Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Железобетонная опера

Композитор Игорь Машуков предъявил меломанам «Танго с коровами» на стихи Василия Каменского

Поделиться
фото на 19

Автор фото Дмитрий Чемерик

Состоялась долгожданная премьера полной версии оперы-дефиле Игоря Машукова «Танго с коровами» (6+), написанной на тексты «железобетонных поэм» Василия Каменского. Композитор уже дважды демонстрировал в частной филармонии «Триумф» фрагменты будущего сочинения, подогревая интерес заинтригованной публики; пробовал разные форматы представления — с чтецом, с современным балетом; но окончательный сценический вид сочинению придал худрук Пермского ТЮЗа Константин Яковлев, выступивший в качестве режиссёра-постановщика.

К счастью, постановщик действовал очень аккуратно, назвать этот спектакль «зарежиссированным» никак не получится. Музыка здесь — главное действующее лицо. Сюжет оперы основан на автобиографической прозе Василия Каменского, и главный герой в исполнении солиста хора Пермского театра оперы и балета тенора Сергея Костарева — это собственно он, поэт, начало жизненного пути которого показано на сцене.

Машуков так подобрал поэтические сочинения прикамского футуриста, что они стали соответствовать эпизодам его молодости: детству, проведённому на берегах Камы, началу поэтической деятельности, первым полётам на аэроплане, изданию первого журнала русских футуристов — и так до трагического полёта в Варшаве, окончившегося крушением, и возвращения в Пермь.

Игорь Машуков — давний приверженец пермской тематики в музыке, известный музыкальными произведениями на пермские сюжеты: «В пермском зверином стиле», «Пылянами», «Молёбкой», балетной трилогией по сказам Павла Бажова. «Танго с коровами» — новый этап изучения этой темы.

В интервью музыковеду Анне Гостевой, опубликованном в изданном к премьере буклете, композитор несколько простодушно признаётся, что в сборнике Каменского «Танго с коровами» его больше всего поразил дизайн. Думается, именно он побудил композитора к творчеству: Машуков постарался передать в музыке «футуристический» характер поэзии Каменского и «геометрию» его «железобетонных поэм».

В опере два лейтмотива: мотив Камы и мотив танго — оба они возникают на протяжении действия несколько раз, подчёркивая что-то важное для Каменского.

Состав очень камерный: скрипка, фортепиано, вокальный октет, а также много необычной перкуссии и всяческой «шумовухи»: бульканье воды, звон коровьих колокольчиков; задействована ещё и живая электроника. В мелодическом отношении это интересный микс авангарда и цитат, а в определённый момент звучит настоящее танго, причём не какое-то известное, а авторское, машуковское.

В музыкальных стилях Машуков как дома: мастерски стилизует фрагменты, которые называются «Музыкальными обоями» и представляют собой что-то вроде авторских отступлений от сюжета, перекличку времён, где тонко сочетаются классические стандарты, футуризм начала ХХ века и современная музыка. Здесь в ход идут мелодия в духе Вивальди, ария, пассакалия, полифонические вариации… Арию, которую поёт Дух Смерти, витающий над рухнувшим с небес Каменским, блистательно исполнила солистка Пермской оперы Дарья Терещенко. Это, несомненно, лучшая вокальная партия из тех, что звучали на премьере.

«Танго с коровами» — это блестящая игра со стилями, очень сложная и тонкая рефлексия по поводу русской городской культуры ХХ века. Тренированное ухо неоднократно выхватит из музыки отголоски бытового романса начала ХХ века, русского и цыганского фольклора.

Правда, оценить красоту и оригинальность этого сочинения, а также тонкости музыкального исполнения было не так просто. Огромной ошибкой было надеть на оперных певцов микрофоны. Да, тюзовский зал — не акустический, но он и небольшой, тренированные голоса легко взяли бы его без такой грубой подзвучки. В результате красивого звука, выверенного ансамбля не получилось. Бывает, что оркестр заглушает певцов, но чтобы певцы заглушали инструментальный ансамбль… Это, к счастью, редкое явление, но здесь именно это и произошло. То ли певцы не особенно умеют работать с этой техникой, то ли звукорежиссёр — не специалист в академической музыке… Короче, что-то не сложилось.

Проект «Танго с коровами» реализовала большая и сложная команда: Пермский музыкальный колледж, ТЮЗ, Институт культуры… Премьера, состоявшаяся 29 мая, конечно, была посвящена юбилею Перми.

Музыкальным руководителем и дирижёром постановки стала проректор Института культуры Татьяна Иванова, которая собрала прекрасный ансамбль известных в Перми музыкантов: Марина Окуневич (клавиши), Анна Кохан (скрипка), Сергей Крылов (перкуссия), — к которому присоединилась студентка Анастасия Выймова на «живой электронике». Несомненно, это музыканты, которые наилучшим образом готовы к исполнению сложного машуковского замысла. Наверняка всё это звучало бы очень хорошо, если бы было слышно все ансамблевые нюансы.

Очень хочется послушать «Танго с коровами» снова — в акустическом зале и без этих технических погрешностей.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться