Владимир Долгов: Мы продаём то, чего в России нет

О роли новых технологий в жизни современных людей заместитель председателя правления банка «Урал ФД» Леонид Морозов побеседовал с руководителем eBay Marketplaces в РФ

Поделиться

— Владимир, есть предприятия, существующие десятки и даже сотни лет, — взять хотя бы Ивановскую мануфактуру, Ижорские заводы, Бабаевскую кондитерскую фабрику. На их фоне eBay, созданный в Калифорнии в 1995 году, а в России появившийся только пару лет назад, выглядит совсем юным.

— Да, eBay существует только 18 лет, и если для других направлений это лишь время начала, то в интернете это уже вечность. Если оглянуться назад, с той эпохи в интернете, кроме eBay, почти никто и не выжил: Аmazon, Yahoo — и на этом список можно закрывать. Apple в то время ещё не был интернет-компанией, Мicrosoft вообще не рассматривал интернет в качестве серьёзного бизнеса. А eBay, возникнув 18 лет назад, остался верен своим принципам и традициям.

Что такое eBay? Очень необычная модель площадки: не чистый e-commerce, не продажа своих собственных товаров, а место, где покупатель встречается с продавцом. 

Казалось бы, очень новая, революционная идея, пока не посмотришь на историю человечества и не увидишь, что во все её периоды торговля и подобные экономи­чес­кие взаимодействия между людьми, городами, народами двигали и развивали цивилизацию. И устроено это было очень просто: брели по дорогам караваны, вечером приходили в укреплённое место, а на следующее утро устраивалась ярмарка, где и проходило взаимодействие продавцов с покупателями.

Точно такая же схема заложена в основе eBay: это то самое защищённое место, наиболее безопасное для торговых сделок обеих сторон — покупателей и продавцов. Единственное отличие в том, что оно находится в некоем виртуальном пространстве. Хотя продаются и покупаются абсолютно физические товары. Поэтому eBay — это место, где встречается покупатель с продавцом и где обеспечиваются безопасность и честность сделки. И это то главное, что не удалось повторить никому. 

Когда кто-то пытался дублировать такую модель в других странах, основной акцент был сделан на сайт, трафик и другие технические стороны. И всегда упускался системообразующий элемент — создание центра доверия.

— Что такое eBay в России? Сохранены ли все преимущества и принципы eBay для бизнеса в России?

— eBay в России — российское юридическое лицо, которое на 100% принадлежит материнской компании. Будучи по факту стартапом, по объёмам и результату это уже совсем не стартап, так как сегодня мы получаем в день свыше 30 тыс. заказов из России, а по итогам прошлого года россияне совершили покупки на eBay на сумму более $400 млн.

Чем мы привлекательны? Конечно, ценой, так как она из первых рук всегда ниже. Хотя основным положительным фактором, с моей точки зрения, является даже не цена, а возможность выбора.

Мы недавно провели простой эксперимент: запустили один и тот же поисковый запрос «красное платье» на российские магазины и «Яндекс.Маркет», который является агрегатором многих товарных предложений в России и на eBay. Что выдали российские магазины? У кого-то нашлось 800 предложений, у кого-то — 1,5 тыс. «Яндекс.Маркет» показал 3,5 тыс. предложений. eBay выдал 270 тыс., причём все это можно доставить в Россию.

Когда есть два порядка разницы в количестве выбора, тогда даже цена становится не так важна. eBay даёт возможность колоссального выбора. Наш слоган: «Если это можно купить — это можно купить на eBay».

— Чем отличается eBay десятилетней давности от eBay сегодняшнего?

— eBay изначально создавался как аукционная торговая площадка, на которой люди смогут продавать ставшие им ненужными вещи. Предположим, купил я однажды бензопилу, превратил окружающий лес в пустыню и теперь хочу от неё избавиться. 

С годами ситуация поменялась кардинально. Точнее, идеология сохранилась, так как базовые принципы создателя этого бизнеса Пьера Омидьяра, который до сих пор принимает участие в жизни компании, остались неизменными: «В основном все люди добропорядочны», «Каждый может внести свой вклад» и «В открытом общении люди проявляют свои лучшие качества».

Но сегодня 70% товаров, которые продаются на eBay, — это новые вещи в заводской упаковке, то есть это уже не аукцион, а фиксированные продажи. Аукционная модель до сих пор работает, но составляет меньше трети всех продаж, и обычно только на коллекционных вещах, что вполне оправданно.

— Сама платформа осталась прежней?

— Неизменной осталась идеология. По-прежнему есть аукцион. Но в какой-то момент, когда стали понятны технологические ограничения той платформы, которая работала только как аукцион, её переделали и ввели понятие фиксированной цены.

Если говорить о самой компании, то eBay Inс. сегодня — это вертикально интегрированная компания электронной коммерции. Это система, которая обеспечивает все необходимые компоненты для того, чтобы твой бизнес в интернете развивался и рос: есть торговая площадка eBay или Marketplaces, платёжная система PayPal, которая принадлежит eBay, есть Magento — компания, которая делает софт для разработки интернет-магазинов, и компания GSI, которая занимается логис­тикой в области интернет-коммерции. 

Бизнес последней строится на следующем: если вы что-то производите или продаёте, но ничего не понимаете и не хотите понимать в on-line и e-commerce, то приходит GSI, предоставляет склад, выясняет, какой у вас товар, цены и желаемые условия, и после этого в ваших обязанностях остаётся только одна вещь: получая сообщение, что товар заканчивается, подвозить его на склад. Это те четыре компонента, из которых выстраивается интернет-бизнес полного цикла.

А принципы всё те же: защита покупателя, защита продавца. Это осталось неизменным.

— eBay присутствует во всем мире. Где он развивается быстрее?

— Соединённые Штаты дают более 50% заказов, Европа — порядка 20%, Азия — чуть больше 20%, и оставшиеся несколько процентов приходятся на все остальные страны.

Если говорить об относительных изменениях, то у азиатского региона самые большие темпы роста продаж — более 100% на протяжении последних лет. Америка отстаёт незначительно — 95% роста. Россия находится только в самом начале этого процесса.

Мы надеемся, что к концу года Россия перестанет быть только площадкой для трансграничной торговли и уже появятся продавцы из России. Чтобы это стало возможным, нам с нашей стороны надо сделать дополнительные шаги, так как взаимодействие с продавцами требует в России генерации некоторых бумаг, актов выполнения работ, счетов-фактур. Надеемся, что уже к концу года мы сможем урегулировать все формальности.

Кроме того, в мае PayPal получил лицензию НКО на деятельность в России. Таким образом, решение этих двух вопросов позволит российским продавцам получать деньги за то, что ты продаёшь, непосредственно на счета в российских банках.

— Правильно ли я понимаю, что одно из конкурентных преимуществ eBay — это то, что копировать этот бизнес практически невозможно?

— Да. Есть и второе. Меня регулярно спрашивают, кто является конкурентом eBay в России, и я говорю: «Никто». Как это возможно, когда в интернете столько продавцов той же электроники, одежды?.. А дело в том, что те, кто работает в России в облас­ти электронной коммерции, продают то, что в России есть. Мы продаём то, чего в России нет. И не факт, что будет. Поэтому мы не являемся конкурентами никому.

— Google, Yahoo, Apple, Facebook… Как позиционируется eBay среди них?

— Из всех перечисленных никто не является прямым конкурентом. Ближе всех Facebook, но это чисто социальная сеть без всяких настроек e-commerсe.

Я сейчас скажу страшную вещь: первая социальная сеть в мире была построена много лет назад, и это не Facebook или какая-нибудь другая известная площадка. Ведь что такое социальная сеть, если посмотреть на это алгоритмичес­ки? Это общение многих со многими. Модель eВаy — это связка многих продавцов и многих покупателей. У меня есть очень сильное подозрение, что первую социальную сеть изобрёл, сам не подозревая этого, Пьер Омидьяр много лет назад, когда даже такого термина не было.

Мы теперь прекрасно знаем, что есть соцсети общего уровня, где нет никаких ограничений (например, «ВКонтакте»), есть нишевые (LinkedIn позиционируется как сеть для профессионалов). На самом деле eBay создал такую нишевую сеть людей, интересующихся электронной коммерцией, соединив продавцов и покупателей и образовав устойчивые связи через интернет.

— Чем может быть интересен eBay для состоятельного клиента?

— Тем, что там можно купить практически всё, что хотите. Есть вещи, которых в России нет.

Ведь почему Россия — хорошая страна для развития электронной коммерции в любом её виде? Потому что в России есть два фактора, на первый взгляд, негативных, но которые, по сути, являются двигателями электронной коммерции: это большая территория и плохая логистика. Они создают ту ситуацию, в которой невозможно обеспечить одинаковый ассортимент в каждой точке страны. Как минимум просто не довезти.

Есть и ещё одна важная вещь. Например, сейчас практически не осталось плёночных фотокамер, так как это не востребовано массовым потребителем. Но есть единицы профессионалов, которым необходим какой-то очень редкий объектив (например, они занимаются макро- или спортивной съёмкой). И такая потребность — это человек 200 по всей стране. Понятно, что никто из торговцев такие объективы не повезёт, потому что спрос на них непредсказуем.

И здесь приходит на помощь eBay: всё что угодно, любые вещи. То, что удовлетворит любого человека. Главное только — не потеряться, так как выбор слишком большой.

— А есть ли какие-то узкие места в вашей деятельности?

— На что мы пока не можем повлиять, так это на сроки поставки. К сожалению, Почта России, как и почты других стран, крайне нетороплива. Но у продавца есть право выбрать способ доставки. И если это очень дорогой, редкий, хрупкий товар, то лучше предпочесть кого-то из курьерских перевозчиков.

В России ещё добавляется таможенное регулирование. Каждый житель может ежемесячно покупать импортный товар для собственного потребления на сумму до 1000 евро.

— Можно ли сказать, что своей деятельностью eBay меняет мышление людей, раздвигает их рамки восприятия привычного, даёт возможность пользоваться новым ресурсом?

— Жизнь меняется очень быстро. На протяжении только одного нашего поколения мир стал совсем другим. Электронная коммерция 10–15 лет назад — это большой компьютер, у экрана которого ты сидел непрестанно. Теперь в eBay достаточно большой процент покупок осуществляется с мобильных платформ, то есть люди делают это уже на ходу. И теперь вопрос наличия мобильного приложения — это не «надо — не надо», а «как вы без этого живёте?».

Мир меняется очень быстро, а компьютерные и информационные технологии — это такая штука, изменение которой вряд ли можно назвать поступательным, это крутой рывок вверх.

И конечно, мы постоянно проводим образовательные мероприятия, такую своеобразную «евангелизацию» аудитории. Человек, начиная пользоваться новыми товарами, привыкает к другому качеству жизни, использует более передовые технологии.

И хотя, по последним данным, в России сегодня 20–25 млн людей имеют опыт покупок в интернете (но это в значительной части не заказы в интернете, а покупка товаров/услуг через сайт, возможно, даже через телефонный звонок), только у единиц есть опыт приобретения того, что они не видят, оплачивая вперёд кредитной картой. За рубежом круг этих людей более значителен, и он постоянно растёт.

В России рост электронной коммерции тоже существенен — 30% ежегодно. И этот темп, как говорят аналитики, сохранится ещё несколько лет. Всё больше людей приходят в интернет, понимая, что ассортимент того, что есть в продаже, не ограничивается товаром магазина на углу, мир немножко больше.

— eBay возник как аукционная площадка, теперь это вертикально интегрированная компания, предлагающая бизнес-решения. Какими вы видите дальнейшие перспективы?

— Вероятно, со временем всё больше и больше будет корпоративных клиентов.

Возможно, eBay будет обслуживать бизнесы, которые ещё не пришли в интернет: те, которые пока ничего не делают в этой области, считая, что у них есть большая сетка по стране и нет смысла «заходить» в ту область, в которой они ничего не понимают. И это прекрасное решение для перспективы такого рода организаций.

Кроме того, всегда есть те, кто хочет расширить географию: предположим, у них все хорошо в своём регионе, но мир значительно больше.

Плюсом к этому постоянно возникают новые компании, начинающие свой бизнес с нуля. Если это стартапы, предлагающие высокотехнологичные решения, то обычно люди, которые инициируют их и сосредоточены на придумывании и реализации чего-то, не готовы тратить время и создавать структуры для продаж. Вот для этих категорий бизнеса решения, предлагаемые eBay, могут быть очень кстати.

— И напоследок наш традиционный вопрос. Как необходимо действовать и что предпринимать, чтобы будущее было успешным?

— Самое основное — максимально глубоко понимать то, чем ты занимаешься, и постоянно следить за изменениями, которые происходят, за трендами, которые появляются. Потому что, если бы лет 10 назад кто-то сказал, что человек «переселится» в виртуальный мир и большая часть информационной жизни будет происходить внутри телефона, планшета и компьютера, это бы показалось странным. А сейчас это реальность.

Основной вопрос, который мучит меня: почему 20 лет назад, живя в этом огромном городе, мы созванивались с друзьями, у которых не было домашнего телефона, а был только рабочий, договаривались о встрече через две недели в определённом месте — и все приезжали. А сегодня, в эпоху мобильных телефонов, это невозможно. И сегодня, если ты вдруг не опоздал на встречу, назначенную тобою же, ты можешь смело считать себя героем.

Жизнь стала совсем другой. Смотреть за этим, понимать, что из этого можно получить, к чему это может привести, даже не в масштабах всего человечес­тва, а в масштабах твоего собственного дела, — это необходимо и очень важно.

Ну и если говорить о том, что нужно делать для того, чтобы добиться успеха... Если посмотреть на всю историю последнего времени, то, скорее всего, нельзя привести в пример ни одной успешной компании, у которой бы в причинах её создания стояло только простое и понятное желание просто заработать денег. В то время как компании, которые с самого начала создавались для того, чтобы поменять мир к лучшему, не только выживали, но и становились успешными. Потому что идея Пьера Омидьяра, когда он писал первую платформу для eBay, была отнюдь не заработать денег, а сделать жизнь людей лучше. Ведь что может быть лучше, чем безграничный выбор!

Некоторые особо ценные предметы, проданные на аукционе eBay

1. 340-летняя рукопись Шекспира «Prince of Tyre», пережившая Великий лондонский пожар в 1666 году (£5 млн);

2. Самолёт Grumman Gulfstream II ($4,9 млн);

3. Жёлтый McLaren F1 1993 года ($1,7 млн) — в мире существует в единственном экземпляре;

4. Бейсбольная карточка Хонуса Вагнера (Honus Wagner) 1909 года ($1,65 млн);

5. Курорт Даймонд Лейк в западном Кентукки, США ($1,2 млн);

6. Ferrari Enzo ($975 000, декабрь 2005 года);

7. Бита известного бейсболиста Джо Джексона «Black Betsy» ($577 610);

8. Партия в гольф с легендарным гольфистом Тайгером Вудсом ($425 000).

Необычные предметы, проданные на аукционе eBay 

В июне 2005 года жительница штата Юта (США) Кэролайн Смит продала право навсегда вытатуировать чью-либо рекламу на своём лбу за $15 тыс. Этим предложением воспользовалось популярное виртуальное казино Golden Palace.

50000-летний мамонт был выставлен на продажу в 2004 году немецким владельцем из-за недостатка места для его хранения и был продан за £61000. Эксперты подтверждают, что это один из наиболее сохранившихся скелетов мамонта в мире, содержащий 90% оригинальных костей.

Вода, которая, как утверждалось, осталась в чашке Элвиса Пресли, которую он взял с собой на концерт в Северной Каролине в 1977 году, была продана за $455.

Калифорнийский город Бриджвилль трижды выставлялся на аукцион. В 2002 году он был продан за $1,77 млн, но после осмотра «приобретаемого товара» покупатель отказался от сделки. В 2006 году другой владелец выставил его на аукцион за $1,75 млн. В 2007 году очередной владелец в течение нескольких месяцев пытался продать его за $1,3 млн.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться

IT