Кирьянов.png

Игорь Кирьянов

председатель Общественной палаты Пермского края

А дальше что?

Правоприменительная практика, связанная с расширительным толкованием понятия «политическая деятельность», вызывает тревогу

Поделиться

Общественная палата Пермского края обеспокоена ситуацией, сложившейся вокруг новаций в федеральном законе о некоммерческих общественных организациях, которые обязывают общественные организации, получающие гранты от зарубежных институтов и занимающиеся политической деятельностью, регистрироваться в качестве «иностранных агентов». Подобное уведомление получили и четыре пермских гражданских организации. Кстати, Общественная палата направила запрос в прокуратуру Пермского края с просьбой предоставить результаты проведённых проверок общественных организаций региона.

Конечно, закон есть закон. Но тревогу вызывает правоприменительная практика, связанная с расширительным толкованием понятия «политическая деятельность». Если следовать логике подобного толкования, то получится, что политической деятельностью занимаются очень многие (даже адвокаты), все те, кто так или иначе вступает в диалог с государством. Абсурдно, не правда ли?

Возьмём пермские организации, которым предписано зарегистрироваться «иностранными агентами», иначе они будут закрыты. Это Пермская гражданская палата, Центр гражданского анализа и независимых исследований, Центр поддержки демократических молодёжных инициатив «Мемориал» и Пермский региональный правозащитный центр. Каждая из этих организаций осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного устава. Указания на политическую деятельность нет ни в одном из них. При этом они работают много лет и занимаются, в общем, одним и тем же. Поэтому вопрос: отчего раньше к ним не было претензий по поводу того, что они занимаются политической деятельностью, а теперь вдруг появились?

Между государством и гражданским обществом было и всегда будет противоречие. Чем больше государства, тем меньше гражданского общества, и наоборот. В настоящее время поле для критики государства, увы, расширилось. Сам президент активно критикует многие государственные институты за их неэффективность. Представляется, что маркировка «иностранными агентами» тех общественных организаций, которые получают зарубежные гранты, призвана подчеркнуть заказной характер всей их деятельности, уличить в непатриотичности.

Известно, что понятие «иностранный агент» имеет в нашей стране однозначную негативную коннотацию. Данная калька с иностранного закона представляется крайне неудачной. Законодатель нам говорит, что так решается вопрос в других странах, но в России очень многое не так, как в остальном мире. Понятно, что власть пытается учесть опыт «цветных» революций, в которых немалую роль сыграли и определённые иностранные грантодатели. Может быть, стоило составить список тех зарубежных институтов, от которых не рекомендуется получать финансовую помощь? Что ж всех мазать чёрной краской?

Сегодня дан вполне отчётливый сигнал о том, что не стоит указывать на недостатки в деятельности власти «иностранным агентам», а завтра? Всем демократам и либералам? Трудно избавиться от ощущения, что в современной России вполне целенаправленно ведётся дискредитация понятия «либерал».

В 1990-е годы в словарь ненормативной лексики фактически перекочевало понятие «демократ», а теперь достаточно обругать оппонента «либералом», чтобы обвинить его едва ли не во всех смертных грехах, даже если он никакой и не либерал. В системе ценностей либерализма базовыми являются права и свободы человека и гражданина. Неужели настало время для ревизии ст. 2 Конституции РФ? А дальше что?

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться