Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

«Наша задача — предупредить возможные нарушения»

Пермские таможенники декларируют готовность создать комфортную административную среду для инвесторов

Поделиться

В общественной приёмной президента РФ в Перми на днях состоялся своего рода «круглый стол», посвящённый сопровождению таможней инвестиционных проектов ООО «Еврохим — Усольский калийный комбинат» и ОАО «Чусовской металлургический завод». Участники совещания проанализировали «дорожные карты» обоих проектов и договорились о совместных действиях, позволяющих избежать коллапса, связанного с предстоящим большим объёмом поставок оборудования из-за рубежа.

Федеральное правительство поставило перед таможенными органами задачу минимизировать издержки предприятий и сократить сроки оформления грузов путём совершенствования таможенного администрирования. В связи с этим Пермская таможня проводит исследования принципиальных методологических подходов к планированию и сопровождению инвестиционных проектов. Для сопровождения инвестпроектов создана рабочая группа, а представители предприятий, реализующих инвестиционные проекты, введены в состав Общественно-консультативного совета по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности при Пермской таможне.

В 2013–2014 годах на территории Пермского края и Удмуртской Республики планируется начало реализации более чем 10 инвестиционных проектов, что потребует тесного взаимодействия компаний с таможенными органами, предупреждают руководители ведомства. Крупнейшие из этого перечня — строительство рудника калийных солей ООО «Еврохим — Усольский калийный комбинат», а также интегрированного трубного и сталеплавильного комплекса ОАО «Чусовской металлургический завод» (ЧМЗ).

Компания «Еврохим — Усольский калийный комбинат» уже подписала «дорожную карту» сопровождения инвестиционного проекта таможенным органом. В ходе совещания обсуждались принципиальные моменты её реализации.

«Дорожная карта» чусовских металлургов была подписана сторонами непосредственно на площадке общественной приёмной президента РФ. Участники совещания вели речь об оптимизации объектов околотаможенной инфраструктуры (открытие складов временного хранения, выдача разрешения на хранение ввозимых товаров на складе получателя), а также о таможенном декларировании ввозимых компонентов оборудования на основе выданного Федеральной таможенной службой классификационного решения.

Исполнительный директор ООО «Еврохим — Усольский калийный комбинат» Алексей Шеин проинформировал таможенников о начале строительства рудника калийных солей с объёмом инвестиций (в рамках внешнеторговых контрактов) в размере €40 млн. Особый акцент он сделал на планах строительства инфраструктурных объектов, которые потребуются для работы нового предприятия. Это строительство железнодорожной ветки, линии электропередачи от Яйвы до производственной площадки и подстанции на 220 кВ, а также ветки газопровода с врезкой в магистраль Чусовой — Березники — Соликамск.

Топ-менеджер подчеркнул также, что в составе мероприятий, сопровождающих строительство рудника, есть социальный блок, призванный решить проблему кадров. По его словам, конкурировать в части уровня заработной платы с «Уралкалием» бесперспективно, поэтому для «Еврохима» конкурентным преимуществом станет строительство жилья для работников. Для этого в сейсмически безопасной зоне Березников взято в аренду около 40 га земли для возведения микрорайона, в котором будут построены многоквартирные дома, большой таун-хаус и коттеджный посёлок с магазином, спортивно-оздоровительным и культурным центрами.

Начальник Пермской таможни Владимир Авраменко пояснил желание ведомства быть в курсе глобальных планов компании. Таможенникам предстоит оценить масштабы работ, объёмы материалов и оборудования, которые предстоит завезти через таможенный пост в Березниках. Сопровождение подобных проектов, по его утверждению, требует постоянного взаимодействия сторон.

Оптимизировать процесс можно, если предприятие получит статус уполномоченного экономического оператора, что даст ему право организовать на своей территории склад временного хранения.

«Мы подобрали здание площадью порядка 1,5 тыс. кв. м, фактически закончили тендер на его ремонт. Отдельные виды оборудования, комплексы потребуют для доставки сотни грузовиков. Планировать работы придётся по времени прибытия грузов, времени монтажа», — проинформировал партнёров Алексей Шеин.

Таможенники, в свою очередь, пояснили представителям компании, с какими трудностями они могут столкнуться в перспективе. Прежде всего они обратили внимание на уровень квалификации специалистов, призванных заниматься таможенным контролем, тем более что компания планирует рассчитывать в этой работе на собственные силы.

Владимир Авраменко, начальник Пермской таможни:

— Есть аспекты, в которых таможенные органы могут оказать консультацию, услуги в подготовке документации. Есть вопросы, связанные с классификацией товара, определением его стоимости, от правильности этой работы зависит объём налогообложения. Это ключевой вопрос. Когда декларация уже подана и стала юридически значимым фактом, «отыграть» назад не получится, будет поздно. За этим следуют уже административное производство и штрафные санкции. Наша задача при реализации проекта — предупредить возможные нарушения, свести к минимуму возможность их появления.

Мы заостряем проблему логистики, поскольку при реализации одного из проектов уже возникали проблемы, связанные прежде всего с графиком поставок. Пришлось приложить много усилий для того, чтобы выработать модель процедуры в отношении таможенного товара, чтобы избежать штрафных санкций. Задержки в финансировании, сроки, связанные с временным хранением товара, их продление — это очень важные моменты, хотя, казалось бы, не первостепенной важности. Но они создают негативную атмосферу вокруг самого проекта.

Логистика важна ещё по одной причине. Инфраструктура Березников имеет свою специфику. Там просто нет возможности оперативно принимать планируемые габариты и объёмы грузов. Особенно это касается пропускной способности березниковского железнодорожного узла. Поэтому «дорожная карта» и в дальнейшем останется предметом совместного обсуждения и постоянной корректировки, согласились руководители «Еврохима» и таможни.

Начальник управления по сбыту и транспортной логистике ОАО «Чусовской металлургический завод» Андрей Копысов представил проект строительства интегрированного трубного и сталеплавильного комплекса, который позволит в четыре раза увеличить объём производства конкурентоспособной и рентабельной продукции для компаний нефтегазового и машиностроительного сектора отечественной экономики. Стоимость строительства оценивается экспертами в 50 млрд руб. На предприятии будут построены электросталеплавильный цех, а также цех по производству бесшовных труб, установлен новый прокатный стан. Предполагаемый объём ввозимого оборудования — 400 тыс. тонн.

На этой площадке рисков, по мнению специалистов, меньше, поскольку таможенный пост в Чусовом не так загружен. Но тем не менее потребуются дополнительные мероприятия. «ЧМЗ озвучивает масштабы поставок — 20–25 машин в день. И мы уже сейчас понимаем, что нужно прикомандировывать дополнительных людей, менять схему работы поста, чтобы избежать коллапса», — говорят представители таможни.

От реализации чусовского проекта с учётом его долгосрочности и больших объёмов ввозимого оборудования зависит возможное изменение географического положения Лысьвенского таможенного поста и размещения его в Чусовом. Вместе с тем руководство таможни подчеркнуло, что возможная смена местоположения таможенного поста должна обеспечивать деятельность не только ЧМЗ, но и других предприятий, действующих на близлежащей территории.

Владимир Авраменко:

— Мы стремимся создать для инвесторов комфортную административную среду на всей территории Приволжского федерального округа, основанную на широком применении перспективных информационных таможенных технологий и возможностей, предусмотренных современным таможенным законодательством Таможенного союза. Принимаем меры, направленные на снижение издержек инвесторов.

Считаем, что применение специальных упрощений, расширение «зелёного коридора» за счёт реализации принципов выборочности и достаточности таможенного контроля снижают непроизводственные издержки инвесторов и способствуют улучшению инвестиционного климата.

Мы выступаем за досудебное разрешение конфликтных ситуаций и готовы оказывать полное содействие участникам внешнеэкономической деятельности.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться