Сезон под «счастливой» цифрой

Пермская краевая филармония подводит итоги 77-го концертного сезона

Поделиться

Пермской краевой филармонии исполнилось 77 лет — не юбилей, но возраст примечательный. «Нам нравится эта цифра», — с улыбкой сказала в самом начале сезона директор этой концертной институции Галина Кокоулина. Неудивительно, что завершившийся сезон оказался на редкость насыщенным и практически каждый филармонический концерт становился особо обсуждаемым событием. Меломанам есть что вспомнить...

Для своих слушателей филармония сделала немало: именно в этом сезоне впервые появилась возможность забронировать билет на концерт, не выходя из дома, — через интернет; для маломобильных зрителей появился подъёмник на лестнице Большого зала филармонии, а для всех без исключения созданы стильные афиши нового дизайна, на которые невозможно не обратить внимания, недаром эта разработка «Студии ГД» получила Гран-при на фестивале честной рекламы «Чеснок».

Процветала удачно применённая абонементная система. Новые абонементы — «Камерная музыка», «Романсы. Опера. Оперетта», «Новая музыка немого кино», не говоря уже о «Симфонических вечерах», — заинтересовали самую продвинутую и любопытную часть публики, которая привела за собой завсегдатаев. И, как всегда, с приятным постоянством проходили концерты самых популярных абонементных циклов — органного и фортепианного.

Филармонии удалось достичь невозможного: на протяжении всего сезона не было проходных событий. Конечно, были рискованные проекты, но «никаких» — не было! Достаточно вспомнить мировую премьеру пролога к опере Пёрселла «Дидона и Эней», написанного современным британским композитором Майклом Найманом. Об этом событии много спорили, но его нельзя было не заметить.

Сезон завершился 30 июня на очень позитивной ноте — гала-концертом Венгерской королевской оперетты. Достойное завершение целого года работы, что называется, «с огоньком».

Вспоминая прошедший сезон, в первую очередь хочется назвать имена — просто имена, без комментариев, они и сами по себе очень немало говорят: Денис Мацуев и Хибла Герзмава, Владимир Спиваков и Фабьен Конрад, Юрий Башмет и Ирина Апексимова, Михаил Плетнёв и Василий Лановой, Валерий Гроховский и Давид Голощёкин, Вадим Репин и Николай Луганский, Юлия Рутберг... И у каждого — не просто концерт, а уникальный проект, зачастую — специально «заточенный» под Пермь и Пермский край. К примеру, авторский фестиваль Дениса Мацуева — он проходит только в Перми: в этом году по многочисленным просьбам пермяков была специально создана джазовая программа.

Стало уже традицией, что крупные музыкальные фестивали, проходящие в Перми, обязательно отправляют «десант» в города поменьше и посёлки. Концерт фестиваля Дениса Мацуева прошёл в Березниках — была организована целая операция по доставке туда концертного рояля марки Petroff. Нацио­нальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова играл в этом году для краснокамцев. Там же, в Краснокамске, прямо на центральной площади в День Победы дал концерт Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (художественный руководитель и главный дирижёр — Александр Сладковский). Но особенно отличились музыканты, съехавшиеся на традиционный Международный фестиваль органной музыки: с передвижным органом-позитивом они отправились во все «центры культуры Пермского края» — Губаху, Краснокамск и даже в небольшой посёлок Уральский.

Вообще о Международном фестивале органной музыки нельзя не сказать особо. Музыкальный форум Пермской краевой филармонии с его семилетней историей и уникальной даже в мировом масштабе концепцией «Орган +» может по праву считаться долгожителем. Неслучайно именно он включён в программу Культурной Олимпиады «Сочи-2014». Слава пермского фестиваля давно шагнула за пределы региона и страны.

В Перми царило музыкальное изобилие: звучали произведения от XII до XXI века. Никогда прежде хрестоматийную классику так не теснили редкие шедевры старинной музыки и авангардно-экспериментальные опусы. География была не менее разнообразной, чем история: выступали музыканты из Италии и Германии, Венгрии и Франции, Нидерландов и Японии, Канады и ЮАР, Швейцарии и Австралии, Австрии и Аргентины, Великобритании и США, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины и др. И, безусловно, коллективы и исполнители из самых разных регионов России внесли свою лепту в составление музыкальной карты сезона.

