Марина Замятина

Марина Замятина

журналист

Бизнес против серости

Предприниматели и чиновники обсудили требования к уличным ларькам и торговым павильонам

Поделиться

На площадке Пермской торгово-промышленной палаты состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета при Управлении ФАС по Пермскому краю. Главной темой обсуждения стали претензии со стороны бизнес-сообщества к новшествам в торговой сфере. Недовольных ими предпринимателей становится всё больше.

Основные вопросы касались проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (НТО), требований к местам размещения, а также к их типовым проектам.

«У нас наработана огромная практика по вопросам признания законными и незаконными действий по включению НТО в схему размещения. Сейчас есть более 100 заявлений от предпринимателей, которые не согласны с постановлением правительства, которое определяет порядок размещения объектов, и решением Пермской городской думы», — пояснил и. о. руководителя Управления ФАС России по Пермскому края Антон Удальёв причину заседания совета.

Напомним, в конце сентября 2012 года в Перми была утверждена схема нестационарных торговых объектов, в которую включено 1308 мест под их размещение.

«Если раньше была единственная позиция администрации — размещать объекты по заявлениям, то сейчас порядок изменился. Получить определённый участок может тот, кто предложит большую арендную плату», — пояснила начальник управления потребительского рынка администрации Перми Ахсо Арекеева, назвав две цели такого решения: пополнение бюджета и развитие конкуренции.

При этом, по словам чиновницы, каждый предприниматель имеет возможность дополнить схему своим предложением. Так, например, уже было внесено 433 дополнительных места по заявлениям бизнесменов. Каждое из них проверяют городские ведомства — департамент дорог и транспорта, управление внешнего благоустройства, управление образования и здравоохранения, управление потребительского рынка, а также краевые управления Роспотребнадзора и МЧС. Если место не противоречит никаким нормам и правилам, то оно заносится в схему и выставляется на торги.

Проблема, по словам и. о. начальника отдела контроля органов власти краевого управления ФАС Дмитрия Баранова, заключается в том, что такой способ распределения мест способствует приходу на рынок недобросовестных предпринимателей: «Есть круг людей, которые выигрывают «точки», чтобы потом передавать их по завышенной цене в суб-аренду предпринимателям. Это носит массовый характер».

По словам исполнительного директора Пермского отделения общественного движения «Опора России» Натальи Коробейниковой, чтобы этого не происходило, необходимо пересмотреть порядок проведения аукционов.

«Мы участвовали в работе над документом и настаивали на том, чтобы предприниматель, подавший заявку, мог изменить заявленную цену лота в процессе торгов, — вспоминает Коробейникова. — А сейчас получается так, что форма подачи заявки открытая, а сам аукцион — закрыт. Кроме того, когда первый и второй участники, предложившие наибольшую цену, отказываются от лота, аукцион считается несостоявшимся. Некоторым выгодно срывать торги, чтобы подольше не покидать насиженные места».

По словам Коробейниковой, предприниматели предлагали администрации Перми пересмотреть порядок, но получили отрицательный ответ. Присутствовавший на совете заместитель председателя Пермской городской думы Юрий Уткин тут же лично пообещал проконтролировать, чтобы предложения предпринимателей «дошли по адресу».

Второй вопрос, который вызвал недоумение предпринимателей и привлёк внимание антимонопольного ведомства, касается решения Пермской городской думы, согласно которому все НТО должны соответствовать типовым проектам.

В документе указаны проекты типовых киосков и павильонов в части внешнего вида и устройства, а также необходимость обеспечения туалетом общего пользования и пр.

Так, все они должны быть серого цвета. И лишь небольшая часть — цветная. При этом в каждом районе города цвет будет свой.

Ранее краевое управление ФАС уже обращало внимание Пермской городской думы на то, что обязательное следование проекту нарушает ч. 2. ст. 8 закона «О торговле», который гласит, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют тип торгового объекта.

Ахсо Арекеева, начальник управления потребительского рынка администрации Перми:

— Если сравнивать с рынком рекламных конструкций, то федеральный закон прописывает, что должны представлять вывески, билборды и так далее. Поскольку в сфере НТО такого нет, мы с депутатами решили, что необходимо разработать типологию. Например, типовой киоск будет иметь размер 8 кв. м, павильон — 30 кв. м и так далее. Департамент градостроительства и архитектуры поддержал типовой проект. Были учтены все территории города, включая центр. Это некий конструктивный универсальный элемент. Учли и пожелания предпринимателей. Например, отказались от проекта стеклянного ларька, так как бизнесмены говорили о его незащищённости от вандалов.

Однако, по словам предпринимателей, киоск, построенный по типовому проекту, будет стоить несопоставимо дороже, чем это было раньше. Так, например, стоимость самого большого павильона по проекту составит 1,2 млн руб. Сейчас сделать помещение такого размера можно и за 200 тыс. руб.

Кроме того, необходимость устанавливать туалет, прописанная думцами, также может сказаться на рентабельности.

Завершая обсуждение, Юрий Уткин отметил, что требуется выстроить прозрачную систему «взаимозачётов» с мэрией, по которой, например, будет субсидироваться содержание санитарных мест общего пользования из бюджета. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться