллегами и таким маэстро.
– Я слышала, у него дочь зовут Зарина?
– Первый его вопрос, как только мы встретились, был: «Откуда у вас такое имя, кто вас так назвал?» Тут же показал фото своей дочери в телефоне...
– У него к вам отеческие чувства?
– Наверное! Мне с ним очень легко и хорошо. У него прекрасное чувство юмора, и он со мной пытается говорить по-русски: «Ну что, завтра отдых?» Вчера приехали поздно вечером из Хайфы, он меня провожает в отель: «Ну что, домой? Увидимся по... по...» Я ему подсказываю: «Послезавтра!» Он потрясающий. Иногда я чувствую себя как во сне! Он же более 50 лет был в Израильской филармонии главным дирижёром! Мне показали исторические фотографии, и я увидела, какие великие музыканты с ним играли на этой сцене – и Ойстрах, и Перельман, и Баренбойм, и Джесси Норман... Переполняют эмоции!
– Вы родом из Северной Осетии. Как вас занесло в Пермь?
– Да, я родом из Владикавказа. У нас отличная вокальная школа. Я училась у того же педагога, что и Вероника Джиоева, – у Нелли Ильиничны Хестановой во Владикавказском музыкальном училище. Она дала фундамент профессии и мне, и Веронике. Я очень благодарная ей: именно она обеспечила мне всё, что у меня сегодня есть, без неё я бы не состоялась как певица. Её уже нет с нами, но каждый раз, когда мне говорят, что у меня хорошая школа, я о ней вспоминаю. Вчера бывший директор Израильской филармонии, который с Зубином Метой тут работал 50 лет, подошёл ко мне и спросил: «Я просто не представляю, как у тебя получается такое пение! Откуда ты взяла эту технику, это владение голосом? Наверное, училась в Италии?» Я говорю: «Нет, во Владикавказе!»
После того, как я окончила Гнесинскую академию, я поступила в магистратуру, начала преподавать. Однако Нелли Ильинична очень волновалась по поводу моей сценической карьеры и всё время мне говорила: «Нужно ехать! Нужно ехать куда-то прослушиваться. Ты уже должна работать в театре!»
Тут как раз Теодор Курентзис начал работать в Перми, а я была фанаткой Теодора! С 2006 года я не пропускала ни одного его концерта в Москве. Когда я была студенткой и были проблемы с деньгами, мы правдами и неправдами проникали на концерты, долго ждали, просили, чтобы нас пропустили... Я умудрялась попадать на все концерты Теодора, и, конечно, мечтала с ним поработать. Когда я узнала, что он работает в Перми, поехала к нему прослушиваться. Он меня послушал и больше не отпустил: дал пять дней, чтобы я собрала вещи и приехала в Пермь с ним работать.
Тогда моя жизнь перевернулась. Мы с моим нынешним мужем ещё не были женаты, но уже были вместе. Александр остался в Москве, у него уже была тогда хорошая работа. Я уехала в Пермь. Это было серьёзное испытание для наших отношений. Мы целый год практически не общались, но всё же поняли, что должны быть вместе.
Да, очень сложный был для меня период, очень. Но всё, что ни делается, всё к лучшему! Я рада, что всё так сложилось.
– Сейчас вы продолжаете общаться с Теодором?
– Да, время от времени общаемся. Когда он выступает в Москве, я обязательно посещаю его концерты. К сожалению, ему пока нечего мне предложить для совместной работы, у него сейчас больше симфонической музыки.
– Ваш муж – Александр Козырь, трубач в Государственном Кремлёвском оркестре. Вы давно вместе?
– Мы познакомились в Гнесинской академии в Москве и вместе уже с 2006 года.
– Вашей малышке Софии полтора года. Как вам удаётся совмещать работу, да ещё и в разных городах и странах, с материнством?
– Мы стараемся не расставаться, на гастроли ездим всей семьёй. Софии было два с половиной месяца, когда мы полетели на первые наши гастроли – в Германию. Она была со мной в Баден-Бадене и в Дортмунде. Тогда Теодор предложил мне спеть Реквием Верди, и от такого предложения я не могла отказаться! С тех пор София всё время со мной, она была со мной, например, в Италии, где мы работали с очень известным израильским дирижёром Даниэлем Ореном, выпускали «Мадам Баттерфляй». Вот только в эту поездку не получилось её взять. Ну, я вызвала в Москву маму из Владикавказа! Ей помогает няня, всё-таки мама уже немолодая, а София сейчас в таком возрасте, когда за ней только и надо успевать приглядывать.
– Ваш дом в Москве, а основное место работы в Перми. Вы не собираетесь расстаться с Пермской оперой?
– Нет! Пермская опера занимает особое место в моей жизни. Это мой первый театр и самый любимый. В Перми прекрасная публика, очень душевные коллеги, к тому же нам в этом театре предлагают очень хорошие условия для работы. Я очень люблю Пермь, всегда с радостью приезжаю. Мы дружим с Надей Павловой, постоянно созваниваемся, и она того же мнения.
– Сейчас вы репетируете «Тоску»...
– Пока не буду ничего говорить, чтобы не раскрывать секретов!
– Фёдор Федотов, как всегда, блещет неукротимой фантазией?
– Мне прекрасно работается с Федей, он потрясающий парень, очень талантливый. Думаю, что у него большое будущее.
– Каковы ваши планы после «Тоски»?
– В конце апреля я лечу в Швейцарию, у меня в Женеве и Лозанне Реквием Верди с очень знаменитым дирижёром Мунг-Вун Чунгом. Потом у меня Португалия. Я вообще в этом сезоне много пою в Португалии, открывала сезон в сентябре в театре Сан-Карлуш в Лиссабоне, и даже президент страны присутствовал на премьере «Мадам Баттерфляй» в постановке Якопо Спиреи. Он классный режиссёр, мы очень сдружились, мне понравилось, как он работает.
На 2025 год есть предложение поработать вместе с Валентином Урюпиным – «выпускником» оркестра MusicAeterna. Он стал большим европейским дирижёром, но те, кто работал с Теодором в Пермской опере, всегда помнят друг о друге и рады новым встречам.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.