На этом ярком фоне ничуть не терялись коллективы Пермской филармонии. Квартет солистов «Каравай», с размахом отпраздновавший 25-летие своей творческой деятельности, создал оригинальный и броский союз с итальянским исполнителем скэта Борисом Саволделли, с которым отправился гастролировать по России. Вокальный «Хорус-квартет» радовал пермяков тематическими программами, на которые невозможно было достать билет. Хотя услышать прекрасное мужское пение могли не только жители Прикамья. В феврале этого года ансамбль вместе с Академическим оркестром русских народных инструментов ВГТРК (Москва) выступил в Московском концертном зале им. П. И. Чайковского. Программа была посвящена 110-летию со дня рождения великого тенора, народного артиста СССР С. Я. Лемешева. А в апреле «Хорус» совершил гастрольный тур в Калининград и по городам Польши.

Уральский камерный хор блестяще выступил во Франции: за 17 дней коллектив представил в девяти городах четыре оригинальные программы, а в течение сезона подготовил несколько громких премьер, среди которых — «Реквием» Мориса Дюруфле и авторский вечер Александра Изосимова. Солист Уральского государственного камерного хора Пермской филармонии Виктор Пантус принял участие во Всероссийском фестивале-конкурсе композиторов, посвящённом 100-летию со дня рождения Т. Н. Хренникова и со своим сочинением «Метаморфозы дня и ночи» занял четвёртое место в номинации «Музыка для симфонического оркестра». Произведение было исполнено в Липецке и Ельце на гала-концертах фестиваля-конкурса Белгородским филармоническим оркестром.

Было много яркого и необычного. Невозможно забыть прикольное, отчасти хулиганское, отчасти трюковое и всё же виртуозное выступление Венского овощного оркестра. Это была целая история, длинный сюжет, который начался публичной закупкой даров природы на Центральном рынке и завершился массовым поеданием вкуснейшего бульона, а в промежутке был сам концерт, где звучали скрипки из кабачков со смычками из порея, барабаны из тыкв и тому подобные инструменты.

А концерт камерного оркестра «Виртуозы Италии» с «битловской» программой! Для многих зрителей стало откровением появление на нём губернатора Виктора Басаргина, который оказался записным битломаном. Или шоу камерного оркестра B-A-C-H «Фонтаны и оркестр» под Новый год... Словом, было сделано всё, чтобы неюбилейный, но знаменательный 77-й филармонический сезон отличался от всех, что были до него, и от будущих тоже. Тут руководство филармонии проявило завидную креативность: такую программу и придумать-то непросто, не то что осуществить!

И, конечно, классика... Здесь нельзя не вспомнить фестиваль Национального филармонического оркестра России «Владимир Спиваков приглашает...» Вот где классики «наелись»! На протяжении пяти вечеров звучали Бетховен и Шуберт, Сен-Санс и Моцарт, Верди, Мендельсон — и Чайковский, Чайковский, Чайковский... Это было серьёзное, массированное и не такое уж простое испытание классикой.

Весной и в начале лета филармонические концерты всё чаще проходили на свежем воздухе. Стоит лишь вспомнить четвёртый певческий фестиваль «Поющее поле Прикамья» и Большой музыкальный фестиваль «Движение», в рамках которого Борис Гребенщиков и его «Аквариум» дали свой последний концерт.

77-й сезон закрыт. Но не прекращены филармонические концерты: стало уже традицией, что летом в Перми продолжаются органные вечера, пользуются неизменным спросом детские летние концерты и, конечно, музыкально-краеведчес­кий проект «Камских вод звезда».

А новый, 78-й концертный сезон сразу начнётся с открытий: 11 октября на сцену Большого зала выйдет Лейпцигский симфонический оркестр, который по приглашению филармонии впервые посетит Пермь.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться