Сговоры в пролёте

В Сети иронизируют: пора уже Пермь переименовывать в Вексельбург...

Поделиться
Сговоры в пролёте

  Сергей Копышко

Контроль над энергетическим и коммунальным комплексом в Пермском крае структуры Виктора Вексельберга получили много лет назад и теперь стремительно захватывают новые рынки. И если раньше вхождение «КЭС-Холдинга», «Реновы» в ту или иную сферу было обставлено более или менее прилично, то теперь никто не церемонится. С этой бесцеремонностью связаны два громких скандала последних месяцев: фактически бесплатная и безальтернативная передача прав на застройку квартала №179 в Перми и весьма мутная история с выбором инвестора для реконструкции пермского аэропорта. 

По поводу конкурса на застройку квартала №179 Управление ФАС по Пермскому краю ещё в конце апреля вынесло предписание: отменить все действия, совершённые в рамках проведения конкурса, заключение договора по его результатам «будет являться неправомерным». Нарушения были просто вопиющими: 14 марта, более чем за неделю до официального объявления конкурса на сайте ОАО «Пермагростройзаказчик» компания «Кортрос» (бывшая «Ренова-СтройГрупп») представила на французской выставке недвижимости MIPIM свои проекты, среди которых была и реконструкция квартала №179, в точности «угадав» даже площадь жилья, которое будет написано в техзадании будущего «конкурса». «У руководства «Кортроса» потрясающий дар предвидения», — иронизировали по этому поводу журналисты.

Ситуацию же с заключением «инвестиционного меморандума» между структурой «Реновы» ОАО «Кольцово-Инвест» и правительством Пермского края и. о. руководителя Управления ФАС по Пермскому краю Антон Удальёв охарактеризовал коротко и ясно: «Это сговор». «Закулисный» меморандум хоть и не предполагает передачи каких-либо прав или акций инвестору, но содержит признаки нарушения ст. 16 закона «О конкуренции», и это достаточный повод для возбуждения антимонопольного дела. Решение о возбуждении такого дела сегодня принимает центральный аппарат ФАС, и Удальёв думает, что «такое решение не заставит себя ждать».

Бывший начальник Удальёва, ныне руководитель управления контроля топ­ливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин хотя и не занимается этим вопросом напрямую, но следит за событиями в Перми. Махонин считает, что в условиях бюджетного дефицита «правительство Пермского края должно озаботиться наполняемостью бюджета», а истории с кварталом №179 и аэропортом этому не способствуют.

Дмитрий Махонин, руководитель управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России, бывший руководитель Управления ФАС по Пермскому краю:

— Происходит очень странно: есть два ликвидных объекта, за которые готов бороться бизнес, давая всё больше и больше денег за приобретение земельного участка или в виде выкупа имущественного комплекса аэропорта. В этой ситуации проводить процедуры, на которых никто не заявляется или заявляется один и выиг­рывает по минимальной цене, — наверное, нелогично. Хотя государством нашим в этой части давно уже всё придумано. Не хочется думать о плохом, но то, что сейчас делается, делается непрозрачно, что приведёт к спору. А спорят, как все слышали, крупные олигархические структуры, и заходить в проект в ситуации этого спора означает затянуть начало реализации проекта, что для нас с вами как потребителей совершенно невыгодно.

Отбор предложений по строительству нового аэровокзала состоялся 28 февраля, по его итогам победителем было признано ОАО «Кольцово-Инвест». Другой участник конкурсного отбора — группа Олега Дерипаски «Базэл» — обратился с заявлением в ФАС. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев по итогам проведённой проверки в письменной форме рекомендовал губернатору Пермского края Виктору Басаргину выставить аэропорт на торги во избежание нарушения закона «О приватизации».

«Борьба олигархических структур» с последующим неизбежным оспариванием итогов таких «конкурсов» антимонопольщиками, по сути, делает заложниками всех жителей Пермского края. Правда, к подобным ситуациям в Перми уже привыкли. Чиновники хорошо научились затягивать, откладывать и переносить конкурсы до тех пор, пока в них не победит «нужная» структура, как было, например, с реконструкцией гимназии №17 в Перми. Но сейчас эта практика, похоже, выходит на новый уровень — региональный и даже федеральный.

На что надеются чиновники, идя на заведомые нарушения регламентов? Что это — надежда на «авось» (прокатит, не заметят, потом договоримся) или вопиющая некомпетентность? Дмитрий Махонин полагает, что «и то, и другое». Другой вопрос: что или кто заставляет чиновников так поступать?

Политтехнолог Алексей Чусовитин полагает, что «слишком уж Басаргин спешит выполнить обязательства перед крупными финансовыми структурами».

О наличии подобных обязательств говорят сегодня все наблюдатели, а ни от губернатора, ни от его представителей опровержений этого утверждения не поступало. Судя по происходящему, спешка и в самом деле есть, иначе как объяснить такие грубые просчёты в организации «исполнения обязательств»?

По большому счёту, подавляющему большинству жителей Пермского края всё равно, кто будет застраивать зло­счастную территорию бывшей «психушки» (всё равно стоимость «квадрата» здесь будет для 90% населения неподъёмной). Не имеет значения для них, кто построит новый аэропорт, лишь бы поскорее ликвидировали существующее позорное убожество и создали что-то более пристойное. Чуть больше тонкости в работе — и нужного результата можно было достичь, не привлекая внимания контролирующих органов, не раздражая соперничающих олигархов и даже извлекая политическую пользу: «пиаровская» ёмкость обоих проектов огромна.

Но нынешняя топорная работа ставит губернатора в крайне неудобное положение, с какой стороны ни посмотри. Если обязательства перед Виктором Вексельбергом у Виктора Басаргина действительно существуют — их неисполнение влечёт за собой проблемы.

«На таком уровне обязательств взять свои слова обратно невозможно», — замечает Алексей Чусовитин. Поток негатива, связанный с этими скандалами, очень мощный, «зачищать» его придётся долго, и не обращать внимания на этот фактор можно лишь в том случае, если Виктор Басаргин пришёл в Пермский край ненадолго.

Наконец, проекты не реализуются, развитие Перми тормозится, разрыв между более динамичными соседями и отстающим по многим показателям Пермским краем увеличивается. Впрочем, в любой «борьбе чиновников за интересы олигархов» такое обстоятельство рассматривается в самую последнюю очередь. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться