Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

«Мы всегда работали с Сан Санычем, и ничего не меняется»

Лишение Александра Иноземцева полномочий управляющего директора ОАО «Авиадвигатель» откладывается на неопределённый срок

Поделиться

Губернатор Виктор Басаргин в очередной раз вступился за генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в ответ вежливо дал понять, что решать организационные вопросы на этом предприятии будет Объединённая двигателестроительная корпорация. Сам же Иноземцев внезапно сменил тон в отношении своего нынешнего работодателя на удивительно миролюбивый.

ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ) и ОАО «Авиадвигатель» 11 июля посетила делегация во главе с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым. Гости посетили стенд ОАО «Авиа­двигатель», где в настоящее время проходит испытания двигатель ПД-14, создаваемый в рамках проекта «Двигатели для самолёта МС-21». Кроме того, они смогли увидеть узлы двигателя ПД-14: полую титановую лопатку компрессора низкого давления, камеру сгорания, сопловой аппарат, детали из композитных материалов и др.

Делегация посетила также участок изготовления образцов современных авиационных материалов, оснащённый роботизированным комплексом, новый специализированный стенд для проведения сертификационных статических испытаний двигателя ПД-14, а также Центр акустических исследований, созданный совместно конструкторским бюро и Пермским национальным исследовательским политехническим университетом.

С докладом о состоянии работ по проекту «Двигатели для МС-21» выступил управляющий директор, генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев.

Вместе с правительственной делегацией в Пермь прибыли студенты Московского авиационного института (МАИ), которые смогли собственными глазами увидеть уникальные отечественные разработки в области двигателестроения и познакомиться с лучшими российскими конструкторами и инженерами. Об этой поездке Денис Мантуров говорил ещё в начале года, выступая с лекцией перед студентами МАИ.

Как заявили представители пресс-службы федерального ведомства, главной целью визита министра следует считать контроль за исполнением проекта ПД-14. По словам Дениса Мантурова, на это направление уже «в общей сложности потрачено 22 млрд бюджетных и 34 млрд небюджетных средств». Предполагается также, что до 2015 года в проект будет вложено ещё 14,2 млрд руб.

Серийные поставки двигателя, по словам Дениса Мантурова, предполагается начать с 2017 года. В первые годы планируется выпускать по 50 двигателей в год, а к 2020 году — довести эту цифру до 250 в год.

Денис Мантуров подчеркнул важность кооперации в работе над двигателем.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ:

— Это первый опыт двигателестроительной кооперации. В этой программе задействованы все предприятия конструкторских бюро ОДК. Если бы мы этого не сделали своевременно (я имею в виду процесс объединения предприятий с 2007 года), думаю, что сегодня мы имели бы совершенно другую картину, поскольку отдельным предприятиям такой проект был бы не под силу.

Губернатор Пермского края Виктор Басаргин поставил перед министром «ребром» ряд связанных с ПМЗ и «Авиадвигателем» вопросов, волнующих «как представителей предприятий, так и жителей Перми». По его словам, налоговые отчисления «Авиадвигателя» за 2012 год составили 300 млн руб., ПМЗ — 550 млн руб. На предприятиях работает 11 тыс. человек.

«Естественно, что любой сбой в работе этих предприятий отражается и на экономической составляющей развития Пермского края, — признался губернатор. — В данный момент рабочим выплачивается зарплата, объёмы выпуска продукции растут, и мы рассчитываем, чтобы эта ситуация в ближайшее время сохранилась».

Глава региона высказал своё беспокойство по поводу перспектив загрузки заказами предприятий «в части исполнении поручений Владимира Владимировича Путина», в отношении смещения «центров компетенции» в сторону Рыбинска, а также по вопросу о кандидатуре управляющего директора ОАО «Авиадвигатель», которым, по мнению Басаргина, должен быть Александр Иноземцев.

Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:

— Нам бы хотелось знать, каковы перспективы загрузки заказами предприятий в части исполнения поручений Владимира Владимировича Путина об оказании содействия в заключении контракта между заводом и ОДК на производство двигателей ПС-90А в рамках исполнения гос­оборонзаказа начиная с 2012 года в объёме не менее 20 штук в год. 

Сегодня есть программа ремонта основных узлов двигателя Д-30 в рамках выполнения программы госвооружения до 2020 года. Однако пока, к сожалению, в этом вопросе подвижек нет. Более того, даже по уже заключённым контрактам есть случаи резкого понижения объёмов заказов. Это произошло с контрактами на ремонт почти 30 двигателей для самолётов Ту-134, принадлежащих Минобороны России. В рамках контракта Пермский моторный завод получил заказ из войсковых частей на ремонт 19 авиадвигателей, однако впоследствии, в 2012 году, предприятию было предложено подписать допсоглашение на осуществление ремонта только восьми двигателей. Естественно, это грозит остановкой ремонтного производства и понятными для завода последствиями.

Второй важный момент, по словам Басаргина, связан с тем, что в ходе формирования государственных корпораций пермские двигателестроительные предприятия были отнесены к ведению «Ростехнологий». По мнению губернатора, очевидно, что создание кооперации позволит сконцентрировать процесс создания самолёта МС-21 в одной структуре. Однако, с досадой отметил Басаргин, пермским предприятиям в соответствующем дивизионе ОДК отведена отнюдь не первостепенная роль — они, по словам губернатора, «практически перейдут на субподряд».

Виктор Басаргин:

— Стратегия управления пермскими предприятиями не вызывала сомнений в их дальнейшем успешном развитии, однако решение управляющей компании о создании дивизиона «Двигатели гражданской авиации» с главным предприятием дивизиона НПО «Сатурн» привело к тому, что центр компетенции, те структурные единицы, которые контролируют важное для компании направление деятельности, переместились в Рыбинск. А «Авиа­двигатель» и ПМЗ практически перейдут на субподряд. Эта проблема, безусловно, беспокоит сегодня наши предприятия и органы власти. Для нашего региона сегодня крайне важно, чтобы не произошло аналогичной миграции центров всех финансовых решений. А предпосылки к этому мы, к сожалению, видим.

Виктор Басаргин посетовал также, что до сих пор не заключено соглашение между Пермским краем и ОДК, в котором планировалось «согласовать вопросы, связанные с развитием предприятий».

Вновь Виктор Басаргин поднял и вопрос о руководстве ОАО «Авиадвигатель».

Виктор Басаргин:

— Наше предложение, поддержанное трудовыми коллективами предприятий, — сохранить существующее положение дел, при котором управляющим директором и генеральным конструктором компании «Авиадвигатель» является один человек, в частности, Александр Александрович Иноземцев. Он на посту директора с 2001 года, его авторитет неоспорим. Мы считаем, что его присутствие — залог стабильной работы данных компаний. Хотелось бы, чтобы эта тема получила сегодня какое-то разрешение.

Ещё одно пожелание Виктора Басаргина касалось сохранения всей линейки продукции наземной тематики в Пермском крае. «Сегодня есть предложения, связанные с тем, чтобы часть линейки передать в Рыбинск», — сообщил губернатор, продемонстрировав своё желание воспрепятствовать этому.

Денис Мантуров в ответ заявил, что соглашение заключить, несомненно, стоит.

«Такой опыт у «Оборонпрома» имеется. Вас как руководителя края интересует вопрос с налогами, обеспеченностью занятостью жителей края. Эти моменты должны быть прописаны в соглашении. Что же касается интеграционных процессов, решений, кто какой агрегат будет производить для данного двигателя или других двигателей, которые будут производиться на конкретной площадке, — это дело экономики. Поэтому как ОДК сложит эту кооперацию, так она и будет впоследствии работать», — заявил министр, дав понять, что зона влияния будущего соглашения на действия руководства ОДК будет весьма ограничена.

Вопрос о руководстве «Авиадвигателя» Денис Мантуров прокомментировал весьма сдержанно, отметив, что «интеграционные процессы корпорации ещё не завершены, и ей нужно дать время для того, чтобы определиться». При этом министр отметил, что к Александру Иноземцеву нет никаких вопросов как к руководителю.

Денис Мантуров:

— Что касается интеграционных процессов двигателестроительной корпорации — нужно дать время для того, чтобы определиться и не ставить окончательно точку в части того, какой финальный облик она будет иметь. Процесс объединения, а точнее приобретения активов, практически завершился. Мы идём нога в ногу с проектом ПД-14. И, соответственно, формулируется и формирование систем управления корпорацией. Естественно, десинхронизировать этот процесс мы не можем, и никто не рискнёт это делать. Решения будут приниматься взвешенно.

Вопросов к Александру Александровичу Иноземцеву у руководства министерства и руководства ОДК как к руководителю и высококлассному инженеру нет. В конечном же облике двигателестроительной корпорации нужно ещё время, чтобы определить, какая это будет схема. Будет ли это дивизионная система либо вариант объединения конструкторских потенциалов с серийными, либо это будет интеграция на базе инженерного центра-разработчика серийной мощности, имеющая отдельный интеграционный процесс. Тут точка пока не стоит. Процесс нахождения оптимального варианта продолжается. И думаю, что какое-то время ещё потребуется, чтобы сделать так, чтобы всем было комфортнее.

Виктор Басаргин, в свою очередь, отметил: «В этой связи я бы хотел, чтобы мы были в процессе, чтобы нас не ставили перед фактом принимаемых решений».

По словам Дениса Мантурова, «этой возможности у правительства Пермского края никто не отнимает», однако при этом необходимо «дать возможность коммерческой структуре (речь идёт об ОДК — ред.), хоть и с государственным участием, самостоятельно разрабатывать или предлагать какие-то организационные решения».

Границы интересов губернатора Денис Мантуров обрисовал так: «А для края, как я уже обозначил, главное не потерять налоговые поступления — они будут увеличиваться, потому что мы ставим задачу увеличивать объёмы производства ПД-14, по предварительным расчётам, от 50 до 250 к 2020 году двигателей в год. Мы с вами должны дать возможность специалистам определиться и сложить кооперацию».

Денис Мантуров:

— Если говорить о загрузке, государственной программе вооружения, то те обязательства, которые брали на себя авиастроители, государственные заказчики, исполняются. Те контракты, которые должны быть подписаны, уже подписаны. Те, которые должны быть подписаны, будут подписаны в обозначенные сроки. Поэтому у нас нет сомнений в части загрузки пермского завода.

Что касается наземной части поставок наших газовиков и нефтяников, здесь нужна постоянная кропотливая работа. Мы должны создать правильные условия, чтобы они были коммерчески выгодны заказчикам, общими усилиями обеспечить загрузку.

Речь Александра Иноземцева, из-за угрозы снятия которого с руководящей должности работники «Авиадвигателя» два месяца назад написали письмо Владимиру Путину и были даже намерены выйти на митинг, была удивительно миролюбивой.

Александр Иноземцев, управляющий директор, генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель»:

— ПД-14 это не проект «Авиадвигателя», это проект корпорации. Такого уровня сложности проекты даже в мире никто в одиночку не в состоянии сделать. После лихих 1990-х годов наш потенциал серьёзно подорван, и только объединившись во главе корпорации, нам удалось сделать то, что мы сегодня сделали.

Второе условие — беспрецедентная финансовая поддержка правительства. Я в этом «котле» 40 лет «варюсь» и не припомню, чтобы инвестировали такие средства в новые технологии и новые разработки даже при социализме. Мы сегодня работаем по графику, согласованному с нашим основным заказчиком — корпорацией «Иркут». Держимся пока в этом графике. Главные риски проекта — это сроки.

Генеральный директор ОАО «Управляющая компания «Объединённая двигателестроительная корпорация» Владислав Масалов на вопрос, когда будет закончена комплексная проверка, проводимая на ОАО «Авиадвигатель», ответил, что «работа ещё ведётся и может быть закончена в июне».

На вопрос же о судьбе Александра Иноземцева, который подспудно «висел в воздухе» в ходе всего министерского визита, официально посвящённого лишь проекту ПД-14, Владислав Масалов ответил: «Мы никогда не ставили вопрос «о судьбе Иноземцева» — мы всегда работали с Сан Санычем, и ничего не меняется. Никто сроков никаких конкретно не ставил, и я их не ставлю».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться