Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Нет, весь он не ушёл…

Что не так с отставкой Марата Гельмана

Поделиться

Марат Гельман уволен с занимаемой должности, но радости от этого решения почему-то мало. Пермское культурное сообщество испытывает очевидное неудобство. Как-то не так всё пошло, в смысле - не так, как хотелось бы.

Да, на протяжении четырёх лет многие открыто, а чаще кулуарно, по «кухням», рассуждали о том, что «Гельман должен быть изгнан». Но изгнан не буквально, а морально! Получилось же ровно наоборот: уволен, но не развенчан, уходит победителем, борцом с цензурой, мучеником прогресса.

Психологических аспектов в этой ситуации много, но все можно свести к одной формулировке: оказывается, не столь важно, что произошло, сколько – как произошло. Гельмана уволили не за финансовые нарушения, не за профнепригодность, не за моральный облик, наконец. Он уволен по политическим мотивам: это - часть кампании против Владислава Суркова, до которого пермским художникам, проектным менеджерам и их зрителям совершенно нет дела. Как, судя по всему, политикам нет дела до художников, проектных менеджеров и их зрителей. Они годами кричали об «угрозе Гельмана», но никто не принимал их во внимание. А тут пошла кампания – и вот тебе.

Но ещё неприятнее то, что в угоду политическим играм были цинично использованы и художественные критерии, и мораль, и патриотизм. Использованы в совершенно кондовом, не сказать даже «советском» – в совковом стиле. Карикатуры, оскорбляющие патриотические чувства российских спортсменов? Нет, это всерьёз воспринимать не хочется.

Возникает моральная дилемма: в этой ситуации радоваться уходу Гельмана – значит, радоваться победе циничных политиканов консервативного толка. Сомнительный повод для торжества.

Кроме того, не предложено никакой позитивной альтернативы. Прав Игорь Аверкиев: это «негативная политика», политика отрицания, которая не предлагает никакого конструктива.

Отставка Гельмана сама по себе ничего не значит. Нужно понимать, что будет вместо этого, как будет выглядеть «культурная перезагрузка», кто ею займётся, каков будет её посыл и, что тоже немаловажно, какова будет её финансовая подпитка. Например: что будет со строительством здания для Пермской государственной художественной галереи? (Впрочем, и при Гельмане с этим не было ясности, да и не больно-то его волновало).

Пока всё это не выяснится, поводов для радости маловато. И пока не похоже, чтобы нынешний краевой и. о. министра культуры был способен что-то внятное создать.

А тут ещё и дружный хор «алармистов»: «Ой, что же теперь с нами будет? Пропала Пермь!»

В фейсбуке и твиттере – чемпионат остроумия. Вот, опубликовали фото пустой эспланады и подписали: «Фестивальный городок 2014 года». Это неверие в собственные силы, в творческий потенциал местных людей – источник силы Гельмана.

Конечно, сотрудникам Музея современного искусства PERMM и соратникам Гельмана по проектам можно посочувствовать: неизвестно, кто придёт на его место, и придёт ли кто-то вообще, и будет ли вообще существовать этой «музей»...

В артистическом сообществе велика солидарность с Гельманом, и сейчас вряд ли найдётся значительная личность, которая по собственному желанию займёт его место – это будет расценено как корпоративное предательство. Разве что сам Гельман попросит кого-то подхватить его детище. И здесь нельзя исключить, что старый иезуит выступит-таки в этом качестве, но найдёт в качестве преемника кого-то ещё более скандального и абсолютно бескомпромиссного. С его стороны это была бы особо изощрённая месть «консерваторам» и «скептикам».

Хочется напомнить, что подобные «катастрофы» мы проходили, и не раз. Например, когда художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян уезжал в Москву, какая паника была! «Что же теперь станется с театром?!» Но появился Теодор Курентзис, и театр получил новый импульс развития, новую порцию глобального пиара, хотя не обошлось без проблем и передержек.

Это всегда так. Всегда провинциальные обыватели (зачёркнуто) основная масса населения в любой точке земного шара боится перемен, опасается будущего. Всегда есть вероятность, что перемены – к худшему, и почему-то именно эта вероятность кажется доминирующей.

А на самом деле – очень интересно, что будет. Поживём – увидим. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться