Поиск героя под плинтусом
Павел Санаев — о глобальном раздолбайстве
В Перми прошёл очередной книжный фестиваль, среди участников которого был писатель и кинорежиссёр Павел Санаев. Он представил свою новую книгу «Хроники раздолбая, или Похороните меня за плинтусом-2». Творческая встреча Санаева с читателями вылилась в беседу сначала с литературным критиком Константином Мильчиным, а затем — с писательницей Линор Горалик.
Константин Мильчин:
— Новая книга — это своего рода продолжение?..
Павел Санаев:
— Можно, конечно, было бы написать стопроцентное продолжение, чтобы «Раздолбай» был выросшим Сашей Савельевым. Но это было бы неправильно: книжка потеряла бы самостоятельность и навсегда осталась бы привязанной к «Плинтусу». А подзаголовок — «Похороните меня за плинтусом‑2» — это от сложности книжного рынка. И я понимаю издателей: информации сегодня много, и сознание цепляется за что-то знакомое, знаковое.
Идея написать «Раздолбая» появилась из моего любимого произведения «Жан-Кристоф» Ромена Роллана ещё в те годы, когда происходит действие романа — в начале 1990-х. Тогда я стал делать первые заметки, наброски, дневниковые записи.
В «Жан-Кристофе» рассказывается история человека от рождения до смерти, но вторая половина уже не очень у него получилась, не очень интересная. И у меня возникла идея написать роман взросления, которое происходит на фоне слома эпох. Причём это взросление — формирование не одного человека, а четырёх личностей.
Пока опубликована первая часть. Когда роман будет готов полностью, это будет 1000 страниц, а действие будет занимать 20 лет, — ещё года через два.
Константин Мильчин:
— В первой части действие занимает два года, и это 450 страниц... Сколько же места займут ещё 18 лет?
Павел Санаев:
— В первой части много действия, потому что происходит исторический перелом. Мне было важно начать «от печки», с самого начала, чтобы всё было понятно.
Вторая книга уже имеет название — «Бал у Воланда». Это известное событие 1992 года. Этот бал устроил шоумен Игорь Микитасов в саду «Эрмитаж» — все были в костюмах из «Мастера и Маргариты». Это была абсолютная новорусская вакханалия.
Я стараюсь писать так, чтобы было увлекательно. Я знаю, что многие восприняли «Раздолбая» неоднозначно. Книга сложнее, чем «Плинтус», и его поклонники новый роман не приняли. Спрашивают: где душевность? Но это не про душевность. Та книга была очень эмоциональная, а эта больше для ума.
Константин Мильчин:
— Что труднее — писать книги или снимать фильмы?
Павел Санаев:
— Писать надо только тогда, когда не писать невозможно. Если нет чего-то такого, что просто не можешь держать в себе, то зачем вообще писать? Столько книг, никому не нужных! Напиши сценарий, сними боевик или комедию — люди после работы сходят, посмотрят, получат удовольствие. Потом забудут, конечно, но, по крайней мере, пылиться не будет.
Константин Мильчин:
— Нет желания снять фильм по этой книге?
Павел Санаев:
— Ну, если какой-нибудь телеканал заинтересуется и, когда книга будет закончена, предложит снять по ней сериал, то возьмусь, но специально такой идеи нет.
Константин Мильчин:
— Восстанавливать начало 1990-х годов было трудно?
Павел Санаев:
— У меня сохранилось много записных книжек тех лет, я пересмотрел старые телепередачи...
Константин Мильчин:
— Это уже «каменный век»?
Павел Санаев:
— Нет, всё это ещё живо. Мы ещё со своим советским прошлым не разобрались. И это опасно. Ни в одной другой стране не было такого момента, когда мы только что летали в космос — и вдруг не можем самолёт построить толком. Представьте общественно-политический кризис, и тут же общество расколется, появятся крайности, потому что нет единства отношения к своему прошлому.
Я — точно не с теми, кто хочет назад, к «совку», но и не с теми, кто хочет полностью влиться в «западные ценности».
Константин Мильчин:
— А ты не осовремениваешь тот мир? Да, в магазинах дефицит, нет интернета, нет мобильных телефонов, но герои живут в отличных квартирах, летают куда угодно на самолёте...
Павел Санаев:
— Нет, нам только кажется, что тогда было ужасно, а на самом деле я получал стипендию 40 рублей, а билет на самолёт практически в любую точку России стоил 21 рубль. Сейчас билет от Москвы до Анапы стоит $100, но где студенты, у которых стипендия $2 тыс.?!
Линор Горалик:
— «Похороните меня за плинтусом» — это книга-событие хотя бы потому, что она написана от лица ребёнка. Каково было её писать? Трудно? Страшно?
Павел Санаев:
— Да нет, нормально. Было ощущение, что книга уже где-то написана, и я должен её перенести. Сквозь тебя словно идёт уже готовый текст, ты — проводник.
Линор Горалик:
— Как голова переключается с книг на кино?
Павел Санаев:
— Надо лет 10 позаниматься и тем, и другим, — и научишься переключаться. А вообще это совершенно разные профессии.
Линор Горалик:
— Вы писатель-реалист. А нет желания писать в других жанрах?
Павел Санаев:
— Я вообще не испытываю желания писать. Я испытываю потребность. И очень надеюсь, что, когда я допишу «Раздолбая», потребности в третьей книге уже не будет, потому что мне вообще-то не нравится писательство. Больше нравится снимать кино, мне это больше подходит. А сидеть в четырёх стенах наедине с компьютером — это не моё.
Линор Горалик:
— Мы лишились героев, которыми в другие времена были люди, которые делали за нас грязную работу, — солдаты, пожарные...
Павел Санаев:
— У нас ещё долго не будет героев, потому что у нас не очень нормальная жизнь. Идёт просто порнографически отвратительное проедание того, что у нас в недрах. В любой книге, фильме — проститутки, олигархи, коррумпированные полицейские. Но мы не можем от этого уйти, потому что это наша жизнь. Мы не войдём в разум, пока гром не грянет. Но он грянет, потому что сверхпотребление закончится. И тогда появится герой.
Линор Горалик:
— Вы можете представить себе хорошую экранизацию «Плинтуса»?
Павел Санаев:
— Могу. Тот фильм, который был снят, — конечно, не очень хороший, но я видел удачные театральные постановки.
Линор Горалик:
— А какую книгу вы сами хотели бы экранизировать?
Павел Санаев:
— Есть такая не самая известная повесть братьев Стругацких — «Парень из преисподней». Это уже готовый сценарий, ничего не надо переделывать, есть визуально развивающийся сюжет. Но зачем снимать картину, которая гарантированно будет убыточной? Такая экранизация будет стоить около $10 млн, а сборы составят не больше $15 млн. Это не тот фильм, который соберёт хотя бы $30 млн! Успешный фильм — это фильм недорогой и, скорее всего, комедийный. Вроде «Каникул строгого режима». Вот это образец успешного фильма для России.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.